Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Зайнуллиной Г.К. и Белоусовой Ю.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление прокурора Республики Дагестан на решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 9 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 7 июня 2022 г. по административному делу N 2а-5828/2022 по административному исковому заявлению прокурора г. Махачкалы Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования городской округ с внутригородским делением "город Махачкала" к администрации муниципального образования городской округ с внутригородским делением "город Махачкала" о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять конкретные меры по устранению нарушений закона, изложенных в представлении прокурора г. Махачкалы Республики Дагестан и о признании не соответствующими закону и недействительными постановлений главы администрации от 8 апреля 2021 г. N 288 "О назначении общественных обсуждений по проекту документации по планировке и застройке территории", от 18 июня 2021 г. N 442 "Об утверждении проекта документации по планировке и застройке территории на пересечении улиц М.Ярагского и Ушакова в Ленинском районе городского округа с внутригородским делением "город Махачкала".
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационного представления, выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Зудина А.Н, поддержавшего кассационное представление, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор г. Махачкалы Республики Дагестан обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования городской округ с внутригородским делением "город Махачкала" с административным иском к администрации муниципального образования городской округ с внутригородским делением "город Махачкала" (далее также - администрация) о признании бездействия, выразившегося в непринятии конкретных мер по устранению нарушений закона, изложенных в представлении прокурора г. Махачкалы Республики Дагестан, незаконным, признании не соответствующими закону и недействительными постановлений главы администрации от 8 апреля 2021 г. N 288 "О назначении общественных обсуждений по проекту документации по планировке и застройке территории", от 18 июня 2021 г. N 442 "Об утверждении проекта документации по планировке и застройке территории на пересечении улиц М.Ярагского и Ушакова в Ленинском районе городского округа с внутригородским делением "город Махачкала".
В обоснование своих требований прокурор указал, что прокуратурой города в ходе проведенной проверки постановлений о назначении общественных обсуждений и утверждении проекта документации по планировке и застройке территории, установлено нарушение администрацией градостроительного законодательства, по результатам проверки в адрес администрации 16 июня 2021 г. было внесено представление N 02-06/01-2021, однако администрацией в течение месяца со дня внесения представления конкретных мер по устранению нарушений закона, а также их причин и условий, им способствующих не было принято.
Решением Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 9 декабря 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 7 июня 2022 г, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационном представлении, поданном через суд первой инстанции 21 октября 2022 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 31 октября 2022 г, прокурор Республики Дагестан просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, норм процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационного представления, выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Зудина А.Н, поддержавшего кассационное представление, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением главы администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" от 8 апреля 2020 г. N 288 "О назначении общественных обсуждений по проекту документации по планировке и застройке территории" с 9 апреля 2020 г. по 14 мая 2020 г. назначены общественные обсуждения по проекту документации по планировке и застройке территории на пересечении улиц М.Ярагского и Ушакова в Ленинском районе городского округа с внутригородским делением "город Махачкала".
Согласно пункту 2 данного постановления общественные слушания проводятся на официальном сайте администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" www.mkala.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в разделе "Общественные обсуждения".
В пунктах 3, 4 постановления определено, что голоса, замечания и предложения по проекту принимаются до 30 апреля 2021 г.; участниками общественных обсуждений являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства, в отношении которых подготовлены данные проекты. Пунктом 7 постановления установлено, что экспозиция проектов проводится на официальном сайте администрации города Махачкалы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в разделе "Общественные обсуждения", в течение всего периода размещения проекта, с момента официального опубликования постановления (с 09.04.2021 по 14.05.2021). Просмотр экспозиции на официальном сайте администрации города Махачкалы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет возможен в каждый день недели, в любое время суток в период размещения экспозиции.
Постановлением главы администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" от 18 июня 2021 г. N 442 "Об утверждении проекта документации по планировке и застройке территории на пересечении улиц М.Ярагского и Ушакова в Ленинском районе городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" на основании протокола общественных обсуждений от 11 мая 2021 г. и заключения о результатах общественных обсуждений от 11 мая 2021 г. утвержден проект документации по планировке и застройке территории на пересечении улиц М.Ярагского и Ушакова в Ленинском районе городского округа с внутригородским делением "город Махачкала".
По результатам проведенной прокурорской проверки соответствия требованиям градостроительного законодательства вышеуказанных постановлений в адрес главы администрации заместителем прокурора города внесено представление, в котором указано, что в нарушение установленного Градостроительным кодексом Российской Федерации семидневного срока оповещение о начале общественных обсуждений опубликовано в день проведения общественных обсуждении по проекту, кроме того, в нарушение требований пункта 2 части 8 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации администрацией города оповещение о начале общественных обсуждений не распространено на информационных стендах, оборудованных около здания уполномоченного на проведение общественных обсуждений органа местного самоуправления, в местах массового скопления граждан и в иных местах, расположенных на территории, в отношении которой подготовлены соответствующие проекты, и (или) в границах территориальных зон и (или) земельных участков.
