Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Тураевой Т.Е, Арзамасовой Л.В, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видео конференц-связи (с Ленинским районным судом г.Чебоксары) кассационную жалобу Васильева А.А. на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 30 марта
2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 29 августа 2022 года по гражданскому делу N 2-863/2022 по иску Васильева А.А. к Министерству внутренних дел по Чувашской Республике, отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Новочебоксарск о возложении обязанности произвести перерасчет выслуги лет в льготном исчислении, включив в выслугу лет период военной службы в льготном исчислении.
Заслушав доклад судьи Юровой О.В, объяснения представителя Васильева А.А. Федорова П.Г, действующего на основании доверенности от 27 сентября 2022 года, представителя МВД по Чувашской Республике Павловой Л.А, действующей на основании доверенности от 30 декабря 2021 года, представителя отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Новочебоксарск Орловой А.А, действующей на основании доверенности от 10 января 2022 года, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Васильев А.А. обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением к Министерству внутренних дел по Чувашской Республике (далее - МВД по Чувашской Республике), отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Новочебоксарск (далее - ОМВД России по городу Новочебоксарск), обосновав его следующим.
19 апреля 2021 года истец уволен из органов внутренних дел Российской Федерации по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, и ему произведен расчет выслуги лет на дату увольнения в календарном исчислении 19 лет 4 месяца, в льготном исчислении - 23 года 1 месяц 12 дней. При расчете выслуги лет истца ответчик допустил арифметические ошибки и не учел, что в период с 12 августа 2002 года по 04 сентября 2004 года Васильев А.А. проходил срочную военную службу в Республике Таджикистан в условиях чрезвычайного положения. Такой период военной службы истца подлежал включению в стаж службы в льготном исчислении (один месяц военной службы за три месяца).
С учетом изложенного, истец просил: признать прохождение им военной службы в Республике Таджикистан с 12 августа 2002 года по 04 сентября 2004 года периодом службы, дающим право для включения в стаж в льготном исчислении из расчета 1 месяц службы за три месяца сроком в 72 месяца (6 лет); признать незаконным невключение ответчиками в льготное исчисление выслуги Васильева А.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, капитана полиции, старшего инспектора регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД периода прохождения военной службы в качестве офицера Вооруженных сил Российской Федерации в Республике Таджикистан с 12 августа 2002 года по 04 сентября 2004 года исходя из расчета один месяц службы за три месяца; возложить на ответчиков обязанность произвести перерасчет выслуги лет в льготном исчислении, включив в выслугу лет в льготном исчислении один месяц службы за три месяца период военной службы в качестве офицера Вооруженных Сил Российской Федерации с 12 августа 2002 года по 04 сентября 2004 года в Республике Таджикистан и определить выслугу лет в льготном исчислении в количестве 27 лет 1 месяца 14 дней.
Решением Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 30 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 29 августа 2022 года, в удовлетворении исковых требований Васильева А.А. отказано.
В кассационной жалобе Васильев А.А. просит отменить судебные акты, принять новое решение об удовлетворении исковых требований истца, ссылается на неправильное применение норм материального права.
Выслушав объяснения представителя Васильева А.А. Федорова П.Г, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя МВД по Чувашской Республике Павловой Л.А, представителя отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Новочебоксарск Орловой А.А, просивших судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Иные лица правом участия в судебном заседании кассационной инстанции не воспользовались, надлежащим образом уведомлены о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с частью 2.1. статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайства об отложении рассмотрения кассационной жалобы до начала судебного заседания не представил.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка участвующих в деле лиц в заседание суда кассационной инстанции не является препятствием в рассмотрении жалобы.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что в период с 13 июня 2006 года по 19 апреля 2021 года истец проходил службу в органах внутренних дел.
Приказом ОМВД России по городу Новочебоксарск N л/с от 15 апреля 2021 года, Васильев А.А. уволен с занимаемой должности старшего инспектора регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД ОМВД России по городу Новочебоксарск 19 апреля 2021 года по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", по выслуге лет, дающей право на пенсию, с установленной выслугой лет в календарном исчислении 19 лет 4 месяца, в льготном исчислении - 23 года 1 месяц 12 дней.
Период с 05 августа 2002 года по 04 сентября 2004 года относится к прохождению истцом военной службы по призыву на территории Республики Таджикистан.
Согласно послужному списку и сведениям из военного билета ГД N, Васильев А.А. 05 августа 2002 был призван на военную службу сроком на 24 месяца и зачислен в распоряжение командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа, в период с 05 августа 2002 года по 28 октября 2002 года находился в распоряжении СауПУ пВО, с 28 октября 2002 года по 26 ноября 2002 года - заместитель командира гаубичной самоходной арт.батареи, с 26 ноября 2002 года по 15 сентября 2003 года - командир инженерно-саперного взвода инженерно-саперной роты, с 15 сентября 2003 года по 04 сентября 2004 года - командир инженерно-технического взвода инженерно-саперной роты, 04 сентября 2004 года уволен с военной службы с зачислением в запас по истечении срока военной службы по призыву.
