Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составепредседательствующего Юлдашева Р.Х., судей Белоусовой Ю.К., Фахретдиновой Р.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Султанова М. М.
на решение Каспийского городского суда Республики Дагестан от 21.01.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 17.05.2022
по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Дагестан к Султанову М. М. о взыскании задолженности по страховым взносам, земельному налогу и пени.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Дагестан (далее - МИФНС России N 14 по РД, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском о взыскании с Султанова М.М. задолженности по уплате, -
страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, за 2017, 2018 г.г. в размере N руб, пени в размере N руб.;
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 01.01.2017), за 2017, 2018 г.г... в размере N руб, пени в размере N руб.;
земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов за 2016 г. в размере N руб, пени N руб.;
земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений за 2016 г. в размере N руб, пени N руб.
Требования мотивированы неисполненной административным ответчиком, как лицом, осуществляющим деятельность адвоката, обязанности по уплате указанных страховых взносов, а также, как физическим лицом земельного налога, несмотря на направленные налоговым органом уведомление и требования об их уплате. В виду несвоевременной уплаты были исчислены пени.
Решением Каспийского городского суда Республики Дагестан от 21.01.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 17.05.2022, требования удовлетворены.
Не согласившись с постановленными судебными актами в части удовлетворённых требований налогового органа по взысканию страховых взносов, Султанов М.М. обжаловал их в кассационном порядке, приведя в обоснование кассационной жалобы доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения, отсутствии у него обязанности, как у военного пенсионера органа внутренних дел, получающего военную пенсию, вносить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, приводит также доводы о несогласии с размером взысканных страховых взносов, превышающих фиксированный размер, а также определенные судами период взыскания. Просит принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований налогового органа в части страховых взносов.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 22.11.2022.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из представленных доказательств усматривается, что Султанов М.М. является военным пенсионером, получает пенсию по выслуге лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Султанов М.М. также имеет статус адвоката, в связи с чем состоит на учете в МИФНС России N 14 по РД, и в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации являлся плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации). Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (пункт 1 стать 389 Налогового кодекса Российской Федерации).
Сведения об объектах налогообложения предоставляются налоговым органам соответствующими регистрирующими органами.
Уплате налога для физических лиц предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога, при этом налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (статья 52 Кодекса).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно части 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Статьей 419 Налогового кодекса Российской Федерации к таким плательщикам отнесены адвокаты.
Взносы подлежат уплате не позднее 31 декабря текущего года, а при прекращения деятельности не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя (части 2, 5 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации)
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
При выявлении недоимки по страховым взносам налоговым органом плательщику направляется требование по форме, утв. Приказом ФНС России от 14.08.2020 N ЕД-7-8/583@, в котором, в том числе, указываются сведения о сумме недоимки и размере пеней (пункты 4, 8 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии статьей 75 Налогового кодекса за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах, дня уплаты налога начисляется пеня.
Согласно абзацу первому пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога может быть передано физическому лицу лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Требование должно быть исполнено, то есть имеющаяся задолженность, в том числе пени, должна быть погашена в полном объеме, в течение восьми дней с даты получения указанного требования. При этом в требовании может быть предусмотрен более продолжительный период времени, тогда задолженность погашается в указанный срок (абзац 4 пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
При неисполнении налоговой обязанности налоговый орган применяет меры по его взысканию в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, путем обращения в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации). Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд, в том числе, проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Исходя из пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса, действовавшей в 2017 г, в случае если величина дохода адвоката за расчетный период не превышала N руб, то такой адвокат определял подлежащий уплате им фиксированный размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачивались страховые взносы (на 01.01.2017 - N руб.), увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 Налогового кодекса.
Фиксированный размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование за расчетный период 2017 г. определялся как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 Налогового кодекса.
Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлен размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает N руб, - в фиксированном размере N руб. за расчетный период 2018 г, N руб. за расчетный период 2019 г, N рублей за расчетный период 2020 г.
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере N руб. за расчетный период 2018 г, N руб. за расчетный период 2019 г. и N руб. за расчетный период 2020 г.
В отношении налоговой обязанности Султанова М.М. по уплате земельного налога за 2016 г. в его адрес направлено уведомление N от ДД.ММ.ГГГГ, в котором исчислен и предъявлен к уплате налог в размере N руб. и N руб, в отношении каждого из объектов налогообложения.
В виду неисполнения в установленные сроки налоговой обязанности налоговым органом в его адрес сформировано по состоянию на 24.03.2020 требование N 44141 об уплате указанных сумм земельного налога и исчисленных пеней.