Рассмотрев представление прокуратуры, администрацией дан ответ от 9 июля 2021 г. N 51.01-07-23-3097/21 об отсутствии нарушений со стороны администрации при принятии постановлений.
Разрешая дело и отказывая в удовлетворении заявленных прокурором требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что процедура проведения общественных обсуждений, предусмотренная положением статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также Положением о порядке организации и проведения общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности в городском округе с внутригородским делением "город Махачкала", утвержденного решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" от 23 апреля 2020 г..N 41-3, не нарушена, проекты, подлежащие рассмотрению на общественных обсуждениях могут быть опубликованы в течение семи дней с момента опубликования оповещения о начале общественных обсуждений, оповещение о начале общественных обсуждений было размещено в газете "Махачкалинские известия" от 9 апреля 2021 г..N 14; согласно пункту 7 постановления главы администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" от 8 апреля 2020 г..N 288, а также пункту 4 оповещения экспозиция проекта проводилась на официальном сайте администрации г..Махачкалы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в разделе "Общественные обсуждения", при этом каких-либо доказательств, свидетельствующих об ограничении прав заинтересованных лиц на участие в публичных слушаниях по вопросам по планировке и застройке территории на пересечении улиц М.Ярагского и Ушакова в Ленинском районе городского округа с внутригородским делением "город Махачкала", а также получения ими дополнительной информации, не представлено, при этом общественные обсуждения представляют форму волеизъявления заинтересованных лиц в отношении выносимого на обсуждение проекта, результаты которых носят рекомендательный характер, учитываются при принятии обсуждений, но не являются обязательными; администрацией представление прокурора рассмотрено в установленном порядке и в адрес прокурора направлен ответ, в
связи с чем пришел к заключению об отсутствии нарушений прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц действиями и решениями административного ответчика.
Между тем с выводами судебных инстанций согласиться нельзя ввиду неправильного применения норм материального права и нарушений положений процессуального законодательства.
Реализация документов территориального планирования осуществляется в том числе путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На основании части 5 статьи 46 названного кодекса проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
В соответствии с частью 6 статьи 46 Кодекса общественные обсуждения или публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся в порядке, установленном статьей 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Статья 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержит требования к содержанию оповещения, а также к форме и порядку его размещения, а именно, оповещение о начале общественных обсуждений должно содержать информацию об официальном сайте, на котором будут размещены проект, подлежащий рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационные материалы к нему, или информационных системах, в которых будут размещены такой проект и информационные материалы к нему, с использованием которых будут проводиться общественные обсуждения. Оповещение о начале публичных слушаний также должно содержать информацию об официальном сайте, на котором будут размещены проект, подлежащий рассмотрению на публичных слушаниях, и информационные материалы к нему, информацию о дате, времени и месте проведения собрания или собраний участников публичных слушаний.
Оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний: 1) не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте или в информационных системах проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, а также в случае, если это предусмотрено муниципальными правовыми актами, в иных средствах массовой информации; 2) распространяется на информационных стендах, оборудованных около здания уполномоченного на проведение общественных обсуждений или публичных слушаний органа местного самоуправления, в местах массового скопления граждан и в иных местах, расположенных на территории, в отношении которой подготовлены соответствующие проекты, и (или) в границах территориальных зон и (или) земельных участков, указанных в части 3 данной статьи, иными способами, обеспечивающими доступ участников общественных обсуждений или публичных слушаний к указанной информации (части 7, 8).
Частью 24 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и части 4, 5 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам, официальный сайт и (или) информационные системы, требования к информационным стендам, на которых размещаются оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний, форма оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний определяются уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
Исходя из смысла вышеприведенных норм каждому заинтересованному лицу должна быть обеспечена возможность выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений и гласность при их подготовке и принятии, а также учет мнения участников публичных слушаний, в том числе путем предоставления возможности довести до сведения уполномоченного органа свое мнение по соответствующему вопросу, в связи с чем с суждением суда о законности опубликования оповещения о начале общественных обсуждений в день проведения общественных обсуждении по проекту согласиться нельзя.
Таким образом, без учета требований вышеуказанных норм, в том числе требований к оповещению о начале общественных обсуждений не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте или в информационных системах проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и в отсутствие правовой оценки протокола общественных обсуждений и заключения о результатах общественных обсуждений от 11 мая 2021 г, явившихся основанием принятия Постановлением главы администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" от 18 июня 2021 г. N 442, выводы судов об отказе в удовлетворении требований прокурора, отсутствии нарушений прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц оспариваемыми постановлениями, являются преждевременными.
Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации установлены требования к принимаемому судебному решению, которые предусматривают, что решение суда должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пунктах 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", следует, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемые судебные акты приведенным требованиям не соответствуют, в связи с чем принятые по делу судебные акты подлежат отмене с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное и разрешить дело в соответствии с требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 9 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 7 июня 2022 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15 декабря 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.