Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 10 апреля 2008 г. N А05-10420/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Любченко И.С, Самсоновой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске на решение Арбитражного суда Архангельской области от 11.12.07 по делу N А05-10420/2007 (судья Калашникова В.А.),
установил:
Муниципальное унитарное ремонтно-эксплуатационное предприятие "Соломбальское" муниципального образования "Город Архангельск" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске (далее - Управление) о признании недействительными требования N 365327 об уплате недоимки по страховым взносам по состоянию на 25.09.07 и решения от 17.10.07 N 365163.
Решением суда первой инстанции от 11.12.07 заявленные Предприятием требования удовлетворены полностью.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение. Фактически Управление оспаривает правомерность вывода суда только в отношении той части пеней, которая начислена за несвоевременную уплату обязательных платежей, обязанность по уплате которых возникла после открытия конкурсного производства.
Управление и Предприятие о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Управление направило в адрес Предприятия требование N 365327 по состоянию на 25.09.07, в соответствии с которым заявителю предложено в срок до 10.10.07 уплатить 16 116 рублей 94 копеек пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Неисполнение Предприятием указанного требования в добровольном порядке в установленный срок послужило основанием для вынесения Управлением в порядке, предусмотренном статьей 25.1 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", решения от 17.10.07 N 365163 о взыскании с Предприятия 16 116 рублей 94 копеек пеней.
Признавая недействительными требование и решение, суд первой инстанции указал на то, что часть спорных пеней начислены на сумму текущей недоимки, возникшей до открытия конкурсного производства в отношении Предприятия, что не допускается пунктом 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.02 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве). В отношении части спорных пеней, начисленных после открытия конкурсного производства, суд указал, что вопрос об их взыскании должен решаться конкурсным управляющим в порядке статьи 142 Закона о банкротстве.
В кассационной жалобе Управление оспаривает правомерность вывода суда только в отношении той части пеней, которая начислена за несвоевременную уплату обязательных платежей, обязанность по уплате которых возникла после открытия конкурсного производства.
Из материалов дела следует, что определением Арбитражного суда Архангельской области от 27.04.05 по делу N А05-5340/2005-8 в отношении Предприятия введена процедура наблюдения. Решением Арбитражного суда Архангельской области от 05.10.06 по этому же делу Предприятие признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
Согласно статье 23 Закона N 167-ФЗ под расчетным периодом понимается год. Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Закона N 167-ФЗ ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 настоящего Закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.
Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
Согласно статье 26 Закона N 167-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается установленная названной статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Законом N 167-ФЗ сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 5 и пункту 1 статьи 134 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов и погашаются за счет конкурсной массы вне очереди. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
В пунктах 4 и 45 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.04 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" разъяснено, что требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве). Исковые, а также иные требования по таким обязательствам рассматриваются в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника.
Согласно пункту 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.06 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" (далее - постановление Пленума N 25), при применении предусмотренной абзацем 3 пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве нормы о прекращении начисления с даты открытия конкурсного производства неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника судам следует исходить из того, что это положение применяется как к требованиям, подлежащим включению в реестр требований кредиторов, так и к текущим требованиям, возникшим до открытия конкурсного производства.
В этом же пункте указано, что требования по пеням, начисленным в период конкурсного производства в отношении обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, удовлетворяются в том же порядке, что и основное требование об уплате недоимки, то есть в очередности, установленной пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве.
Из этого пункта суд первой инстанции сделал вывод о том, что вопрос о взыскании пеней на суммы, страховых взносов, обязанность по уплате которых возникла после открытия конкурсного производства, должен решаться не органом пенсионного фонда, а конкурсным управляющим в соответствии с Законом о банкротстве.
Однако в приведенном пункте речь идет не о порядке взыскания пеней, а об очередности их взыскания.
Из приведенных выше нормативных положений и разъяснений Высшего Арбитражного суда Российской Федерации следует, что независимо от порядка и очередности удовлетворения требований кредиторов по текущим обязательствам обоснованность этих требований проверяется в общем порядке, поскольку в рамках дела о банкротстве текущие кредиторы лишены процессуального статуса.
Кроме того, пунктом 15 постановления Пленума N 25 установлено, что при применении пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве судам необходимо учитывать, что эта норма не подлежит применению к требованиям об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ввиду наличия специальной нормы, устанавливающей обязанность конкурсного управляющего производить возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом платежи при оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства (пункт 5 статьи 134 Закона). Таким образом, требования органов Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязанность по уплате которых возникла после открытия конкурсного производства, подлежат исполнению должником в установленном статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации порядке.
Таким образом, поскольку задолженность Предприятия по уплате страховых взносов по итогам 2006 года относится к текущей, то взыскание пеней, начисленных на эти суммы, должно производиться в общем порядке вне рамок дела о банкротстве.
Следовательно, поскольку в данном случае взыскание пеней в силу пункта 3 статьи 25 Закона Российской Федерации "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 этого Закона, то вывод суда о неправомерности действий Управления по включению в оспариваемые требование и решение пеней, начисленных на недоимку, образовавшуюся по итогам 2006 года, является неверным.
Таким образом, решение суда о признании недействительными требования и решения Управления в части включения в них пеней, начисленных на недоимку, образовавшуюся по итогам 2006 года, подлежит отмене. В удовлетворении заявленных требований в этой части Предприятию следует отказать.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктами 1 и 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 11.12.07 по делу N А05-10420/2007 отменить в части признания недействительными требования от N 365327 об уплате недоимки по страховым взносам по состоянию на 25.09.07 и решения от 17.10.07 N 365163 Государственного учреждения - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске в части включения в них пени на недоимку, образовавшуюся по итогам 2006 года.
В этой части Муниципальному унитарному ремонтно-эксплуатационному предприятию "Соломбальское" муниципального образования "Город Архангельск" в удовлетворении заявленных требований отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий |
Т.В.Клирикова |
Судьи |
И.С. Любченко |
|
Л.А.Самсонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 апреля 2008 г. N А05-10420/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника