Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдинова Р.Ф., рассмотрев кассационную жалобу Силаева В.В. на определение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 2 марта 2022 г. и апелляционное определение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 12 сентября 2022 г.
по административному иску Силаева В.В. к Верховному Суду Республики Дагестан, начальнику отдела обеспечения деятельности суда первой инстанции Верховного Суда Республики Дагестан Костровой А.Б. о признании незаконными действий (бездействия) и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛА:
Силаев В.В. обратился в Советский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан с административным иском к Верховному Суду Республики Дагестан, начальнику отдела обеспечения деятельности суда первой инстанции Верховного Суда Республики Дагестан Костровой А.Б. о признании незаконными действий (бездействия) и возложении обязанности.
Обжалуемым определением Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 2 марта 2022 г. Силаеву В.В. отказано в принятии административного иска.
Определением Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 9 июня 2022 г. административный материал по административному иску Силаева В.В. к Верховному Суду Республики Дагестан, начальнику отдела обеспечения деятельности суда первой инстанции Верховного Суда Республики Дагестан Костровой А.Б. о признании незаконными действий (бездействия) и возложении обязанности передан в Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания для рассмотрения частной жалобы Силаева В.В. на определение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 2 марта 2022 г.
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 12 сентября 2022 г. определение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 2 марта 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, направленной через суд первой инстанции 5 декабря 2022 г. и поступившей в суд кассационной инстанции 16 декабря 2022 г, Силаев В.В. просит отменить определение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 2 марта 2022 г. и апелляционное определение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 12 сентября 2022 г. как не соответствующие нормам процессуального права и ограничивающие его доступ к правосудию.
В силу положений частей 1 и 2 статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу определения, которыми не оканчивается производство по административному делу, и вынесенные по результатам их обжалования судебные акты, рассматриваются судьей суда кассационной инстанции единолично без проведения судебного заседания в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления.
Проверив материал, изучив доводы кассационной жалобы, полагаю постановленные судебные акты подлежащими оставлению без изменения.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего материала нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как следует из материала, Силаев В.В, отбывая наказание в виде лишения свободы, обратился с названным административным иском в Советский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан к Верховному Суду Республики Дагестан, начальнику отдела обеспечения деятельности суда первой инстанции Верховного Суда Республики Дагестан Костровой А.Б, в котором просил признать незаконными действия (бездействие) и решение должностного лица, выразившееся в письменном ответе от 11 ноября 2021 г. на его обращение о выдаче из материалов уголовного дела копий документов, необходимых, по его мнению, для подготовки и подачи надзорной жалобы в Президиум Верховного Суда Российской Федерации (обвинительного заключения и напутственного слова председательствующего) и возложении обязанности устранить нарушения его прав, взыскании компенсации морального вреда в размере 20 000 рублей.
Отказывая в принятии административного иска Силаева В.В, судья первой инстанции указал, что начальник отдела обеспечения деятельности суда первой инстанции Верховного Суда Республики Дагестан Кострова А.Б. не входит в круг лиц, решения и действия (бездействие) которого могут быть оспорены в порядке административного судопроизводства, поскольку действия (бездействие) судей и судебных органов, органов судейского сообщества, а также аппарата суда, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральным законом, не могут быть предметом самостоятельного судебного разбирательства, иное означало бы нарушение принципа разделения властей и влекло неправомерное вмешательство в конституционно-правовую деятельность.
С выводом судьи первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, отклонив доводы частной жалобы Силаева В.В. о невозможности ознакомления с отдельными необходимыми документами уголовного дела, поскольку обжалование действий сотрудника суда в связи с реализацией прав в рамках административного дела действующим законодательством не предусмотрено, вопрос о правомерности и обоснованности действий сотрудников аппарата суда, привлечения их к ответственности не может быть предметом самостоятельного оспаривания.
С такими выводами судов первой и апелляционной инстанций следует согласиться, поскольку они соответствуют существу заявленного по тексту данного административного иска требований Силаева В.В, доводы которого в защиту своих интересов относительно выдачи отдельных копий документов (обвинительного заключения и напутственного слова председательствующего) из уголовного дела вытекают непосредственно из процессуальных прав осужденного по уголовному делу.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных органов.
Главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен порядок производства по административным делам об оспаривании в том числе решений, действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц.
В то же время в силу положений Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации установлен специальный порядок обжалования в особой процессуальной форме кассационного и надзорного производства в отношении судебных актов, вступивших в законную силу.
Кроме того, в силу части 1 статьи 5 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" одной из гарантий независимости судьи является предусмотренная законом процедура осуществления правосудия, а также запрет, под угрозой ответственности, на чье бы то ни было вмешательство в деятельность по осуществлению правосудия.
Принимая во внимание изложенные положения Конституции Российской Федерации и нормативные акты, никакие действия (бездействие) судей, судебных органов и органов судейского сообщества, за исключением случаев, прямо предусмотренных Федеральным законом, не могут быть предметом самостоятельного судебного разбирательства в порядке гражданского или административного судопроизводства, поскольку в противном случае это означало бы незаконное вмешательство судьи в профессиональную деятельность своих коллег, нарушение принципа независимости судей, их неприкосновенности и подчинения только закону.
