Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу Стрекаловой И.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 73 Советского судебного района города Тулы от 21 июня 2022 года и решение судьи Советского районного суда города Тулы от 31 августа 2022 года, вынесенные в отношении главного бухгалтера муниципального казенного учреждения "Центр организации дорожно-транспортной деятельности города Тулы" (далее также - МКУ "ЦО ДТД города Тулы", учреждение) Стрекаловой И.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 73 Советского судебного района города Тулы от 21 июня 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда города Тулы от 31 августа 2022 года, главный бухгалтер МКУ "ЦО ДТД города Тулы" Стрекалова И.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 500 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Стрекалова И.А. просит об отмене судебных актов, приводя доводы об их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Срекаловой И.А. к административной ответственности) грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В примечании 1 к указанной статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что предусмотренная этой статьей административная ответственность возлагается на должностных лиц государственных (муниципальных) учреждений, государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, а также иных организаций, осуществляющих в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации бюджетные полномочия по ведению бюджетного учета и (или) составлению бюджетной отчетности.
При этом в силу примечания 4 к статье 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается, в числе иного, искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате: более чем на 10 процентов; не менее чем на 1 процент, но не более чем на 10 процентов и на сумму, превышающую один миллион рублей.
Согласно статье 5 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ) объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются: 1) факты хозяйственной жизни; 2) активы; 3) обязательства; 4) источники финансирования его деятельности; 5) доходы; 6) расходы; 7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.
Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ установлено, что бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
В соответствии с пунктом 7 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 года N 191н (далее - Инструкция) бюджетная отчетность составляется: на основе данных Главной книги и (или) других регистров бюджетного учета, установленных законодательством Российской Федерации для получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджетов, администраторов источников финансирования дефицита бюджетов, финансовых органов, органов Федерального казначейства, органов, осуществляющих кассовое обслуживание, с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета; на основе плановых (прогнозных) и (или) аналитических (управленческих) данных, сформированных в ходе осуществления субъектом учета своей деятельности; на основании показателей бюджетной отчетности, представленной получателями, распорядителями, главными распорядителями бюджетных средств, администраторами, главными администраторами доходов бюджета, администраторами, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета, финансовыми органами, органами Федерального казначейства, органами, осуществляющими кассовое обслуживание, обобщенных путем суммирования одноименных показателей по соответствующим строкам и графам с исключением в установленном названной Инструкцией порядке взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям бюджетной отчетности; на основании показателей последней бюджетной отчетности, представленной субъекту консолидированной бюджетной отчетности.
Согласно пункту 72.1 Инструкции формирование раздела "Обязательства финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом" осуществляется на основании показателей соответствующих счетов аналитического учета счета 150000000 "Санкционирование расходов", сформированных по следующим финансовым периодам: 20 "Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередным финансовым годом)"; 30 "Санкционирование по второму году, следующему за текущим (первым годом, следующим за очередным)"; 40 "Санкционирование по второму году, следующему за очередным"; 90 "Санкционирование на иные очередные годы (за пределами планового периода)". Графы 3, 10 не заполняются. По строке 700 отражается сумма показателей строк 800 и 900. По строке 800 отражается общая сумма обязательств по расходам финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом. Строки 810, 820, 830, 850, а также строки, детализирующие итоговые показатели, отраженные по указанным строкам, не заполняются. По строке 860 отражается итоговый показатель по отложенным обязательствам без детализации по кодам расходов бюджетной классификации Российской Федерации (графа 3). В графе 7 по строке 860 отражается сумма показателей (остатков) соответствующих счетов аналитического учета счета 150299000 "Отложенные обязательства" на конец отчетного периода. При этом показатели графы 7 и графы 11 по строке 860 должны быть идентичны. По строке 860 графы 3 - 6 и 8 - 10, 12 не заполняются. По строке 840 отражается сумма показателей строк 850 и 860. Показатели строк 800, 900 граф 4 - 9 формируются в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктами 70 - 72 названной Инструкции, в общей сумме без детализации по кодам расходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета по бюджетной классификации Российской Федерации соответственно.
Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения председателя контрольной комиссии муниципального образования город Тула от 7 февраля 2022 года N 9-КМ должностными лицами названного органа в период с 21 февраля 2022 года по 8 апреля 2022 года проведено контрольное мероприятие "Внешняя проверка бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств муниципального образования город Тула управления по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы за 2021 год" в отношении МКУ "ЦО ДТД города Тулы".
