Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Мурзакова Р.Ф., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Кавмининтер" К.О.Н. на вступившие в законную силу решение судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 22 июня 2021 года, решение судьи Ставропольского краевого суда от 10 августа 2022 года, вынесенные в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Кавмининтер" К.О.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее -должностное лицо) М.В.Г. от ДД.ММ.ГГГГ N генеральный директор общества с ограниченной ответственностью "Кавмининтер" (далее - ООО "Кавмининтер", общество) К.О.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
Установив причины административного правонарушения и условия, способствовавшие его совершению, ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо, руководствуясь частью 1 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, внесло в адрес генерального директора общества представление N об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Данным представлением на общество, генеральным директором которого является К.О.Н, возложена обязанность по принятию мер по недопущению нарушений требований законодательства в области охраны недр; организации контроля за исполнением требований законодательства; обеспечении мероприятий по внесению изменений, согласованию и утверждению в установленном порядке проекта округа горно-санитарной охраны; разработке и утверждению плана устранения недостатков, а также по представлению данного плана в адрес Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора.
Постановление и представление должностного лица административного органа были обжалованы генеральным директором общества К.О.Н. в Минераловодский городской суд Ставропольского края.
Решением судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 22 июня 2021 года постановление должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ N и вышеназванное представление оставлены без изменения (т.5, л.д.69-77).
Решением судьи Ставропольского краевого суда от 11 августа 2021 года решение судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 22 июня 2021 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение по подсудности в Ессентукский городской суд Ставропольского края (т.5, л.д.95-99).
Постановлением судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 7 декабря 2021 года решение судьи Ставропольского краевого суда от 11 августа 2021 года отменено, дело направлено в Ставропольский краевой суд на новое рассмотрение (т.5, л.д.143-148).
По результатам нового рассмотрения жалобы генерального директора общества К.О.Н. на постановление должностного лица М.В.Г. от ДД.ММ.ГГГГ N и представление N об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения судьей Ставропольского краевого суда решением от 26 января 2022 года решение судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 22 июня 2021 года оставлено без изменения (т.5, л.д.176-179).
Постановлением судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 20 мая 2022 года решение судьи Ставропольского краевого суда от 26 января 2022 года отменено, дело направлено в Ставропольский краевой суд на новое рассмотрение (т.5, л.д.257-260).
Судьей Ставропольского краевого суда решением от 10 августа 2022 года по результатам нового рассмотрения жалобы генерального директора общества К.О.Н. на постановление должностного лица М.В.Г. от ДД.ММ.ГГГГ N и представление N об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, решение судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 22 июня 2021 года оставлено без изменения (т.6, л.д.20-30).
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор ООО "Кавмининтер" К.О.Н. просит отменить решение судьи Ставропольского краевого суда от 10 августа 2022 года и решение судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 22 июня 2021 года, ссылаясь на их незаконность, и прекратить производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Основные права и обязанности пользователя недр установлены статьей 22 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах", в силу пункта 10 части 2 которой пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (часть 3 статьи 11 Закона о недрах).
Согласно пункту 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Пунктом 8 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07 декабря 1996 года N 1425, установлено, что разработка проектов округов санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения производится организациями по заданиям заказчика, согласованным с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а проектов округов горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения - также с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии выбранного участка требованиям санитарного законодательства, выданного Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Из материалов дела следует, что в период c ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа исполняющего обязанности руководителя Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора от 12 января 2021 года N 1 Северо-Кавказским межрегиональным управлением Росприроднадзора совместно со специалистами филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮРФО" - ЦЛАТИ по Ставропольскому краю в отношении ООО "Кавмининтер" проведена внеплановая выездная проверка, в том числе на предмет соблюдения обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды и атмосферного воздуха.
По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ составлен акт N, согласно которому установлено, что в нарушение части 8 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, подпункта 3.2.3 пункта 3.2 раздела 3 и пункта 4.2 раздела 4 Дополнения N к лицензии "данные изъяты", проект округа горно-санитарной охраны, разработанный ООО "Кавмининтер", не содержит сведений об уточненных границах округа горно-санитарной охраны Змейкинского месторождения и документы, подтверждающие согласование проекта округа горно-санитарной охраны с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору ООО "Кавминтер" не представлены.
