Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А, Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 25 октября 2022 года кассационную жалобу Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан на решение Белокатайского межрайонного суда Республики Башкортостан от 13 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 27 апреля 2022 года по административному делу N 2а-48/2022 по административному исковому заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан (далее также - ГБУЗ РБ, учреждение здравоохранения) Большеустьикинская центральная районная больница к Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан (далее также - инспекция) о признании незаконными и отмене акта проверки и предписания об устранении выявленных нарушений; решения об оставлении без изменения предписания об устранении выявленных нарушений, вынесенного в порядке обжалования; протоколов об административном правонарушении.
Заслушав доклад судьи Карякина Е.А, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу, и доводы кассационной жалобы, объяснения представителей Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан по доверенности Сабировой И.И, Вансковой О.В. в поддержку кассационной жалобы, посредством видеоконференц-связи возражения главного врача ГБУЗ РБ Большеустьикинская центральная районная больница Саетова Б.А, а также представителя названного учреждения здравоохранения по доверенности Вахитовой Р.Ф. относительно удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ГБУЗ РБ Большеустьикинская центральная районная больница (далее также - административный истец, Большеустьикинская ЦРБ, больница) обратилось в суд с вышеозначенным административным исковым заявлением к Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан (далее также - административный ответчик).
В обоснование административного искового заявления указано, что инспекцией проведена внеплановая выездная проверка по соблюдению трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по итогам которой главным инспектором труда Хариной Ю.А. составлен акт проверки от 31 августа 2020 года и вынесено в адрес больницы предписание об устранении нарушений от 31 августа 2020 года (далее - предписание), а также составлены два протокола от 11 сентября 2020 года об административных правонарушениях, предусмотренных частью 6 статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в отношении больницы и её главного врача.
Оспаривая результаты проверки и выданное по её итогам предписание, учреждение здравоохранения обратилось к руководителю инспекции с возражением от 22 сентября 2020 года, решением руководителя инспекции от 9 ноября 2020 года предписание оставлено без изменения, возражения на него - без удовлетворения.
Административный истец полагает, что предписание носит незаконный характер, поскольку отсутствуют основания для осуществления стимулирующих выплат медицинским работникам учреждения здравоохранения за июль 2020 года согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 484 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 484, Правила), поскольку в указанный период инфекционный госпиталь был закрыт, больные маршрутизировались в иное учреждение здравоохранения, у больных, которым оказывалась медицинская помощь, новая коронавирусная инфекция не выявлена, что подтверждается данными из информационной системы.
Согласно протоколу комиссии больницы от 27 июля 2020 года N 4 медицинским работникам произведены положенные денежные выплаты за оказание специализированной помощи в стационарных условиях и риск заражения, а также за особые условия и дополнительную нагрузку в стационаре. Кроме того, в апреле 2020 года финансовой возможности для таких выплат не имелось, в связи с чем данные выплаты приказом главного врача больницы отменены, что не противоречит действующему законодательству и предусмотрено локальными нормативными актами.
Административный истец с учетом произведённого уточнения административных исковых требований просил суд: отменить акт проверки от 31 августа 2020 года; предписание от 31 августа 2020 года об устранении выявленных нарушений; решение руководителя Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан от 9 ноября 2020 года по жалобе (возражению) главного врача больницы; протоколы об административном правонарушении.
Решением Белокатайского межрайонного суда Республики Башкортостан от 13 января 2022 года отменено предписание от 31 августа 2020 года, выданное главным государственным инспектором труда Хариной Ю.А, и решение руководителя инспекции Астрелиной Т.Н. от 9 ноября 2020 года, вынесенное по результатам рассмотрения возражения главного врача ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ на предписание от 31 августа 2020 года; в удовлетворении остальной части требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 27 апреля 2022 года решение Белокатайского межрайонного суда Республики Башкортостан от 13 января 2022 года отменено в части удовлетворения требований об отмене предписания от 31 августа 2020 года и решения руководителя инспекции Астрелиной Т.Н. от 9 ноября 2020 года, вынесенного по результатам рассмотрения возражения главного врача ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ на предписание от 31 августа 2020 года, в части неначисления и невыплаты единовременной выплаты за июль 2020 года в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 484, части 6 статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации палатным медсестрам, санитаркам, меддезинфекторам, работающим с больными COVID-19 в инфекционном отделении ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ, а также в части отказа в удовлетворении требований об отмене протоколов об административном правонарушении; в части требований об отмене предписания от 31 августа 2020 года и решения руководителя инспекции Астрелиной Т.Н. от 9 ноября 2020 года по делу принято новое решение, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ об отмене предписания от 31 августа 2020 года и решения руководителя инспекции Астрелиной Т.Н. от 9 ноября 2020 года, вынесенного по результатам рассмотрения возражения главного врача ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ на предписание от 31 августа 2020 года, в части неначисления и невыплаты единовременной выплаты за июль 2020 года в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 484, частью 6 статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации палатным медсестрам, санитаркам, меддезинфекторам, работающим с больными COVID-19 в инфекционном отделении ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ; прекращено производство по делу в части требований об отмене протоколов об административном правонарушении; в
остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной 25 октября 2022 года через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, инспекция, выражая несогласие с состоявшимися по делу судебными актами в части выводов о незаконности и отмене оспариваемых предписания и решения об оставлении его без изменения, вынесенного в порядке обжалования относительно стимулирующих выплат медицинскому персоналу за стаж, просит изменить состоявшиеся по делу судебные постановления в связи с допущенными судами нарушениями норм материального права, несоответствием выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела.