При проведении проверки достоверности показателей форм отчетности МКУ "ЦО ДТД города Тулы" за 2021 год и соответствия данным Главной книги учреждения за декабрь 2021 года установлено, что в нарушение пункта 72.1 Инструкции имеется расхождение между показателями раздела "3. Обязательства финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом" по строке 700 в графе 5 формы годовой отчетности 0503128 "Отчет о бюджетных обязательствах" на 1 января 2022 года, принятой управлением по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы 18 февраля 2022 года (далее - форма отчетности 0503128), и данными утвержденных и доведенных до учреждения объемов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов на сумму 950 777 573 рубля (34, 1%), а именно:
- в форме отчетности 0503128 по строке 700 в графе 5 "Утверждено (доведено) лимитов бюджетных обязательств" отражен показатель - 1 838 530 232 рубля;
- в уведомлениях о лимитах бюджетных обязательств из бюджета муниципального образования город Тула на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов от 20 декабря 2021 года определены показатели в суммах: на 2022 год -940 950 705 рублей; на 2023 год - 922 569 900 рублей; на 2024 год - 925 787 200 рублей (общая сумма 2 789 307 805 рублей).
Также установлено, что в Главной книге учреждения за декабрь 2021 года не отражен факт хозяйственной жизни - доведение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств от 20 декабря 2021 года, что привело к искажению показателей, характеризующих объекты бухгалтерского учета (источники финансирования деятельности субъекта учета), формы отчетности 0503128.
Ответственным за допущенные нарушения является главный бухгалтер учреждения Стрекалова И.А.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние главного бухгалтера учреждения Стрекаловой И.А. правильно квалифицировано по части 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод Стрекаловой И.А. о том, что до выявления должностными лицами контрольной комиссии муниципального образования город Тула указанных нарушений они были устранены, не может повлечь отмену судебных актов.
В соответствии с пунктом 2 примечания 6 к статье 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные данной статьей, в случае представления бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащей уточненные (исправленные) показатели (в том числе вследствие исправления выявленных ошибок в бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности), в том числе после принятия бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектом консолидированной отчетности, но до момента обнаружения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, ошибок в бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Согласно акту контрольного мероприятия от 8 апреля 2022 года N 23-22 (л.д.12-15) при проведении проверки должностными лицами контрольной комиссии муниципального образования город Тула выявлено, что в Главной книге учреждения за декабрь 2021 года не отражен факт хозяйственной жизни - доведение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств от 20 декабря 2021 года, приведшее к искажению показателей, характеризующих объекты бухгалтерского учета (источники финансирования деятельности субъекта учета). Данный акт подписан директором учреждения ФИО5 без замечаний.
Из сопроводительного письма МКУ "ЦО ДТД города Тулы" от 21 февраля 2022 года следует, что копия Главной книги учреждения за декабрь 2021 года была представлена в контрольную комиссию муниципального образования город Тула 21 февраля 2022 года (л.д. 16-17).
Из показаний инспектора контрольной комиссии муниципального образования город Тула ФИО6 и копии запроса заместителя председателя названного органа (л.д.24) следует, что с целью подтверждения выявленных расхождений и установления факта нарушения 14 марта 2022 года в управление по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы был направлен запрос о предоставлении в контрольную комиссию муниципального образования город Тула в срок до 17 марта 2022 года копий уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств из бюджета муниципального образования город Тула на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов от 20 декабря 2021 года, доведенных до МКУ "ЦО ДТД города Тулы" с отметкой учреждения о принятии (дата, должность, личная подпись, расшифровка подписи), который получен указанным управлением в тот же день.
16 марта 2022 года управление по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы представило в контрольную комиссию муниципального образования город Тула копии указанных уведомлений от 20 декабря 2021 года с подписями Стрекаловой И.А. об их получении (л.д.25-27). Этими уведомлениями учреждению были доведены сведения о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств из бюджета муниципального образования город Тула на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов от 20 декабря 2021 года, определены показатели в суммах: на 2022 год - 940 950 705 рублей; на 2023 год - 922 569 900 рублей; на 2024 год - 925 787 200 рублей (общая сумма 2 789 307 805 рублей), однако они не были отражены в Главной книге учреждения за декабрь 2021 года.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что вменяемые Стрекаловой И.А. нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету выявлены контрольной комиссией муниципального образования "адрес" до представления учреждением в управление по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы отчетности, содержащей уточненные (исправленные) показатели.
Порядок и срок давности привлечения Стрекаловой И.А. к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено Стрекаловой И.А. в пределах, предусмотренных санкцией части 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 73 Советского судебного района города Тулы от 21 июня 2022 года и решение судьи Советского районного суда города Тулы от 31 августа 2022 года, вынесенные в отношении главного бухгалтера муниципального казенного учреждения "Центр организации дорожно-транспортной деятельности города Тулы" Стрекаловой И.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Стрекаловой И.А. - без удовлетворения.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.