Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Юлдашева Р.Х, судей Белоусовой Ю.К, Фахретдиновой Р.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства" Администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала"
на решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 03.06.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 06.10.2022
по административному делу по административному исковому заявлению Жилищно-строительного кооператива "РОСТ" (ЖСК "РОСТ") к муниципальному казенному учреждению "Управление архитектуры и градостроительства" Администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ЖСК "РОСТ" обратилось в Советский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан с административным иском к МКУ "Управление архитектуры и градостроительства" Администрации ГОсВД "город Махачкала" о признании незаконным отказа, выраженного в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ N.07/4061/22 в выдаче разрешения на строительство комплекса многоквартирных жилых домов (блоки 1Б, 2В, 2Г, 3А, 3, 4А,, 5, 5А) на земельном участке с кадастровым номером N, расположенном по адресу: г. Махачкала, в районе ТБЗ, по основанию отсутствия документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации или несоответствия представленных документов строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи разрешения на строительство. Просили возложить на МКУ "Управление архитектуры и градостроительства г. Махачкалы" Администрации ГОсВД "город Махачкала" выдать ЖСК "РОСТ" разрешение на строительство в отношении комплекса многоквартирных жилых домов (блоки 1Б, 2В, 2Г, 3А, 3, 4А,, 5, 5А) на земельном участке с кадастровым номером N, расположенном по адресу: г. Махачкала, в районе ТБЗ.
Решением Советского районного суда г. Махачкалы от 03.06.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 06.10.2022, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Суды пришли к выводу, что оспариваемое уведомление не содержит оснований, предусмотренных законом, при которых застройщику отказано в выдаче разрешения на строительство. Возлагая обязанность выдать разрешение на строительство, суды посчитали, что в материалах дела имеются сведения о соответствии документов, представленных административным истцом учреждению, в том числе об отсутствии которых последний настаивал, а также при наличии данных их проверки и наличия положительного заключения экспертизы проектной документации.
Не согласившись с постановленными судебными актами, МКУ "Управление архитектуры и градостроительства" Администрации ГОсВД "город Махачкала" обжаловало их в кассационном порядке, в кассационной жалобе ставит вопрос об их отмене, как принятых с нарушением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Просит принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 22.11.2022.
На кассационную жалобу ЖСК "РОСТ" поданы возражения, в которых выражается несогласие с ее доводами, полагая принятые судебные акты законными и обоснованными.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
От представителя юридического лица ЖСК "РОСТ" 10.01.2023 в суд кассационной инстанции поступило ходатайство об отложении рассмотрения кассационной жалобы в виду его болезни, с предоставлением справки о наличии ОРЗ и рекомендаций врача амбулаторного лечения. От иных лиц ходатайства процессуального характера, в том числе об отложении не поступали.
Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся, отказав в удовлетворении ходатайства представителя в виду отсутствия процессуальных оснований для его удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Предметом спора по настоящему делу являлся отказ органа исполнительной власти в выдаче разрешения на строительство многоквартирного дома по основанию непредоставления документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы и сведения:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута, а также схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 57.3 настоящего Кодекса, если иное не установлено частью 7.3 настоящей статьи;
1.1) при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, - указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение;
2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), реквизиты проекта планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;
3) результаты инженерных изысканий и следующие материалы, содержащиеся в утвержденной в соответствии с частью 15 статьи 48 настоящего Кодекса проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, а в случае подготовки проектной документации применительно к линейным объектам проект полосы отвода, выполненный в соответствии с проектом планировки территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории);
в) разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства (в случае подготовки проектной документации применительно к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда);
г) проект организации строительства объекта капитального строительства (включая проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);
4) положительное заключение экспертизы проектной документации (в части соответствия проектной документации требованиям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса), в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, в том числе в случае, если данной проектной документацией предусмотрены строительство или реконструкция иных объектов капитального строительства, включая линейные объекты (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
4.2) подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса, предоставленное лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и утвержденное привлеченным этим лицом в соответствии с настоящим Кодексом специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования в должности главного инженера проекта, в случае внесения изменений в проектную документацию в соответствии с частью 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса;
4.3) подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, предоставленное органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу проектной документации, в случае внесения изменений в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения в соответствии с частью 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома, согласие правообладателей всех домов блокированной застройки в одном ряду в случае реконструкции одного из домов блокированной застройки;
6.1) в случае проведения реконструкции государственным (муниципальным) заказчиком, являющимся органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, на объекте капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, правообладателем которого является государственное (муниципальное) унитарное предприятие, государственное (муниципальное) бюджетное или автономное учреждение, в отношении которого указанный орган осуществляет соответственно функции и полномочия учредителя или права собственника имущества, - соглашение о проведении такой реконструкции, определяющее в том числе условия и порядок возмещения ущерба, причиненного указанному объекту при осуществлении реконструкции;
6.2) решение общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме;
7) уникальный номер записи об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в государственном реестре юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации;
8) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта;
9) копия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, или в случае реконструкции объекта капитального строительства, в результате которой в отношении реконструированного объекта подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона с особыми условиями использования территории подлежит изменению;
10) копия договора о развитии территории в случае, если строительство, реконструкцию объектов капитального строительства планируется осуществлять в границах территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о комплексном развитии территории (за исключением случаев самостоятельной реализации Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием решения о комплексном развитии территории или реализации такого решения юридическим лицом, определенным в соответствии с настоящим Кодексом Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации).
В силу части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частью 7.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. В случае, предусмотренном частью 11.1 настоящей статьи, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является также поступившее от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, заключение о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения. В случае, если строительство, реконструкция объекта капитального строительства планируются на территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о комплексном развитии территории, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство также является отсутствие документации по планировке территории, утвержденной в соответствии с договором о комплексном развитии территории (за исключением случаев самостоятельной реализации Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием решения о комплексном развитии территории застройки или реализации такого решения юридическим лицом, определенным в соответствии с настоящим Кодексом Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации).
Как следует из материалов дела ЖСК "РОСТ" 18.10.2018 МКУ "Управление архитектуры и градостроительства" Администрации ГОсВД "город Махачкала" выданы разрешения на строительство Блоков 1, 1а, 2, 2а 13-этажного многоквартирного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером N, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
В 2022 году ЖСК "РОСТ" обратилось в МКУ "Управление архитектуры и градостроительства" Администрации ГОсВД " "адрес"" с заявлением о выдаче разрешения на строительство комплекса многоквартирных жилых домов на земельном участке с кадастровым номером N, расположенном по адресу: "адрес", в районе ТЗБ.
Заявление в материалах дела административного дела отсутствует, сведений о предоставляемых административным истцом при обращении административному ответчику документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в материалах дела не имеется, судом не выяснялось с истребование соответствующих доказательств действительное непредоставление документов, указанных в отказе.
Уведомлением от 05.05.2022 N 51.07/4061/22 в выдаче разрешения на строительство отказано по основанию не предоставления документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (пояснительной записки; схемы планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка; разделов, содержащих архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства (в случае подготовки проектной документации применительно к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда); проекта организации строительства объекта капитального строительства (включая проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства); разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
Предоставление таких документов предусмотрено частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и их непредоставление влечет отказ в выдаче разрешения на строительство в силу части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Заявление административного истца о выдаче разрешения на строительство в материалах дела административного дела отсутствует, сведений о предоставленных административным истцом при обращении административному ответчику документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе об отсутствии которых указано в отказе, в материалах дела не имеется, судами данные обстоятельства не выяснялись, тогда как установление таких обстоятельств имеется существенное значение для разрешения настоящего спора.
Также в отказе до заявителя доведено следующее.
Земельный участок с кадастровым номером N расположен в зоне с особыми условиями использования территории - в седьмой подзоне приаэродромной территории аэродрома Махачкала (Уйташ), установленной Приказом Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) N-п от 23.04.2020.
