Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу защитника Коробковой Л.А., действующей в интересах Романовой Е.М., на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 128 Мытищинского судебного района Московской области от 21 июля 2021 года и решение судьи Мытищинского городского суда Московской области от 29 августа 2022 года, вынесенные в отношении исполняющей обязанности начальника управления культуры администрации городского округа Мытищи Московской области Романовой Е.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 128 Мытищинского судебного района Московской области от 21 июля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Мытищинского городского суда Московской области от 29 августа 2022 года, исполняющая обязанности начальника управления культуры администрации городского округа Мытищи Московской области Романова Е.М. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Коробкова Л.А. просит об отмене судебных актов, приводя, в числе прочего, доводы о ненадлежащем извещении Романовой Е.М. о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Романовой Е.М. к административной ответственности) нарушение порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, частями 2 и 5 статьи 4 Федерального закона от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Федеральный закон от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ) государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Условия и порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются местной администрацией в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Пунктом 2.1 Положения о формировании муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений городского округа Мытищи и финансовом обеспечении выполнения муниципального задания, утвержденного постановлением администрации городского округа Мытищи Московской области от 27 декабря 2019 года N 5772 (далее - Положение N 5772), установлено, что муниципальное задание формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами муниципального учреждения, с учетом предложений муниципального учреждения, касающихся потребности в соответствующих услугах и работах, оцениваемых на основании прогнозируемой динамики количества потребителей услуг (работ), уровня удовлетворенности существующими объемом и качеством услуг (результатов работ), возможностей муниципального учреждения по оказанию услуг (выполнению работ), а также показателей выполнения муниципальным учреждением муниципального задания в отчетном финансовом году.
Согласно пункту 2.2 Положения N 5772 формирование муниципальных заданий осуществляется в соответствии с общероссийскими базовыми (отраслевыми) перечнями (классификаторами) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам (далее - общероссийские перечни); с региональным перечнем (классификатором) государственных (муниципальных) услуг, не включенных в общероссийские перечни, и работ (далее - региональный перечень).
В соответствии с пунктом 2.3 Положения N 5772 муниципальное задание должно содержать, в числе прочего, показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) муниципальной услуги (работы).
Муниципальное задание формируется в форме бумажного документа согласно приложению N 1 к Положению N 5772.
Согласно приложению N1 к Положению N 5772 в муниципальном задании указываются данные о показателях, характеризующих качество муниципальной услуги, заполняются в соответствии с показателями, характеризующими качество услуг (работ), установленными в общероссийском базовом перечне или региональном перечне, а при их отсутствии или в дополнение к ним - показателями, характеризующими качество услуг (работ), установленными при необходимости учредителем (главным распорядителем бюджетных средств городского округа Мытищи), в ведении которого находятся муниципальные учреждения, и единицы их измерения.
В муниципальном задании данные о показателях, характеризующих качество муниципальной услуги, и показателях, характеризующих объем муниципальной услуги, заполняются в соответствии с общероссийскими базовыми перечнями или региональными перечнями.
Основанием для привлечения исполняющей обязанности начальника управления культуры администрации городского округа Мытищи Московской области Романовой Е.М. к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении и судебных актах выводы о том, что 27 декабря 2019 года исполняющей обязанности начальника управления культуры администрации городского округа Мытищи Московской области Романовой Е.М. утверждено муниципальному бюджетному учреждению культуры "Мытищинский театр кукол "Огниво" им. С. Железкина" (далее - МБУК МТК "Огниво") муниципальное задание N 1 на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
Указанное муниципальное задание сформировано в соответствии с общероссийским базовым (отраслевым) перечнем (классификатором) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам (далее - Базовый перечень услуг).
В соответствии с Базовым перечнем услуг названным муниципальным заданием предусмотрено оказание следующих муниципальных услуг с уникальным номером услуги:
- 900400О.99.0.ББ67АА00000 "Показ (организация показа) спектаклей (театральных постановок)" платно;
- 900400О.99.0.ББ80АА00000 "Показ (организация показа) спектаклей (театральных постановок)" бесплатно;
- 900400О.99.0.ББ72АА00000 "Организация и проведение мероприятий" бесплатно.
