Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 8 ноября
2022 года кассационную жалобу акционерного общества "Специализированный застройщик Инвестиционно-строительный комитет городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (далее -
АО "СЗ Инвестиционно-строительный комитет города Уфа") на решение Ленинского районного суда города Уфы от 13 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 мая 2022 года по административному делу N 2а-417/2022 по административному исковому заявлению прокурора Ленинского района города Уфы, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация) об оспаривании постановления органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, мнение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мигунова В.Ю, полагавшего судебные акты законными и обоснованными, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
11 августа 2021 года заключением межведомственной комиссии городского округа города Уфа Республики Башкортостан "адрес" многоквартирный дом "данные изъяты" признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 46-50).
Постановлением Администрации от 8 октября 2021 года N 1342 многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу с установлением срока расселения жильцов до 10 декабря 2024 года (пункт 2 постановления, л.д. 51, 52).
Усматривая незаконность вышеуказанного постановления в части установления срока расселения, прокурор Ленинского района города Уфы оспорил его в судебном порядке.
Решением Ленинского районного суда города Уфы от 13 января
2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 мая 2022 года, заявленные требования удовлетворены. Пункт 2 постановления от 8 октября 2021 года N 1342 признан незаконным, на Администрацию возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу внести изменения в пункт 2 названного постановления, установив разумный срок расселения жильцов - не позднее 31 декабря 2022 года.
В кассационной жалобе заинтересованное лицо АО "СЗ Инвестиционно-строительный комитет города Уфа" просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам административного дела. Приводит доводы о законности ранее установленного органом местного самоуправления срока расселения жильцов многоквартирного дома, определенного с учетом мнения проживающих в нем граждан. Также ссылается на отсутствие у судебных органов полномочий по установлению сроков расселения жильцов многоквартирного дома, поскольку это относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судебными инстанциями не допущено.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище, одновременно возлагает на органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2).
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
Согласно абзацу второму пункта 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 данного Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Абзац седьмой пункта 7 Положения устанавливает, что решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).
Таким образом, определение срока отселения граждан из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, относится к компетенции органа местного самоуправления.
Вместе с тем, удовлетворяя заявленные требования и признавая незаконными установленный срок расселения жильцов многоквартирного дома до 10 декабря 2024 года незаконным, судебные инстанции, проанализировав положения действующего законодательства, ссылки на которые содержатся в обжалуемых судебных актах, установив факт признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу еще в 2021 году, обоснованно исходили из того, что указанный срок не является разумным и создает угрозу возникновения аварийных ситуаций, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в связи с чем пришли к правильному выводу об установлении иного срока расселения - до 31 декабря 2022 года.
Доводы кассационной жалобы о незаконности установленного судом срока расселения жильцов многоквартирного дома являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, где получили надлежащую правовую оценку. Так, судами верно констатировано, что степень износа жилого дома составляет 75 %, состояние несущих конструкций характеризуется, как аварийное, что не позволяет обеспечить безопасность проживающих в нем граждан и третьих лиц.
Аргументы жалобы об отнесении полномочий по установлению сроков расселения жильцов многоквартирного дома к исключительной компетенции органов местного самоуправления основаны на неверном толковании закона, поскольку Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает возможность оспаривания решений таких органов в судебном порядке (глава 22 названного кодекса).
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а постановленные по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Уфы от 13 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Специализированный застройщик Инвестиционно-строительный комитет городского округа город Уфа Республики Башкортостан" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 27 декабря
2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.