В границах седьмой подзоны не допускается использование земельных участков в целях: размещения жилой застройки, объектов образовательного и некого назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения дачного хозяйства и садоводства. Воздушный кодекс РФ (в редакции Федерального N135-Ф3 от 01.07.2017). Федеральный закон от 01.07.2017 N 135-Ф3. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 N 1460. Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 N 222.
Согласно Выписке из ЕГРН об основных на объект недвижимости земельный участок с кадастровым номером N зарегистрировано ограничение прав и обременение объекта недвижимости - ипотека в силу закона, с 28.01.2021 до истечения обязательств. Согласно статье 65 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" на земельном участке, заложенном по договору об ипотеке, залогодатель вправе без согласия залогодержателя возводить в установленном порядке здания или сооружения, если иное не предусмотрено договором об ипотеке.
Кроме того, ЖСК "РОСТ" 08.10.2018 выдано разрешение на строительство 13-ти этажного многоквартирного жилья, сроком действия до 08.04.2021. Согласно статье 110 Жилищного кодекса Российской Федерации Жилищно-строительный кооператив, за исключением жилищно-строительных кооперативов, создание которых предусмотрено Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", не вправе осуществлять одновременно строительство более одного многоквартирного дома с количеством этажей более чем три.
Земельный участок с кадастровым номером N принадлежит ЖСК "РОСТ", на земельном участке установлено ограничение права и обременение объекта недвижимости в виде ипотеки в силу закона, где лицом, в пользу которого установлено ограничение прав и обременение объекта недвижимости указано ООО "Агростройсервис" (ЖСК "РОСТ" залогодатель). Срок действия ограничения с 10.11.2020 до исполнения обязательств.
Доказательства снятия ограничений в материалах дела не имеется.
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", по договору о залоге недвижимого имущества (договору об ипотеке) одна сторона - залогодержатель, являющийся кредитором по обязательству, обеспеченному ипотекой, имеет право получить удовлетворение своих денежных требований к должнику по этому обязательству из стоимости заложенного недвижимого имущества другой стороны - залогодателя преимущественно перед другими кредиторами залогодателя, за изъятиями, установленными федеральным законом. Залогодателем может быть сам должник по обязательству, обеспеченному ипотекой, или лицо, не участвующее в этом обязательстве (третье лицо). Имущество, на которое установлена ипотека, остается у залогодателя в его владении и пользовании.
Залогодатель сохраняет право пользования имуществом, заложенным по договору об ипотеке. Залогодатель вправе использовать это имущество в соответствии с его назначением (часть 1 статьи 29 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)".
Действующим законодательством, регулирующим порядок осуществления градостроительной деятельности, отсутствуют нормы, закрепляющие наличие разрешения залогодержателя на осуществление строительства, если участок, на котором планируется осуществление строительства, находится в ипотеке и договором ипотеки установлен запрет на осуществление строительства без согласия залогодержателя.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 51 Градостроительного кодекса разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных указанным Кодексом. Перечень документов, которые предоставляются для получения разрешения на строительство, установлен частями 7 и 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В этом перечне предусмотрены правоустанавливающие документы на земельный участок, но договор ипотеки и разрешение залогодержателя к правоустанавливающим документам не относятся. В соответствии с частью 10 той же статьи не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство.
Следовательно, органы, осуществляющие выдачу разрешения на строительство, не вправе требовать согласие залогодержателя.
Пунктом 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень случаев отказа в выдаче разрешения на строительство, отказать в выдаче разрешения на строительство на том основании, что договором ипотеки земельного участка установлен запрет на осуществление строительства, неправомерно.
В связи с этим суды пришли к правильному выводу, что в указанной части отказ не соответствовал нормам действующего законодательства.
Вместе с тем в иной части выводы судов являются необоснованными, поскольку сделаны без учета фактических обстоятельств дела и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, что могло повлечь за собой принятие неправильных судебных актов.
