Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу генерального директора ООО "Эталон" Разумовой Н.В. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приокского межрегионального Управления Росприроднадзора от 28 октября 2021 года, решение судьи Советского районного суда города Тулы от 27 мая 2022 года, решение судьи Тульского областного суда от 16 августа 2022 года, вынесенные в отношении ООО "Эталон" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приокского межрегионального Управления Росприроднадзора от 28 октября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда города Тулы от 27 мая 2022 года, решением судьи Тульского областного суда от 16 августа 2022 года, ООО "Эталон" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор ООО "Эталон" Разумова Н.В. ставит вопрос об отмене процессуальных актов, вынесенных в отношении общества, ссылаясь на их незаконность, прекращении производства.
Тульская природоохранная прокуратура, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, возражения на нее не представила.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, доводов жалобы заявителя в соответствии с положениями части 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
В силу части 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Согласно частям 1, 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходов производства и потребления" индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 1 статьи 19 статьи указанного Федерального закона определено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01 сентября 2011 года N 721 "Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами" (далее приказ N 721) учету подлежат все виды отходов I-V классов опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом за учетный период.
В пункте 6 приказа N 721 указано, что данные учета в области обращения с отходами ведутся в электронном виде. При отсутствии технической возможности ведения в электронном виде данные учета в области обращения с отходами оформляются в письменном виде. Оформление и ведение данных учета в области обращения с отходами осуществляется по прилагаемому образцу (приложения 2, 3, 4 к приказу N 721).
Данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 01 апреля, 01 июля и 01 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 01 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом (пункт 7 приказа N 721).
Приказом Минприроды России от 08 декабря 2020 года N 1028, вступившим в силу с 01 января 2021 года, утвержден Порядок учета в области обращения с отходами (далее Порядок N 1028), согласно пункту 4 которого учету в области обращения с отходами подлежат: все виды отходов I - V классов опасности, которые образуют юридические лица, индивидуальные предприниматели; все виды отходов I - V классов опасности, которые получают юридические лица, индивидуальные предприниматели от других лиц с целью их накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Учет образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов осуществляется по мере образования, обработки, утилизации, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, а также размещения отходов. Учет ведется в электронном виде или на бумажном носителе. Ведение учета в электронном виде осуществляется при условии, что все содержащиеся в нем учетные записи в целях обеспечения их сохранности продублированы на электронных носителях информации, и имеется возможность для выведения этих записей на бумажный носитель (пункт 9 Порядка N 1028).
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что Тульской природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства об охране окружающей среды и природопользования ООО "Эталон" при осуществлении хозяйственной деятельности по адресу: "адрес"
При проведении проверки установлено, что основным видом экономической деятельности ООО "Эталон" является производство пищевого спирта, что подтверждается сведениями из ЕГРЮЛ.
Промышленная площадка ООО "Эталон", расположенная по адресу: : "адрес" включена в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и относится к III категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Для очистки производственных сточных вод у ООО "Эталон" имеются биологические пруды очистных сооружений 1-2 очереди, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами "данные изъяты" и "данные изъяты"
Ведется поэтапное строительство биологических сооружений III очереди, после строительства которых ООО "Эталон" будет осуществляться сброс сточных вод в водный объект - р. Плава. Комплекс очистных сооружений для очистки производственных сточных вод на момент проверки не построен и не введен в эксплуатацию.
По результатам количественного химического анализа пробы, отобранной из пруда-накопителя N 4 ООО "Эталон", отраженного в заключении ФБУ "Тульский ЦСМ" от 22 июля 2021 года N 2133/9-5, установлено, что в деятельности общества образуется отход, который относится к отходу производства (жидкий отход) III класса опасности.
При этом в нарушение положений Федерального закона N 89-ФЗ и приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01 сентября 2011 года N 721 "Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами" общество не ведет учет движения отходов, накапливаемых в указанном водном объекте (пруде).
Вышеуказанные обстоятельства явились основанием для возбуждения 02 сентября 2021 года Тульским природоохранным прокурором в отношении ООО "Эталон" дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и дальнейшего привлечения общества постановлением должностного лица Приокского межрегионального Управления Росприроднадзора к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.
Проверяя дело об административном правонарушении в порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.2, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда пришел к выводу, с которым согласился судья областного суда, о наличии состава вмененного ООО "Эталон" административного правонарушения, с учетом допущенных юридическим лицом нарушений Федерального закона N 89-ФЗ и норм действующего на момент совершения правонарушения Порядка учета в области обращения с отходами.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние общества правильно квалифицировано по части 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Вопреки ссылке законного представителя общества на преюдициальность рассмотрения в отношении общества дела об административном правонарушении по части 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дела об административных правонарушениях рассматриваются по правилам, установленным названным Кодексом.
В целях выполнения предусмотренных статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задач производства по делам об административных правонарушениях по каждому делу, наряду с иными подлежащими выяснению обстоятельствами, устанавливаются субъект вменяемого противоправного деяния, какие именно незаконные действия (бездействие) совершены, какие требования нормативных правовых актов нарушены в результате таких действий (бездействия).
Таким образом, при разрешении настоящего дела об административном правонарушении в отношении юридического лица оспариваемые заявителем процессуальные акты подлежали оценке, исходя из фактических обстоятельств, установленных по данному конкретному делу.
Иные доводы жалобы сводятся к переоценке установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств и доказательств, которые являлись предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства не свидетельствует о том, что должностным лицом и судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Постановление о привлечении ООО "Эталон" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел. Административное наказание назначено в пределах санкции указанной статьи.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приокского межрегионального Управления Росприроднадзора от 28 октября 2021 года, решение судьи Советского районного суда города Тулы от 27 мая 2022 года, решение судьи Тульского областного суда от 16 августа 2022 года, вынесенные в отношении ООО "Эталон" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО "Эталон" Разумовой Н.В. - без удовлетворения.
Судья О.А. Полянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.