Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Зайнуллиной Г.К. и Белоусовой Ю.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Лермонтова Ставропольского края на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 8 сентября 2022 г. по административному делу N 2а-357/2022 по административному исковому заявлению прокурора г. Лермонтова в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Лермонтова Ставропольского края, Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, выслушав объяснения представителя администрации Давыденко И.Н, поддержавшего доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Карасева С.В, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор г. Лермонтова обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации г. Лермонтова Ставропольского края (далее также - администрация), Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее также - министерство) о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование своих требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой города проверки исполнения законодательства об особо охраняемых территориях, выявлено бездействие Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, выразившееся в непринятии мер по направлению в адрес администрации г. Лермонтова охранного обязательства на часть территории памятника природы краевого значения "Гора Бештау" в границах земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты" Просил возложить на министерство обязанность в срок не позднее 30 дней со дня вступления в силу решения суда направить в адрес администрации охранное обязательство на часть территории памятника природы краевого значения "Гора Бештау" в границах земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты" а также возложить обязанность на администрацию в срок не позднее 45 дней со дня вступления в силу решения принять обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы краевого значения "Гора Бештау" в границах земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты"
Решением Лермонтовского городского суда Ставропольского края от 4 марта 2022 г. административный иск оставлен без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 23 июня 2022 г. решение Лермонтовского городского суда Ставропольского края от 4 марта 2022 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 10 августа 2022 г. апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 23 июня 2022 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 8 сентября 2022 г. решение Лермонтовского городского суда Ставропольского края от 4 марта 2022 г. отменено, по делу принято новое решение, которым административный иск прокурора удовлетворен.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 14 октября 2022 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 18 октября 2022 г, администрация г. Лермонтова Ставропольского края просит отменить судебный акт суда апелляционной инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение судами норм материального права и норм процессуального права.
Относительно доводов кассационной жалобы министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края представлены письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, выслушав объяснения представителя администрации Давыденко И.Н, поддержавшего доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Карасева С.В, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судом апелляционной инстанции допущены.
Природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий, которыми признаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и имеющие установленный режим особой охраны, регулирует Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон N 33-ФЗ).
Согласно частям 2, 3 статьи 26, части 1, 2 статьи 27 Федерального закона N 33-ФЗ природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.
Как следует из материалов дела, постановлением бюро Ставропольского краевого комитета КПСС и исполкома краевого Совета депутатов трудящихся от 15 сентября 1961 г. N 676 "О мерах по охране природы в крае" "Гора Бештау" признана памятником природы краевого значения.
Решением исполнительного комитета Ставропольского краевого Совета народных депутатов от 4 января 1978 г. N 9 "О взятии под особую охрану памятников природы" установлен режим особой охраны памятников природы.
Границы памятника природы краевого значения "Гора Бештау" утверждены постановлением Правительства Ставропольского края от 26 июня 2015 г. N 273-п "О границе памятника природы краевого значения "Гора Бештау".
На территории памятника природы краевого значения "Гора Бештау" постановлением Правительства Ставропольского края от 28 июня 2016 г. N 249-п создан государственный природный заказник краевого значения "Бештаугорский" и утверждено положение о государственном природном заказнике краевого значения "Бештаугорский", пунктом 26 которого предусмотрено, что в его территорию, в том числе, входит памятник природы краевого значения "Гора Бештау" (абзац 1), режим особой охраны памятников природы, расположенных на его территории, соответствует режиму особой охраны заказника (абзац 2).
Согласно паспорту памятника природы краевого значения "Гора Бештау", обязательства по охране памятника природы краевого значения "Гора Бештау" возложены на Государственное казенное учреждение "Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края" (далее - ГКУ "Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края"), созданное на основании распоряжения Правительства Ставропольского края от 29 августа 2007 г. N 261-рп и в соответствии с Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территорий", Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации", учредителем которого является министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края.