Как уже приведено выше, заявление административного истца о выдаче разрешения на строительство в материалах дела отсутствует, сведений о предоставляемых административным истцом при обращении к административному ответчику документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе, приведенных в отказе, в материалах дела не имеется.
Сведения о том, что административный истец обращался о строительстве блоков 1Б, 2В, 2Г, 3А, 3, 4А,, 5, 5А имеются только в административным иске.
В связи с этим неясно в связи с чем суд первой инстанции признал незаконным отказ в выдаче разрешения на строительство комплекса многоквартирных жилых домов (блоки 1Б, 2В, 2Г, 3А, 3, 4А,, 5, 5А) на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000077:2741, а также возложил обязанность выдать разрешение на их строительство комплекса многоквартирных жилых домов (блоки 1Б, 2В, 2Г, 3А, 3, 4А,, 5, 5А).
В оспариваемом отказе ссылки на блоки отсутствуют.
При этом суд первой инстанции, минуя процедуру согласования вопроса о выдаче разрешения на строительство, не имея каких либо сведений о соответствии документов, представленных административными ответчиками учреждению, в том числе об отсутствии которых указано в отказе, принятыми судебными актами очевидно некомпетентно, необоснованно и незаконно возложил на административного ответчика исполнение обязанности, принятие решения по которой действующим законодательством прямо предоставлено уполномоченному органу государственной власти.
Принятое решение в указанной части является незаконным, кроме того, суды не могут подменять собой административный орган в части установления комплектности представленных документов и соответствия их законодательству. Возложенная на административного ответчика обязанность в виде выдачи разрешения на строительство нарушает положения градостроительного законодательства, определяющие условия и порядок предоставления такого разрешения.
С позицией суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, с чем не может согласиться судебная коллегия, поскольку постановленные таким образом судебные акты не являются законными и обоснованными, поскольку приняты без учета норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
При этом юридически значимые обстоятельства судами не учтены, надлежащая оценка им с применением норм материального права, подлежащих применению, не дана.
Так, ЖСК "РОСТ" ранее выдано разрешение на строительство 13-ти этажного многоквартирного жилья, при этом согласно статье 110 Жилищного кодекса Российской Федерации Жилищно-строительный кооператив, за исключением жилищно-строительных кооперативов, создание которых предусмотрено Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", не вправе осуществлять одновременно строительство более одного многоквартирного дома с количеством этажей более чем три, - судами оценка по сути не дана, обстоятельства дела в данной части не устанавливались, судами не оценивались.
Сведений о реализации административным истцом данного разрешения в материалах дела не имеется, судами данный вопрос не выяснялся, тогда как применительно к предмету спора, учитывая статус административного истца, данные обстоятельства имеют значение.
Суд первой инстанции ограничился отсутствием такого основания для отказа в выдаче разрешения на строительство, тогда как в силу пункта 3 части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в отказе приведены его мотивы в указанной части, которые надлежало оценить суду, что выполнено не было, а судом апелляционной инстанции оставлено без надлежащей судебной оценки.
В качестве одного из оснований в отказе указано, что земельный участок с кадастровым номером N расположен в зоне с особыми условиями использования территории - в седьмой подзоне при аэродромной территории аэродрома Махачкала (Уйташ), установленной согласно Приказу Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) N 415-п от 23.04.2020. В границах седьмой подзоны не допускается использование земельных участков в целях: размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения дачного хозяйства и садоводства. Приведены ссылки на Воздушный кодекс РФ, Федеральный закон от 01.07.2017 N 135-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 02.12.2017 N 1460 и Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 N 222.
Суд первой инстанции со ссылкой на пункт 3 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, пункт 2 Правил установления приаэродромной территории, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 N 1460, статью 4 Федерального закона от 01.07.2017 N 135-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны", пришел к выводу о необоснованности отказа в указанной части, поскольку административным ответчиком не представлены доказательства того, что право на земельный участок с кадастровым номером N у его собственника возникло после установления седьмой подзоны приаэродромной территории.
