Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Юлдашева Р.Х, судей Белоусовой Ю.К, Фахретдиновой Р.Ф, прокурора Отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Гарынина Э.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Исмаилова Э. С.
на решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 04.05.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 04.08.2022
по административному делу по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения исправительная колония N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю об установлении административного надзора Исмаилову Э. С..
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, заключение прокурора Отдела Генеральной прокуратуры, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Федеральное казенное учреждение исправительная колония N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю (далее - ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ставропольскому краю) обратилось в Георгиевский городской суд Ставропольского края с административным заявлением об установлении административного надзора Исмаилову Э.С, осужденному приговором Нефтекумского районного суда Ставропольского края по части 3 статьи 30, пункту "а" части 3 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации к 8 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Просил установить административный надзор в отношении осуждённого Исмаилова Э.С. после освобождения сроком на 8 (восемь) лет со следующими ограничениями: запретить пребывание в барах, кафе, ресторанах, ночных клубах; запретить посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях: запретить пребывание вне жилого и иного помещения, являющегося местом пребывания, с 22.00 час. до 06.00 час, если это не связано с трудовой деятельностью; запретить выезд за пределы муниципального образования субъекта Российской Федерации по месту жительства или пребывания без разрешения отдела МВД России по месту жительства или пребывания; возложить обязанность три раза в месяц являться в отдел МВД России по месту жительства или пребывания для регистрации.
Решением Георгиевского городского суда Ставропольского края от 04.05.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 04.08.2022, требования удовлетворены частично, суд установилв отношении Исмаилова Э.С. административный надзор сроком на 8 лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, указав, что срок административного надзора подлежит исчислению со дня постановки на учёт в отделе МВД России по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, установив Исмаилову Э.С. следующие ограничения: запретить пребывание в барах, кафе, ресторанах, ночных клубах; запретить посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запретить пребывание вне жилого и иного помещения, являющегося местом пребывания, с 22.00 час. до 06.00 час, если это не связано с трудовой деятельностью; запретить выезд за пределы муниципального образования субъекта Российской Федерации - Нефтекумского городского округа Ставропольского края без разрешения органа, осуществляющего административный надзор; два раза в месяц являться в отдел МВД России по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации. В возложении обязанности по явке на регистрацию три раза в месяц отказано.
Не согласившись с поставленными судебными актами в части срока установленного административного надзора и установлением таких ограничений, как явка два раза в месяц для регистрации и не покидать пределы Нефтекумского городского округа, Исмаилов Э.С. обжаловал их в кассационном порядке, в кассационной жалобе ставит вопрос об их изменении в обжалуемой части, приводит доводы о наличии у него семьи и детей на иждевении, ограничением установленными обязанностями его прав на трудоустройство, в том числе вахтовым методом.
Кассационная жалоба поступила в суд первой инстанции 10.11.2022, в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 16.11.2022.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления (часть 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как установлено судами и следует из материалов дела, Исмаилов Э.С. приговором Нефтекумского районного суда Ставропольского края от 01.10.2021 осуждён за совершение преступления, предусмотренного частью 3 статьи 30, пунктом "а" части 3 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации к 8 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Совершённое преступление относится к категории тяжких, по приговору суда в действиях Исмаилова Э.С. признано наличие опасного рецидива.
Исмаилов Э.С. отбывал наказание в ФКУ ИК-3 УФСИН России по СК, конец срока 30.05.2022. В период отбывания наказания в местах лишения свободы Исмаилов Э.С. злостным нарушителем установленного порядка не признавался, имеет 1 взыскание, поощрений не имеет, характеризуется отрицательно.
До истечения срока наказания начальник ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ставропольскому краю обратился в суд в порядке главы 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, представив копию приговора, характеризующие данные в отношении осужденного, сведения о судимости и об избранном месте жительства осужденного после освобождения.
Статьей 15 Уголовного кодекса Российской Федерации преступление, за которое Исмаилов Э.С. осужден и отбывал наказание, относится к категории тяжких, судимость за совершение которых в соответствии с частью 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.
В целях предупреждения совершения совершеннолетними лицами, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов принят Федеральный закон от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ административный надзор осуществляется органами внутренних дел в виде наблюдения за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3, пунктом 1 части 2 статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом в отношении лица, имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, при этом административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего.
Статьей 4 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ предусмотрены административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре.
Так, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации (часть 1 статьи 4 Закона).
Обязательным является установление судом административного ограничения в виде: обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории (часть 2 статьи 4 Закона).
Пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ предусмотрено установление административного надзора для лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В силу пункт 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ срок административного надзора для лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, подлежит исчислению со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Суд первой инстанции установилтакое обязательное ограничение, как явку два раза в месяц в органы внутренних дел для регистрации, а также иные, предусмотренные Федеральным законом от 06.04.2011 N 64-ФЗ, в том числе запрет пребывания вне жилого и иного помещения, являющегося местом пребывания, с 22.00 час. до 06.00 час, если это не связано с трудовой деятельностью, запрет на выезд за пределы муниципального образования субъекта Российской Федерации - Нефтекумского городского округа Ставропольского края без разрешения органа, осуществляющего административный надзор.
Такие ограничения являются соразмерными и прав осужденного, в том числе на трудоустройство, не нарушают, поскольку при наличии у него места работы за пределами Нефтекумского городского округа за ним сохраняется право на обращение в органы внутренних дел о выдаче разрешения на выезд, связанный с осуществлением трудовых обязанностей.
Суд апелляционной инстанции обоснованно согласился в позицией суда первой инстанции, у судебной коллегии по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции основания не согласиться с выводами судов основания отсутствуют, поскольку судами дана оценка всем юридически значимым обстоятельствам дела, подлежащим установлению и оценке по такой категории дел, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нормы материального и процессуального права применены верно, оснований для отмены состоявшихся судебных актов не имеется.
Установление иного срока административного надзора, о чем также ставится в кассационной жалобе, действующим законодательством не предусмотрено. При этом в силу части 2 статьи 9 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 04.05.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 04.08.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Исмаилова Э. С. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи Ю.К. Белоусова
Р.Ф.Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 11.01.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.