28 сентября 2015 г. министерством природных ресурсов и окружающей среды на памятник природы краевого значения "Гора Бештау" ГКУ "Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края" выдано охранное обязательство N.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что земельные участки с кадастровыми номерами: "данные изъяты" относятся к категории земель, государственная собственность на которые не разграничена в установленном законом порядке, находятся на особо охраняемой природной территории краевого значения Ставропольского края, в границах памятника природы краевого значения "Гора Бештау"; обязательства по охране памятника природы краевого значения "Гора Бештау" возложены на ГКУ "Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края" и министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края выдано охранное обязательство (бессрочное) на памятник природы краевого значения "Гора Бештау", в соответствии с которым названное учреждение берет на себя обязательства по охране памятника природы краевого значения "Гора Бештау", часть которого также расположена на территории муниципального образования г..Лермонтова, в том числе на земельных участках с указанными кадастровыми номерами, и признал требования прокурора подлежащими отклонению. При этом расположение этих земельных участков в границах как памятника природы краевого значения "Гора Бештау", так и муниципального образования г..Лермонтова, само по себе не влечет обязанность министерства выдачи администрации охранного обязательства, поскольку в силу пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г..N 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" у муниципального образования полномочия в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, ограничены лишь распоряжением.
Согласно представленным документам памятник природы краевого значения находится в ведении ГБУ "Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края", созданного с целью управления особо охраняемыми природными территориями, обеспечения организации, функционирования и установленного режима ООПТ, которому МПР СК в 2015 г..выдало охранное обязательство (бессрочное) в отношении памятника природы краевого значения "Гора Бештау", в связи с чем пришел к выводу о том, что оснований для удовлетворения требований прокурора не имеется.
Не соглашаясь с указанным выводом суда первой инстанции, отменяя решение суда и удовлетворяя требования прокурора, суд апелляционной инстанции руководствовался положением Федерального закона от 3 декабря 2008 г. N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях", и исходил из того, что земельные участки, в границах которых размещена территория памятника природы краевого значения "Гора Бештау", относятся к землям населенных пунктов, собственность на которые не разграничена, право собственности Российской Федерации на указанные земельные участки на момент вступления в законную силу указанного закона в госреестре не было зарегистрировано, объекты недвижимого имущества, относящиеся к федеральной собственности или собственности субъекта Российской Федерации на них отсутствовали, следовательно, данные земельные участки в силу прямого указания закона относятся к собственности муниципальных районов или городских округов.
В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации установлены нормативные требования к принимаемому судом апелляционной инстанции судебному акту, предусматривающие, что в нем должны быть указаны: обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при вынесении определения; мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле (пункт 5 части 2 статьи 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Приведенные выше требования закона судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не выполнены.
Как установилсуд первой инстанции, согласно паспорту памятника природы краевого значения "Гора Бештау", обязательства по охране памятника природы краевого значения "Гора Бештау" возложены на Государственное казенное учреждение "Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края"; 28 сентября 2015 г. Министерством природных ресурсов и окружающей среды на памятник природы краевого значения "Гора Бештау" ГКУ "Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края" выдано охранное обязательство N, в соответствии с которым на учреждение возложены обязательства по охране памятника природы краевого значения "Гора Бештау", находящегося на территории муниципального образования г. Лермонтов. Между тем, отменяя решение суда и принимая новое решение об удовлетворении требований прокурора, суд апелляционной инстанции обстоятельствам необходимости выдачи нового охранного обязательства при действующем, ранее выданном на иное лицо охранном обязательстве, которое не отменено, недействительным в установленном порядке не признано, соответствующая оценка не дана.
В связи с изложенным апелляционное определение подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении административного дела суду апелляционной инстанции надлежит учесть вышеизложенное и разрешить административное дело в соответствии с требованиями закона, дать оценку всем доводам, приведенным в апелляционной жалобе, правильно применив нормы материального права, с учетом установленных обстоятельств дела.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 8 сентября 2022 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15 декабря 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.