С чем согласился суд апелляционной инстанции.
Пунктом 19 статьи 9 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Земельный кодекс Российской Федерации дополнен главой XIX "Зоны с особыми условиями использования территорий", в частности статьей 105 Земельного кодекса Российской Федерации, к каковым относится приаэродромная территория (пункт 8).
В соответствии с положениями статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации (в редакции на дату вынесения приказа Росавиации об установлении приаэродромной территории аэропорта Махачкала (Уйташ) приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Названным решением на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу части 12 статьи 4 Федерального закона от 01.07.2017 N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации, получение предусмотренного с первой по шестую подзону согласования уполномоченного органа, а также предусмотренного для седьмой подзоны санитарно-эпидемиологического заключения не требуется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства на земельных участках, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства для собственных нужд, индивидуального жилищного строительства, строительства гражданами гаражей для собственных нужд. После установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации, использование земельных участков, указанных в настоящей части, и созданных на них объектов недвижимости, строительство новых объектов недвижимости осуществляются в соответствии с ограничениями, установленными в границах таких территорий, с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами.
Согласно части 7 статьи 4 этого же федерального закона в отношении аэродромов, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленные в границах приаэродромных территорий, не применяются в отношении объектов капитального строительства, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция которых согласованы собственником соответствующего аэродрома и (или) уполномоченным органом государственной власти, осуществляющим полномочия собственника соответствующего аэродрома, а также в отношении земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, права на которые возникли у граждан или юридических лиц до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если эти ограничения установлены в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов.
Пунктом 13 статьи 3 Федерального закона от 11.06.2021 N 191-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" также предусмотрено, что в случае, предусмотренном частью 8 настоящей статьи, ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленные в седьмой подзоне приаэродромной территории, не применяются в отношении земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, права на которые возникли у граждан или юридических лиц до дня установления седьмой подзоны приаэродромной территории, а также в отношении объектов недвижимости, разрешение на строительство которых получено до установления этой подзоны, или в случаях, если для строительства, реконструкции указанных объектов недвижимости не требуется выдача разрешения на строительство в отношении объектов недвижимости, строительство которых начато до установления этой подзоны. В случаях, предусмотренных настоящей частью, возмещение убытков указанным лицам в связи с установлением седьмой подзоны приаэродромной территории не осуществляется.
Вместе с тем, на земельном участке, являющегося предметом рассмотрения по настоящему делу, возводимый многоквартирный жилой дом отсутствует, предметом спора является выдача разрешения на его строительство, земельный участок поставлен на кадастровый учет 02.11.2017, находится в собственности административного истца на основании договора купли продажи от 10.11.2020, регистрация права 04.12.2020, Приказ об установлении седьмой подзоны принят 23.04.2020.
Совокупности указанным обстоятельствам, в том числе с учетом пункта 9 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, также оценка не дана, тогда как они имеют юридически важное значение.
Доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6 и часть 1 статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Данный принцип выражается в том числе в принятии судом предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения административного дела (часть 2 статьи 14, часть 1 статьи 63, части 8 и 12 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Такие принципы судами соблюдены не были, что могло повлечь принятие неправильных судебных актов.
Допущенные процессуальные нарушения и нарушения норм материального права, регулирующие спорные правоотношения, при рассмотрении такой категории дел являются существенными и непреодолимыми, в связи с чем могут быть исправлены только посредством отмены судебных актов. В связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.
При новом рассмотрении административного дела суду надлежит разрешить данный спор с установлением по делу юридически значимых обстоятельств, дать оценку оспариваемому отказу с учетом выводов судебной коллегии, изложенной в настоящем кассационном определении, правильно применить нормы материально права, регулирующие спорные правоотношения.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 03.06.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 06.10.2022 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Советский районный суд г. Махачкалы.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи Ю.К. Белоусова
Р.Ф.Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 11.01.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.