Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Мурзакова Р.Ф., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела жалобу защитника администрации местного самоуправления города Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания Г.А.К. на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 17 Ленинского судебного района города Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания, мирового судьи судебного участка N 16 Ленинского судебного района города Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания, от 27 декабря 2021 года, решение судьи Ленинского районного суда города Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 25 мая 2022 года, вынесенные в отношении администрации местного самоуправления города Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 17 Ленинского судебного района города Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания, мирового судьи судебного участка N 16 Ленинского судебного района города Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания, от 27 декабря 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда города Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 25 мая 2022 года, администрация местного самоуправления города Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания (далее также администрация г. Владикавказа) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник администрации местного самоуправления города Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания Г.А.К. выражает несогласие с вышеуказанными актами, вынесенными в отношении администрации г. Владикавказа, считая их незаконными.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно материалам дела ДД.ММ.ГГГГ сотрудником дорожного надзора ОГИБДД УМВД РФ по г. Владикавказу в ходе проверки на участке автодороги, расположенном на "адрес" "адрес" "адрес" установлено, что администрация г. Владикавказа разметила остановочный пункт автобуса на улице общегородского значения перед нерегулируемым пешеходным переходом, в нарушение пункта 5.3.3.6 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 года N270-ст.
ДД.ММ.ГГГГ по факту указанного нарушения государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по "адрес" в отношении администрации "адрес" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ДД.ММ.ГГГГ дело рассмотрено исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка N 17 Ленинского судебного района города Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания, мировым судьей судебного участка N 16 Ленинского судебного района города Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания по существу, вынесено постановление о признании администрации г. Владикавказа виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
Судья районного суда принятое мировым судьей постановление оставил без изменения.
Вместе с тем с состоявшимися по делу судебными актами согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об
административном правонарушении выяснению подлежат: событие административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
В ходе производства по делу об административном правонарушении защитник администрации г. Владикавказа Г.А.К. оспаривал виновность юридического лица в совершении вмененного административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отклоняя приведенные доводы заявителя, мировой судья и судья Ленинского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания указали на то, что виновность лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, подтверждается протоколом об административном правонарушении "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, актом о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от ДД.ММ.ГГГГ, фотоматериалом, выпиской из ЕГРЮЛ и иными материалами дела.
Из протокола об административном правонарушении "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что администрации "адрес" вменено несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, а именно нарушение пункта 5.3.3.6 ГОСТ Р 52766-2007, при этом составлен процессуальный документ в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, соответственно, согласие либо несогласие привлеченного лица относительно вменяемого правонарушения в нем не отражено.
В акте о выявленных недостатках от ДД.ММ.ГГГГ, составленном должностным лицом по результатам осмотра эксплуатационного состояния автомобильной дороги в районе "адрес" "адрес" "адрес", зафиксировано допущенное нарушение - размещение остановочного пункта перед нерегулируемым пешеходным переходом.
Вместе с тем судебные инстанции не учли, что в названном документе в нарушение требований части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствует подпись составившего его должностного лица.
При таких обстоятельствах, судебные инстанции в судебных актах, опровергая доводы заявителя, сослались на указанный выше акт от ДД.ММ.ГГГГ, не отвечающий требованиям допустимости доказательств. Кроме того, в акте сотрудником ОГИБДД не указано, на каком расстоянии от пешеходного перехода размещен остановочный пункт, тогда как согласно требованиям ГОСТ Р 52766-2007 оно может быть не менее 15 м.
Из имеющегося в материалах дела фотоматериала на СД-диске также невозможно сделать однозначный вывод о виновности администрации г. Владикавказа, поскольку он не позволяет с достаточной уверенностью идентифицировать зафиксированный на нем участок дороги.
Следовательно, исследованные судебными инстанциями доказательства бесспорно не свидетельствуют о совершении юридическим лицом вмененного административного правонарушения с учетом заявленных доводов, которые в нарушение требований статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях фактически проверены не были, какими-либо объективными данными не опровергнуты, сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, не устранены.
Изложенное свидетельствует о том, что в ходе судебного разбирательства по данному делу об административном правонарушении судьей районного суда не выполнены в полном объеме требования статьи 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило ему всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Таким образом, несмотря на положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вышеприведенные и иные доводы лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и его защитника надлежащей оценки судебных инстанций не получили, меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела всеми судебными инстанциями, в производстве которых находилось данное дело, не приняты.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Собранные доказательства не могут быть признаны достаточными для обоснования вывода о наличии в деянии администрации г. Владикавказа объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 17 Ленинского судебного района города Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания, мирового судьи судебного участка N 16 Ленинского судебного района города Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания, от 27 декабря 2021 года, решение судьи Ленинского районного суда города Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 25 мая 2022 года, вынесенные в отношении администрации местного самоуправления города Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации г. Владикавказа подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены обжалуемые судебные постановления (пункт 4 части 2 статьи 30.17 названного Кодекса).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 17 Ленинского судебного района города Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания, мирового судьи судебного участка N 16 Ленинского судебного района города Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания, от 27 декабря 2021 года, решение судьи Ленинского районного суда города Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 25 мая 2022 года, вынесенные в отношении администрации местного самоуправления города Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Ф. Мурзакова
Справка:
мировой судья Бесолова М.Т.
судья районного суда Цаголов З.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.