Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 7 ноября
2022 года кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области" (далее - ФКУ ИК N 9 УФСИН России по Ульяновской области) на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 9 августа
2022 года по административному делу N 2а-795/2022 по административному иску Ульяновского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области в защиту неопределенного круга лиц к ФКУ ИК N 9 УФСИН России по Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить надлежащие условия содержания осужденных.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, мнение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мигунова В.Ю, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ульяновский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области, действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к ФКУ ИК N 9 УФСИН России по Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить надлежащие условия содержания осужденных.
Решением Заволжского районного суда города Ульяновска от 6 апреля 2022 года заявленные требования удовлетворены частично. На ФКУ ИК N 9 УФСИН России по Ульяновской области возложена обязанность в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего финансирования устранить ненадлежащее санитарно-гигиеническое состояние помещений штрафного изолятора, помещений камерного типа для осужденных, выражающееся в осыпании настенного и потолочного покрытия, наличии следов протечек, плесени, дефектов напольного покрытия, скопления конденсата, сырости в оконных проемах, недостаточности уровня искусственной освещенности, для чего произвести необходимый ремонт помещений штрафного изолятора, помещений камерного типа, для осужденных, обеспечить запас вещевого довольствия осужденных. В остальной части заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 9 августа
2022 года решение суда первой инстанции изменено. На ФКУ ИК N 9 УФСИН России по Ульяновской области возложены следующие обязанности:
- в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить ненадлежащее санитарно-гигиеническое состояние помещений исправительного учреждения, а именно: произвести ремонт полов, стен, потолков, оконных проемов в камерах ШИЗО N 1-5, 7, ПКТ N 1-3, 5, 7, 8; привести уровень искусственной освещенности в камере ШИЗО N 2 и ПКТ N 4 в соответствие гигиеническим нормативам показателей естественного, искусственного и совмещенного освещения помещений жилых зданий, утвержденных постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 2;
- в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить запас вещевого обеспечения для осужденных, отбывающих наказание в учреждении, согласно приказу Минюста России от 3 ноября
2013 года N 216 "Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах", а именно: головных уборов летних (размеры 58, 59, 60) в количестве 800 шт, головных уборов зимних (размеры 60, 62) в количестве 300 шт, курток утепленных (все размеры) в количестве 200 шт, костюмов (все размеры) в количестве 500 шт, свитеров трикотажных (всех размеров) в количестве
950 шт, белья нательного теплого (всех размеров) - в количестве 800 шт, маек (всех размеров) - в количестве 800 шт, ботинок комбинированных (всех размеров) - в количестве 950 шт, сапог мужских комбинированных зимних (всех размеров) - в количестве 350 шт, полуботинок летних (всех размеров) - в количестве 850 шт, литьевых пантолет (всех размеров) - в количестве
350 шт, матрацев- в количестве 200 шт, полотенец типа А- в количестве
500 шт, полотенец типа Б (банных) - в количестве 500 шт, наволочек подушечных верхних- в количестве 500 шт, хлопчатобумажных носков (всех размеров) - в количестве 600 шт, полушерстяных носков (всех размеров) - в количестве 1000 шт, сорочек верхних (всех размеров) - в количестве 200 шт, одеял (полушерстяных или с синтетическим наполнителем) - в количестве
100 шт, подушек (ватных или с синтетическим наполнителем) - в количестве 100 шт. и простыней - в количестве 1000 шт. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФКУ ИК N 9 УФСИН России по Ульяновской области просит об отмене апелляционного определения, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам административного дела. Не оспаривая сущность заявленных требований, содержание кассационной жалобы сводится к невозможности исполнения принятых судебных актов в установленные сроки, в том числе ввиду недостаточного финансирования исправительного учреждения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Частями 1 и 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 82 названного кодекса, администрация исправительного учреждения обязана обеспечить осужденных одеждой установленного образца. Форма одежды определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных (часть 3 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации
от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Разрешая дело, суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав положения действующего законодательства, ссылки на которые содержатся в обжалуемых судебных актах, установив факт нарушений условий содержания осужденных в ФКУ ИК N 9 УФСИН России по Ульяновской области в части несоблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а также норм вещевого довольствия, пришли к правильному выводу о допущенном административным ответчиком бездействии и наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы о невозможности исполнения апелляционного определения ввиду недостаточного финансирования исправительного учреждения не опровергает правильность выводов суда апелляционной инстанции, в связи с чем отмену апелляционного определения не влекут.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а постановленные по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 9 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 27 декабря
2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.