В разделе 13 Послужного списка Васильева А.А. "Участие в войнах и других боевых действиях по защите СССР, военная служба, дающая право на исчисление выслуги лет на пенсию на льготных условиях" указано следующее: "выполнял задачи по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на территории Республики Таджикистан с 12 августа 2002 года по 04 сентября 2004 года в условиях чрезвычайного положения.
В соответствии с постановлением Правительства РФ N 280 от 31 марта 1994 года, а также приказа МО РФ N 9 от 04 января 1996 года, приложение N 2 указанный период службы засчитывать в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях: один месяц военной службы за три месяца".
В приказе ОВМД по Чувашской Республике об увольнении истца со службы расчет выслуги лет истца указанный период военной службы произведен в календарном исчислении.
Васильев А.А, полагая, что имеет право на включение в стаж для выслуги лет в льготном исчислении спорного периода военной службы по призыву из расчета один месяц военной службы за три месяца, обращался с соответствующим заявлением в ОВД России по городу Новочебоксарск.
В порядке рассмотрения такого обращения, названный ответчик разъяснил истцу невозможность иного исчисления выслуги лет, указывая на то, что последний проходил военную службу по призыву и пенсия ему назначена не в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований о включении в выслугу лет периода военной службы по призыву из расчета один месяц службы за три месяца, суд первой инстанции руководствовался положениями Закона Российской Федерации от 21 января 1993 года N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", и пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения. При этом суд исходил из того, что период военной службы по призыву подлежит включению в календарном исчислении.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции, при этом указал, что войсковая часть полевая почта 11507 в 2002-2004 годах, в которой проходил срочную военную службу истец Васильев А.А, дислоцировалась в городе Куляб Республики Таджикистан и значится в перечне органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных сил Российской Федерации, принимавших участие и привлекаемых к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта в Республике Таджикистан в период с 15 февраля 1993 года по 1 марта 2021 года.
МВД по Чувашской Республике 8 июля 2022 года обратилось в Федеральное казенное учреждение "Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации" с запросом для получения сведений, необходимых для перерасчета выслуги лет Васильеву А.А. в связи с прохождением службы на территории Республики Таджикистан на льготных условиях один месяц службы за три месяца; просило представить выписки из приказов командира войсковой части о фактическом привлечении военнослужащего к выполнению задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта, а также карточки на выплату денежного довольствия военнослужащего.
В соответствии с информацией, полученной по указанному запросу МВД по Чувашской Республике: в приказе командира войсковой части полевая почта 11507 от 12 августа 2022 года значится: "1. Лейтенанта Васильева А.А, прибывшего из запаса, с 12 августа 2002 года зачислить в списки личного состава части, на все виды обеспечения и полагать приступившим к приему дел и должности командира инженерно-саперного взвода... Исчисление выслуги лет на пенсию на льготных условиях (один месяц службы за три) в соответствии с приказом МО РФ N9 от 04 января 1996 года установить с 2 августа 2002 года". В приказе командира войсковой части полевая почта 11507 от 5 января 2003 года N "Об установлении лицам офицерского состава, прапорщикам, военнослужащим контрактной службы "должностных окладов по воинскому званию в двойном размере с 1 по 30 декабря 2002 года" (г.Куляб) значится: "В соответствии с приказом МО РФ N9 от 04 января 1996 года "О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим, проходящим военную службу на территории государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения" приказываю: 1. Офицерскому составу, прапорщикам, военнослужащим контрактной службы выплачивать оклады по воинскому званию и должностные оклады в двойном размере с 1 по 30 декабря 2002 года (именные списки не приложены). 2. Нижепоименованным офицерам, прапорщикам, военнослужащим контрактной службы на период вне расположения части, выполнением обязанностей не связанных с выполнением задач по защите конституционных прав граждан вне вооруженных конфликтов, выплачивать оклады по воинскому званию в полуторном размере:... 66. Л-ту Васильеву А.А. - 4". Инициалы не раскрыты, сокращения - так в документе.
Аналогичные основания для выплат окладов по воинскому званию в полуторном размере в отношении Васильева А.А. указаны в приказах войсковой части полевая почта 11507 от 03 февраля 2003 года N (на период с 1 по 31 января 2003 года), от 10 марта 2003 года N (на период с 1 по 28 февраля 2003 года), от 4 сентября 2003 года N (на период с 1 по 31 августа 2003 года), от 4 декабря 2003 года N (на период е 1 по 30 ноября 2003 года), от 26 апреля 2004 года N (на период с 1 апреля 2004 года), от 2 июня 2004 года N (на период с 1 мая 2004 года).