В обоснование доводов кассационной жалобы её податель указывает, что действующим законодательством не предусмотрена возможность отмены стимулирующих выплат за стаж непрерывной работы, за выслугу лет в связи с трудным финансовым положением медицинского учреждения.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания своевременно и надлежащим образом.
Изучив материалы административного дела, выслушав явившихся участников, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на неё, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения были допущены судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу.
Из материалов административного дела следует, что на основании распоряжения (приказа) от 13 августа 2020 года инспекцией проведена внеплановая выездная проверка в отношении ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ, по итогам которой главным государственным инспектором труда Хариной Ю.А. составлен акт проверки от 31 августа 2020 года, а также выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 31 августа 2020 года.
Согласно акту проверки выявлены нарушения условий оплаты труда медицинских работников, работающих в условиях новой коронавирусной инфекции, (положений части 6 статьи 136, абзаца 2 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации N 484) при подтвержденном диагнозе "коронавирус" не были начислены и осуществлены выплаты за июль 2020 года работникам: медсестры палатные: Жильцова Н.П, Набиуллина З.Р, Могильникова Т.Н, Мустаева Г.М, Гимазетдинова Г.Р, Тагирова Г.С, Билалутдинова Л.Ф, Григорьева И.М, Шамакова И.Р, Закирьянова З.А, Хафизова Л.Р, меддезинфектор: Гиззатуллина А.Ф, Субхангулова Г.Ф, санитарки: Черепанова А.Д, Зиннурова Д.М, Зарипова Г.М, Гиниятова Д.Т, Салимгареева З.М, Сахаутдинова А.С, Мансурова А.М, Галимова Р.Г.
Кроме того, врачам и среднему медицинскому персоналу (согласно списку работников в количестве 158 человек) отменены стимулирующие выплаты за стаж работы за апрель 2020 года в нарушение части 6 статьи 136, абзаца 2 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Республики Башкортостан от 13 августа 2015 года N 311 "Об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Республики Башкортостан.
Предписанием от 31 августа 2020 года на ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ возложены обязанности в срок 30 сентября 2020 года по устранению выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права: начислить и выплатить работникам единовременную выплату за июль 2020 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 484, частью 6 статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации, а также ежемесячную денежную выплату за апрель 2020 года за стаж в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 13 августа 2015 года N 311, частью 6 статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации. Выплаты произвести с учетом денежной компенсации согласно статье 236 Трудового кодекса Российской Федерации.
По итогам рассмотрения возражений, поданных учреждением здравоохранения, руководителем инспекции Астрелиной Т.Н. вынесено решение от 9 ноября 2020 года об оставлении предписания без изменения и отказе в удовлетворении возражения.
Нарушения, установленные в ходе проверки государственным инспектором труда Хариной Ю.А, послужили основанием для составления ею 11 сентября 2020 года протоколов об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в отношении главного врача ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ Саетова Б.А. и ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая оспариваемое предписание в части возложения обязанности начислить и выплатить стимулирующую надбавку за выслугу лет незаконным, судебные инстанции исходили из того, что начисление и выплата стимулирующих выплат является правом, а не обязанностью работодателя и устанавливаются последним только при наличии финансовой возможности, что предусмотрено коллективным договором, а также локальными нормативными актами ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ.
С указанными выводами согласить нельзя в силу следующего.
Согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права, в соответствии с Конституцией Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В части 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации раскрыто содержание понятия заработной платы (оплаты труда работника), состоящей из вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационных и стимулирующих выплат.
Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (статья 132 названного кодекса).
Исходя из положений статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации, системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера и надбавок стимулирующего характера, и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Положениями статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Вопросы регулирования оплаты труда работников государственных учреждений Республики Башкортостан урегулированы Законом Республики Башкортостан от 25 февраля 2009 года N 97-з "Об оплате труда работников государственных учреждений Республики Башкортостан".