По данному факту ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом административного органа в отношении генерального директора ООО "Кавмининтер" К.О.Н. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьей 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные нарушения послужили основанием для привлечения генерального директора ООО "Кавмининтер" К.О.Н. постановлением должностного лица в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу, с выводами которого согласились судебные инстанции, к административной ответственности, установленной указанной нормой и внесения в его адрес представления N от ДД.ММ.ГГГГ об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Приведенные обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (том 1, л.д. 113-121); представлением N от ДД.ММ.ГГГГ (том 1, л.д. 111-112); приказом о проведении внеплановой выездной проверки N от ДД.ММ.ГГГГ (том 5, л.д. 1-8); актом проверки N/ВП/1 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 68-91); представлением об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения N/ВП/1-31/4 от ДД.ММ.ГГГГ (том 1, л.д. 111-112); лицензией СТВ N-МЭ от ДД.ММ.ГГГГ (том 1, л.д. 225-226); лицензионным соглашением (том 1, л.д. 227-234); изменения и дополнениями к лицензионному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1, л.д. 235-240); дополнением от ДД.ММ.ГГГГ к лицензии СТВ N-МЭ (т. 1, л.д. 241-249) и иными материалами дела, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства установлены и исследованы в ходе производства по делу в полном объеме, выводы должностного лица и судебных инстанций соответствуют нормам действующего законодательства и собранным по делу доказательствам.
Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
В соответствии с положениями статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях К.О.Н, будучи руководителем организации и не исполнив надлежащим образом свои служебные обязанности, обоснованно привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 названного Кодекса.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Как усматривается из материалов дела, общество осуществляет деятельность по добыче минеральной воды из скважины N на Змейкинском месторождении на основании лицензии "данные изъяты".
Основным потребителем минеральных вод Змейкинского месторождения является завод розлива ЗАО "Кавминводы", который потребляет до 90-95% всей добываемой минеральной воды. Для подачи минеральной воды до завода-розлива ООО "Кавмининтер" имеет собственный минералопровод длиной 3, 5 км. Вторым водопотребителем является санаторий "Минеральные Воды", которому минеральная вода поставляется по второму трубопроводу, принадлежащему санаторию. Минеральные воды, выведенные скважиной N72 из песчаников аптско-нижнеальбского водоносного горизонта, относятся к высокотермальным (температура на устье 68-70°С) маломинерализованным (4-5 г/дм3) гидрокарбонатно-сульфатным кальциево-натриевым, содержащим биологически активные компоненты в кондиционных количествах: углекислоту растворенную 0, 3-0, 4 г/дм3 и общую 2, 6-2, 8 г/дм3, а также кремневую кислоту 48-53 г/дм3. Водоносный горизонт высоконапорный - статический уровень +418 м над поверхностью земли, что обеспечивает в настоящем круглосуточный режим самоизлива. Вода подается потребителям самотеком по минералопроводам.
Исходя из заключения экспертной комиссии (приложение N1 к протоколу ГКЗ Роснедра от 22 августа 2012 года N2830) добычу подземных вод предписано вести в соответствии с проектом разработки Змейкинского месторождения, включающим проведение мониторинга подземных вод. Одновременно отмечено, что недропользователю в дальнейшем необходимо в установленном порядке обратиться в орган управления фондом недр с мотивированной просьбой об оформлении новой лицензии или соответствующего дополнения к условиям лицензионного соглашения к действующей лицензии с учётом рекомендаций настоящего заключения.
13 декабря 2012 года в Управлении по недропользованию по Ставропольскому краю зарегистрировано следующее дополнение к лицензии СТВ 00428 МЭ с новыми Условиями пользования недрами, в котором абзац 7 "срок окончания действия лицензии 01.01.2013" изложен в следующей редакции: "Срок окончания действия лицензии 01.07.2027".
Согласно подпунктам 3.2.3 и 3.2.4 пункта 3.2 раздела 3 Дополнения от 13 декабря 2012 года к лицензии "данные изъяты" владелец лицензии обязан выполнить следующий комплекс работ по добыче подземных минеральных вод:
- не позднее 1 года с даты государственной регистрации настоящего Дополнения к лицензии разработать и утвердить новую технологическую схему разработки месторождения и проект округа горно-санитарной охраны Змейкинского месторождения, обеспечить получение необходимых экспертиз и согласований;
- не позднее 1, 5 лет с даты государственной регистрации настоящего Дополнения к лицензии обеспечить организацию зоны санитарной охраны в соответствии с утвержденным и согласованным проектом округа горно-санитарной охраны.