В приказах командира войсковой части полевая почта 11507 "Об установлении лицам офицерского состава, прапорщикам, военнослужащим контрактной службы должностных окладов по воинскому званию в двойном размере", за периоды службы с 1 августа по 30 ноября 2002 года, с 1 марта 31 июля 2003 года, с 1 сентября по 31 октября 2003 года, декабрь 2003 года, с 1 января по 29 февраля 2004 года в пунктах 1 о выплате окладов в двойном размере именные списки не приложены, во 2 пунктах о выплате окладов в полуторном размере Васильев А.А. не значится.
Апелляционная инстанция указала, что само по себе нахождение в период прохождения службы на территории, на которой объявлено чрезвычайное положение или отнесенной к зоне вооруженного конфликта, не означает фактического участия в выполнении соответствующих задач. Такое участие должно быть подтверждено надлежащими средствами доказывания в установленном законом порядке. Между тем, представленные архивные сведения информации как о прохождении службы Васильевым А.А. в чрезвычайных условиях, так и сведений об участии его в мероприятиях в зоне вооруженного конфликта, не содержат.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций и не усматривает оснований для отмены вынесенных судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих, в том числе исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Статья 1 указанного Закона распространяет его действие на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, а не на военнослужащих, проходивших военную службу по призыву (действительную срочную военную службу).
Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 этого Закона, в льготном исчислении (часть 2 статьи 18 названного Закона).
Согласно части 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 этого Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "б" (абзац четырнадцатый) пункта 3 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" предусмотрено в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации засчитывать на льготных условиях один месяц службы за три месяца, при выполнении задач по поддержанию правопорядка, охране и обороне важных государственных объектов на территории Республики Таджикистан в условиях военного конфликта - за время выполнения задач на указанной территории в период с 28 сентября по 28 ноября 1992 года, а также при выполнении в Республике Таджикистан после 5 февраля 1993 года задач по охране конституционных прав граждан в районах чрезвычайного положения.
Закон Российской Федерации от 21 января 1993 года N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" вопросы пенсионного обеспечения непосредственно не регулирует, а устанавливает лишь общее правило о льготном исчислении выслуги лет и трудового стажа всех военнослужащих, выполнявших задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
Условия единой системы правовой и социальной защиты военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, конкретизированы в иных нормативных правовых актах.
Порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах определен постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", в соответствии с пунктом 2 которого военнослужащим и сотрудникам дополнительные гарантии и компенсации предоставляются только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации).
Абзацем первым пункта 5 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", постановлениями Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" и от 18 июля 1994 года N 844 "О максимальных сроках непрерывного прохождения военнослужащими военной службы по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также направления (командирования) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" Министром обороны Российской Федерации 4 января 1996 года издан приказ N 9 "О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах".
Пунктом 1 (подпункт "б") приказа Министра обороны Российской Федерации от 4 января 1996 года N 9 установлено предоставлять дополнительные гарантии и компенсации согласно Приложению N 2 к названному Приказу - военнослужащим: выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения в составе воинских частей, подразделений, специально создаваемых штабов, оперативных и иных групп, а также на кораблях, в управлениях, учреждениях, военно-учебных заведениях, на предприятиях и в организациях Министерства обороны Российской Федерации, дислоцирующихся (направленных) на территории, где в соответствии с законодательством Российской Федерации введено чрезвычайное положение, или на территориях государств - республик бывшего Союза ССР в условиях чрезвычайного положения в соответствии с международными договорами (соглашениями); выполняющим задачи при вооруженных конфликтах в составе воинских частей, дислоцирующихся (направленных) в местностях, которые решениями (в соответствии с решениями) Правительства Российской Федерации отнесены к зонам вооруженных конфликтов; выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения (при вооруженных конфликтах) при командировании (направлении) на территории (в местности), где введено чрезвычайное положение (которые отнесены к зонам вооруженных конфликтов); выполняющим задачи, решение которых отнесено Правительством Российской Федерации к выполнению задач при вооруженных конфликтах.
Пунктом 5 Приложения N 2 "Дополнительные гарантии и компенсации военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" к приказу Министра обороны Российской Федерации от 4 января 1996 года N9 определено, что военнослужащим, указанным в подпункте "б" пункта 1 названного приказа, засчитывается в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один месяц военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах за три месяца, о чем издаются приказы соответствующих командиров (начальников).
В послужных списках личных дел военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, военных билетах военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, производятся записи с указанием, в каком регионе военнослужащий выполнял задачи в условиях чрезвычайного положения (вооруженного конфликта) и периоды выполнения этих задач, которые в соответствии с Законом Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, - проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" засчитываются в выслугу лет (трудовой стаж) на пенсию на льготных условиях.