Так, системы оплаты труда работников государственных учреждений Республики Башкортостан включают минимальные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам, условия осуществления и размеры выплат компенсационного характера, а также размеры повышающих коэффициентов к окладам и иные выплаты стимулирующего характера (статья 2 вышеназванного закона).
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что стимулирующие выплаты, предусмотренные коллективными договорами, включены в систему оплаты труди являются составной частью заработной платы работников государственных учреждений.
Кроме того, в целях реализации положений Трудового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Республики Башкортостан от 13 августа 2015 года N 311 утверждено Положение об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Республики Башкортостан" (далее - Положение).
Пунктом 2 названного постановления установлено, что выплата заработной платы работникам государственных учреждений здравоохранения Республики Башкортостан в соответствии с пунктом 1 настоящего Постановления осуществляется в пределах средств бюджета Республики Башкортостан, предусматриваемых Министерству здравоохранения Республики Башкортостан согласно ведомственной структуре расходов бюджета Республики Башкортостан на соответствующий год, средств бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан и средств от приносящей доход деятельности.
Порядок и условия осуществления выплат стимулирующего характера предусмотрен в разделе 4 Положения, в соответствии с пунктом 4.2 которого решение о введении выплат стимулирующего характера и условиях их осуществления принимается учреждениями самостоятельно в пределах средств фонда оплаты труда.
Как следует из материалов административного дела, основанием для отмены выплат стимулирующего характера послужил принятый главным врачом ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ приказ от 17 апреля 2020 года N 314, со ссылкой на пункт 4.2 Положения, мотивированный отсутствием утверждённых лимитов по фонду оплаты труда и отсутствием денежных средств из других источников финансирования (т. 1 л.д. 125).
Вместе с тем, пункт 4.2 Положения не предусматривает возможность отмены руководителем учреждения ранее введенных выплат стимулирующего характера (среди которых предусмотрена надбавка за выслугу лет) ввиду недостаточности средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования или сложившегося в организации трудного финансового положения, в связи с чем правовых оснований для отмены выплат стимулирующего характера у ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ не имелось.
Частями пятой и шестой статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда такой акт содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении").
Допущенное судами обеих инстанций неправильное применение норм материального права привело к принятию судами неправильных судебных актов.
Исходя из изложенного, суд кассационной инстанции полагает необходимым отменить судебные акты судов первой и апелляционной инстанций в части удовлетворения административных исковых требований ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ к Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан об отмене предписания от 31 августа 2020 года N 2/3-197-20ПВ/12-7803-И/42-3132 и решения руководителя Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан от 9 ноября 2020 года, в части начисления и выплаты ежемесячной денежной выплаты за апрель 2020 года медицинскому персоналу за стаж согласно приложенному списку, согласно части 6 статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации, Постановлению "Об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Республики Башкортостан" от 13 августа 2015 года N 311, по делу в указанной части принять новое решение об оставлении без удовлетворения административных исковых требований ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Белокатайского межрайонного суда Республики Башкортостан от 13 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 27 апреля 2022 года в части удовлетворения требований Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Большеустьикинская центральная районная больница к Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан об отмене предписания от 31 августа 2020 года N 2/3-197-20-ПВ/12-7803-И/42-3132 и решения руководителя Государственной инспекции труда по Республике Башкортостан Астрелиной Т.Н. от 9 ноября 2020 года, вынесенного по результатам рассмотрения возражения главного врача Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Большеустьикинская центральная районная больница на предписание от 31 августа 2020 года N 2/3-197-20-ПВ/12-7803-И/42-3132, в части начисления и выплаты ежемесячной денежной выплаты за апрель 2020 года медицинскому персоналу за стаж согласно приложенному списку, согласно части 6 статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации, Постановлению "Об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Республики Башкортостан" от 13 августа 2015 года N 311 - отменить.
Принять по административному делу N 2а-1438/2021 в отменённой части новое решение, которым в удовлетворении требований Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Большеустьикинская центральная районная больница к Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан об отмене предписания от 31 августа 2020 года N 2/3-197-20-ПВ/12-7803-И/42-3132 и решения руководителя Государственной инспекции труда по Республике Башкортостан Астрелиной Т.Н. от 9 ноября 2020 года, вынесенного по результатам рассмотрения возражения главного врача Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Большеустьикинская центральная районная больница на предписание от 31 августа 2020 года N 2/3-197-20-ПВ/12-7803-И/42-3132, в части начисления и выплаты ежемесячной денежной выплаты за апрель 2020 года медицинскому персоналу за стаж согласно приложенному списку, согласно части 6 статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации, Постановлению "Об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Республики Башкортостан" от 13 августа 2015 года N 311 - отказать.
В остальной части решение Белокатайского межрайонного суда Республики Башкортостан от 13 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 27 апреля 2022 года оставить без изменения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 22 декабря 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.