В соответствии с частью 3 статьи 35 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", статьей 6.2 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" председатель районного суда организует работу суда; устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и осуществляет контроль за их выполнением; осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе распределяет обязанности между работниками аппарата суда, принимает решение, о поощрении работников аппарата суда или о привлечении их к дисциплинарной ответственности.
Согласно частям 1 и 4 статьи 5 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Суды общей юрисдикции осуществляют судебную власть независимо от законодательных и исполнительных органов государственной власти. В Российской Федерации не могут издаваться законодательные и иные нормативные правовые акты и осуществляться действия (бездействие), отменяющие или умаляющие независимость судов и судей.
На основании части 5 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие. В случаях, установленных настоящим Кодексом, административными ответчиками могут быть граждане, их объединения и организации, не обладающие государственными или иными публичными полномочиями в спорных правоотношениях.
Из приведенных норм действующего законодательства видно, что суд, судья или сотрудник суда не могут являться административными ответчиками, действия которого могут быть обжалованы в порядке административного судопроизводства, или в каком-либо ином судебном порядке, в соответствии со смыслом пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Из заявления Силаева В.В. следует, что он оспаривает действия (бездействие) и решение начальника отдела обеспечения деятельности суда первой инстанции Верховного Суда Республики Дагестан Костровой А.Б, выразившиеся, по его мнению, в ненадлежащем выполнении обязанностей по направлению копий документов из материалов уголовного дела, поскольку в письменном ответе от 11 ноября 2021 г. N 2-2674/21 испрашиваемые документы выданы не были с указанием на возможность изготовления копий обвинительного заключения и напутственного слова председательствующего за счет заявителя.
Между тем, начальник отдела обеспечения деятельности суда первой инстанции Верховного Суда Республики Дагестан не входит в круг лиц, решения, действия (бездействие) которого при реализации процессуальных функций суда могут быть оспорены в порядке административного судопроизводства.
Как правильно исходили суды, Силаев В.В. заявляет требования к Верховному Суду Республики Дагестан и начальнику отдела обеспечения деятельности суда первой инстанции Верховного Суда Республики Дагестан, при этом оспаривает действия судебного органа, совершенные его сотрудником в соответствии с распределением обязанностей между работниками аппарата суда, которые не могут являться предметом самостоятельного оспаривания.
Защита прав Силаева В.В. может быть реализована предусмотренным законом способом, о чем заявителю разъяснено в самом письме от 11 ноября 2021 г. N 2-2674/21, приложенном к административному иску, где указано о возможности обращения к защитнику по уголовному делу либо своим родственникам для изготовления копий испрашиваемых документов за счет заявителя, а также разъяснено, что не приобщение копий запрошенных документов не препятствует подаче соответствующей жалобы в уголовном процессуальном порядке, ранее копия обвинительного заключения была выдана Силаеву В.В. в ходе расследования уголовного дела 24 января 2006 г. Кроме того, судебными инстанциями отмечено о предусмотренном законом пути проверки действий сотрудника суда в порядке статей 56 - 59 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", путем подачи соответствующего заявления председателю суда, поскольку обжалование действий сотрудника суда в связи с реализацией прав заявителя в рамках административного дела действующим законодательством не предусмотрено.
Таким образом, отказывая в принятии административного искового заявления, нижестоящие судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что данное заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства, поскольку действия (бездействие) судей, судебных органов и органов судейского сообщества, аппарата суда, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральным законом, не могут быть предметом самостоятельного судебного разбирательства в порядке административного судопроизводства.
Ссылка заявителя на то, что при подаче аналогичного административного иска в Третий апелляционный суд общей юрисдикции оно ему было возвращено с разъяснением права на обращение по месту жительства заявителя либо по месту нахождения административного ответчика, что подтверждает, по мнению Силаева В.В, обязательное для исполнения указание вышестоящего суда на необходимость принятия и рассмотрения данного административного иска, подлежит отклонению как несостоятельная и основанная на ошибочной трактовке процессуального закона, опровергается содержанием мотивированных судебных актов, так как в соответствии с взаимосвязанными положениями статей 17-21, 127 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вопрос о принятии административного искового заявления к производству суда, к подсудности которого он отнесен, рассматривается судьей единолично в течение трех дней со дня поступления административного искового заявления в суд, если иной срок не предусмотрен законом. Следовательно, при возвращении административного иска заявителю в связи с его неподсудностью, исключает возможность разрешения иных вопросов, связанных с принятием его к производству.
Таким образом, вывод судов о том, что требования, заявленные в административном иске Силаева В.В, не подлежат рассмотрению в данном порядке соответствует содержанию таких требований, мотивирован и основан на нормах процессуального права, при этом защита законных интересов Силаева В.В. судами не ограничена.
Судами первой и апелляционной инстанций правильно применены нормы процессуального права. Оснований для отмены вступивших в законную силу судебных постановлений нет. С учетом изложенного, обжалуемые судебные акты следует признать законными, подлежащими оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 327.1, 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
определение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 2 марта 2022 г. и апелляционное определение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 12 сентября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Силаева В.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Судья Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Ф. Фахретдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.