В пункте 7 Приложения N 2 "Дополнительные гарантии и компенсации военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" к приказу Министра обороны Российской Федерации от 4 января 1996 года N 9 указано, что военнослужащим, командированным для выполнения соответствующих задач в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах, соответствующие гарантии и компенсации предоставляются при условии, что в выданных им командировочных удостоверениях указана цель командировки согласно подпункту "б" пункта 1 названного приказа и имеются отметки о сроках выполнения военнослужащими этих задач, заверенные командирами воинских частей и скрепленные оттиском гербовой печати воинской части.
В соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также время нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы, периоды военной службы в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", включаются в общий трудовой стаж в тройном размере.
Таким образом, федеральным законодателем специально оговорено, что военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, срок военной службы по обеспечению режима чрезвычайного положения из расчета один месяц за три месяца засчитывается только в трудовой стаж для назначения пенсии, а не в выслугу лет.
Пунктом 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5481/1-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" указано на то, что при применении части 2 статьи 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 года N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" в целях исчисления трудового стажа для назначения пенсий в соответствии со статьей 94 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" военнослужащие, выполняющие задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, считаются проходящими военную службу в действующей армии.
Таким образом, основанием для льготного исчисления выслуги лет, в данном случае один месяц службы за три месяца, для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, является выполнение задач по поддержанию правопорядка, охране и обороне важных государственных объектов на территории Республики Таджикистан в условиях военного конфликта - за время выполнения задач на указанной территории в период с 28 сентября по 28 ноября 1992 года, а также при выполнении в Республике Таджикистан после 5 февраля 1993 года задач по охране конституционных прав граждан в районах чрезвычайного положения, подтвержденное соответствующими документами, в числе которых приказы командиров воинских частей о льготном исчислении выслуги лет, послужные списки личных дел военнослужащих.
Следовательно, фактическое привлечение военнослужащего к выполнению задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта должно быть доказано по делу в соответствии с требованиями гражданского процессуального закона.
Установив по материалам дела отсутствие доказательств, подтверждающих фактическое участие истца в контртеррористических операциях в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца.
В решении Верховного Суда Российской Федерации от 6 июня 2012 года также отмечено, что общее правило о льготном исчислении выслуги лет и трудового стажа всех военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, должно применяться дифференцированно, то есть в зависимости от того, проходила военная служба по контракту или по призыву. Военнослужащим, проходившим военную службу по контракту и выполнявшим задачи в условиях чрезвычайного положения, срок такой службы засчитывается в льготном исчислении в выслугу лет, а военнослужащим, выполнявшим аналогичные задачи по призыву, - в льготном исчислении в трудовой стаж.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 17 июля 2003 года N 268-0 также высказал правовую позицию, заключающуюся в том, что установление такого рода льгот для военнослужащих, проходивших военную службу в особых условиях в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, и, соответственно, дифференциация в пенсионном обеспечении, в том числе в правилах исчисления выслуги лет в зависимости от того, осуществлялась ли военная служба на профессиональной, контрактной основе либо она проходила по призыву, не может рассматриваться как не согласующаяся с требованиями конституционного принципа равенства всех перед законом и судом и равенства прав и свобод человека и гражданина и нарушающая право на пенсионное обеспечение.
Из указанного выше определения Конституционного Суда Российской Федерации следует, что именно законодатель, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе связанные с необходимостью более широкого привлечения граждан Российской Федерации на военную службу на контрактной основе, вправе решать, целесообразно ли устанавливать правило о том, чтобы время их военной службы в особых условиях по призыву засчитывалось им в выслугу лет при назначении пенсии в соответствии со статьей 13 Закона о пенсионном обеспечении не в календарном, а в льготном исчислении.
Вопреки доводам кассационной жалобы, из материалов дела следует, что, в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовал представленные сторонами по делу доказательства, дал им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в судебном акте.
Поскольку период военной службы по призыву подлежит включению в стаж службы в органах внутренних дел в календарном исчислении, судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции, оснований для иных выводов не имеется.
Доводы кассационной жалобы об обратном являются несостоятельными, свидетельствуют о несогласии с принятыми судебными актами, однако не влекут отмены либо изменения судебных актов.
Доводы кассационной жалобы о том, что Васильев А.А. проходил службу по призыву в звании офицера, в связи с чем на него не распространяется пункт 5 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации", основаны на неправильном толковании норм материального права.
Иные обстоятельства, на которые ссылается заявитель, были предметом рассмотрения в судах нижестоящих инстанций, получили надлежащую правовую оценку, при этом выводов судов не опровергают, а сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных обстоятельств и фактически являются позицией заявителя, основанной на неверном толковании норм действующего законодательства, что не может служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 30 марта 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 29 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Васильева А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий О.В.Юрова
Судьи Т.Е.Тураева
Л.В.Арзамасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.