В соответствии с пунктом 3.3 раздела 3 Дополнения от 13 декабря 2012 года к лицензии СТВ 00428 МЭ добыча подземных минеральных вод разрешается при наличии: утвержденных в установленном порядке проектных документов на эксплуатацию участка месторождения и округа горно-санитарной охраны, прошедших необходимые согласования и экспертизы.
Согласно пункту 4.2 раздела 4 Дополнения N 2 к лицензии СТВ 00428 МЭ основные требования по обеспечению рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды и безопасного ведения работ, связанных с добычей подземных минеральных вод (включая доразведку месторождения) должны устанавливаться в проектных документах соответствующих видов работ, прошедших необходимые согласования и экспертизы.
Во исполнение пункта 3.2.3 Условий пользования недрами к дополнению от 13 декабря 2012 года ООО "Кавмининтер" в 2013 году разработало и утвердило Технологическую схему разработки Змейкинского месторождения (скважина N72) минеральных вод, а также разработало Проект округа горно-санитарной охраны Змейкинского месторождения (проект обоснования границ поясов зон санитарной охраны скважины N72 Змейкинского месторождения минеральных вод в Ставропольском крае).
Проект округа горно-санитарной охраны Змейкинского месторождения (проект обоснования границ поясов зон санитарной охраны скважины N72 Змейкинского месторождения минеральных вод в Ставропольском крае) согласован и утвержден Протоколом N1 от 19 февраля 2016 года заседания экспертной комиссии по утверждению проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, утвержденном Приказом N147 от 01 апреля года Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края.
05 февраля 2015 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования санитарно-эпидемиологического благополучия человека по Ставропольскому краю выдано заключение о соответствии Проекта округа горно-санитарной охраны Змейкинского месторождения (проект обоснования границ поясов зон санитарной охраны скважины N72 Змейкинского месторождения минеральных вод в Ставропольском крае) выбранного участка требованиям санитарного законодательства.
Как следует из содержания Проекта округа горно-санитарной охраны Змейкинского месторождения он, выполнялся в соответствии с: СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения"; СП 2.1.5.1059-01 "Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения"; Закона N 26-ФЗ; Постановления Правительства Российской Федерации от 07 декабря 1996 года N 1425 "Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения" и другие.
В соответствии с Проектом округа горно-санитарной охраны Змейкинского месторождения, Змейкинское месторождение частично расположено в границах Железноводского месторождения и частично за его пределами. В границы Змейкинского месторождения минеральных вод частично входит населенный пункт п. Новотерский, а также п. Привольный (рис. 3.1.1, стр. 15).
Проект округа горно-санитарной охраны Змейкинского месторождения, ограничен расчетом зон санитарной охраны водозаборов подземных вод, которая значительно меньше площади Змейкинского месторождения.
При этом проект округа горно-санитарной охраны Змейкинского месторождения не содержит уточняющих сведений по границе округов горно-санитарной охраны.
Учитывая изложенное, должностное лицо административного органа пришло к обоснованному выводу, что проект округа горно-санитарной охраны, разработанный ООО "Кавмининтер", не содержит сведений об уточненных границах округа горно-санитарной охраны Змейкинского месторождения, и обществом не выполнено согласование проекта округа горно-санитарной охраны с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Законный представитель общества заявляет об отсутствии в его деянии состава вмененного административного правонарушения, утверждая, что согласование проекта округа горно-санитарной охраны Змейкинского месторождения с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации Положением об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07 декабря 1996 года N 1425, не предусмотрено, а требуется согласование задания на разработку такого проекта.
Данное утверждение основано на ошибочном толковании нормы указанного нормативного правового акта, в связи с чем подлежит отклонению.
Должностное лицо административного органа и судебные инстанции обоснованно исходили из того, что обществом, генеральным директором которого является К.О.Н, не выполнено согласование проекта округа горно-санитарной охраны с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Другие доводы жалобы не влекут признание состоявшихся по делу судебных актов незаконными.
Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях К.О.Н. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальных требований.
Нарушений процессуальных норм при составлении процессуальных документов по делу не установлено.
Порядок и срок давности привлечения генерального директора ООО "Кавмининтер" К.О.Н. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено генеральному директору ООО "Кавмининтер" К.О.Н. в пределах санкции части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции, ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 22 июня 2021 года, решение судьи Ставропольского краевого суда от 10 августа 2022 года, вынесенные в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Кавмининтер" К.О.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Кавмининтер" К.О.Н. - без удовлетворения.
Судья
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Ф. Мурзакова
Справка:
судья городского суда Чернышова Т.В.
судья краевого суда Косолапова А.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.