В указанное требование также включена выявленная налоговым органом недоимка по уплате Султановым М.М. страховых взносов за 2017 г. на обязательное пенсионное страхование в размере N руб. и медицинское страхование в размере N руб, страховых взносов за 2018 г. на обязательное пенсионное страхование в размере N руб. и медицинское страхование в размере N руб, к недоимке исчислены пени.
Требованием установлен срок его добровольной уплаты до 20.05.2020, направлено налогоплательщику по почте заказным письмом.
Также налоговым органом по состоянию на 14.05.2020, в виду выявления недоимки по уплате Султановым М.М. страховых взносов за 2019 г, сформировано требование N, в котором исчислены и предъявлены к уплате страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере N руб. и медицинское страхование в размере N руб, исчислены пени.
Требованием установлен срок его добровольной уплаты до 07.07.2020, направлено налогоплательщику по почте заказным письмом.
Поскольку требования налогового органа Султановым М.М. в добровольном порядке исполнены не были, налоговый орган обратился 15.12.2020 к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. Мировой судья, не усмотрев оснований к отказу, 15.12.2020 вынес судебный приказ, на основании поступившего заявления должника, определением мирового судьи от 15.01.2021 судебный приказ отменен, что явилось основанием для обращения налогового органа в суд в порядке искового судопроизводства 29.04.2021, направив его по почте.
Таким образом, у суда первой инстанции имелись предусмотренные законом основания для удовлетворения требований налогового органа, в том числе относительно взыскания задолженности по уплате страховых взносов административного ответчика на обязательное пенсионное страхование.
Доказательства отсутствия задолженности по уплате страховых взносов, доказательств их уплаты, административным ответчиком судебным инстанциям не представлено, тогда как в соответствии со статьей 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. При этом размер взыскиваемых сумм страховых взносов за 2017, 2018, 2019 г.г. соответствует его установленному фиксированному размеру.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, фактически задолженность по страховым взносам взыскана судом первой инстанции за 2017, 2018 и 2019 г.г, о чем налоговым органом представлены доказательства, тогда как в решении ошибочно указано о 2017, 2018 г.г. Судом апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставлено без изменения, с чем соглашается судебная коллегия, поскольку правильное по существу решение не может быть отменено по формальным основаниям.
Из материалов дела следует и установлено судами, что налоговым органом принимались надлежащие меры по взысканию задолженности по страховым взносам и в установленном законом порядке, уполномоченным государственным органом была выражена воля на взыскание в принудительном порядке неуплаченной суммы страховых вносов.
Процедура направления требований, принудительного взыскания недоимки, а также сроки обращения в суд, налоговым органом соблюдены, предусмотренные частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства судами установлены.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии оснований уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку как военный пенсионер он освобожден от их уплаты являлись предметом проверки и мотивировано отклонены, о чем имеются суждения в судебных актах. У суда кассационной инстанции основания не согласиться с позицией судов основания отсутствуют.
Согласно положениям статьи 7 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" указанные лица имеют право на установление пенсии по их выбору, - за выслугу лет или пенсии по инвалидности, и страховой пенсии по старости.
К условиям назначения трудовой пенсии по старости, исходя из положений статьи 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", относятся: достижение определенного возраста (60 лет - для мужчин, 55 лет - для женщин), наличие не менее пяти лет страхового стажа.
Порядок финансового обеспечения выплаты трудовых пенсий (частей трудовой пенсии по старости) определяется Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", статьей 10 которого предусмотрено внесение застрахованным лицом сумм страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, при этом объект обложения страховыми взносами, база для начисления страховых взносов, суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов, порядок обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В связи с этим, вопреки позиции административного ответчика у него имелась обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Федеральным законом от 30.12.2020 N 502-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" статья 6 и статья 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" дополнены положениями в части исключения из числа страхователей и застрахованных лиц адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.
Обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование у адвокатов, получающих пенсию за выслугу лет или по инвалидности, в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", прекращается по истечении десяти дней после дня официального опубликования Федерального закона 30.12.2020 N 502-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Таким образом, адвокаты, получающие пенсии за выслугу лет не являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с 2021 года, на возникшие ранее правоотношения уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, являющиеся предметом спора по настоящему делу, положения Федерального закона от 30.12.2020 N 502-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не распространяются.
По итогам рассмотрения дела судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу, что обжалуемые судебные акты, являются законными и обоснованными, при их принятии существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, доказательств, которые не соответствуют критериям допустимости, по делу не имеется, окончательные выводы суда апелляционной инстанции соответствуют обстоятельствам дела.
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению и обоснованным, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также когда они содержат исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении"). Такие принципы судами соблюдены, основания для отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Каспийского городского суда Республики Дагестан от 21.01.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 17.05.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Султанова М. М. без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи Ю.К. Белоусова
Р.Ф.Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 11.01.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.