В соответствии с общими сведениями реестровой записи Базового перечня услуг 900400О.99.0.ББ72АА00000 "Организация и проведение мероприятий" данная услуга характеризуется 4 показателями качества и 4 показателями объема, а именно:
Показатели качества:
- 023 "Динамика количества мероприятий", ОКЕИ 744, процент;
- 021 "Динамика количества участников", ОКЕИ 744, процент;
- 022 "Количество проведенных мероприятий", ОКЕИ 796, штука;
- 020 "Количество участников", ОКЕИ 792, человек.
Показатели объема:
- 010 "Количество проведенных мероприятий", ОКЕИ 540, человеко-день;
- 012 "Количество участников мероприятий", ОКЕИ 792, человек;
- 013 "Количество проведенных мероприятий", ОКЕИ 356, час;
- 016 "Количество проведенных мероприятий", ОКЕИ 642, единица.
Муниципальное задание N 1 на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов по данной услуге утверждены с 1 показателем качества "Количество проведенных мероприятий", ОКЕИ 796, штука и 1 показателем объема "Количество участников мероприятий", ОКЕИ 792, человек.
Таким образом, муниципальное задание N 1 на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов сформировано и утверждено исполняющей обязанности начальника управления культуры администрации городского округа Мытищи Московской области Романовой Е.М. с нарушением приведенных требований порядка формирования муниципального задания.
Вместе с тем с решением судьи городского суда согласиться нельзя ввиду следующего.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 Кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4.1 данной статьи протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в случае, если оно извещено в установленном порядке о месте и времени его составления. При этом копия протокола об административном правонарушении направляется указанному лицу в течение трех дней со дня составления протокола.
Из анализа приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие этого лица протокол может быть составлен только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола.
Иное толкование указанных норм означало бы нарушение прав лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий.
При рассмотрении дела защитник Коробкова Л.А. заявляла о том, что Романова Е.М. не была своевременно и надлежащим образом извещена о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
Из содержания протокола об административном правонарушении следует, что он был составлен 18 февраля 2021 года в отсутствие Романовой Е.М.
Из материалов дела следует, что уведомление о месте и времени составления протокола об административном правонарушении направлялось Романовой Е.М. 10 февраля 2021 года, вручено адресату 3 марта 2021 года.
Вместе с тем в отчете об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 14100254031331 и материалах дела не содержится сведений, доставлялось ли указанное заказное письмо Романовой Е.М. до составления протокола об административном правонарушения, имела ли место неудачная попытка вручения, оставлялось ли ей соответствующее почтовое уведомление.
Указанные сведения судебными инстанциями из организации почтовой связи не запрашивались.
Таким образом, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судьей городского суда указанные доводы и обстоятельства должным образом не проверялись, надлежащая оценка им не дана.
Согласно требованиям статей 24.1, 26.1, 26.11, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья городского суда при разрешении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должен проверить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, доводы, заявленные в жалобе и в возражениях на нее (при их наличии), дать им надлежащую правовую оценку.
Вместе с тем требования указанных норм судьей городского суда не выполнены, меры к всестороннему, полному и объективному выяснению обстоятельств дела не приняты. Такое рассмотрение жалобы не отвечает установленным статей 24.1 названного Кодекса задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В связи с изложенным, решение судьи Мытищинского городского суда Московской области от 29 августа 2022 года подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в Мытищинский городской суд Московской области.
При новом рассмотрении жалобы следует учесть изложенное в настоящем постановлении, всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела об административном правонарушении, дать оценку всем доводам и представленным доказательствам, и, правильно применив нормы права, вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
решение судьи Мытищинского городского суда Московской области от 29 августа 2022 года, вынесенное в отношении исполняющей обязанности начальника управления культуры администрации городского округа Мытищи Московской области Романовой Е.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Данное дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение в Мытищинский городской суд Московской области.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.