Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу Касьянычева Н.А. на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Волжско-Окского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 10 февраля 2022 года, решение судьи Сеченовского районного суда Нижегородской области от 27 июля 2022 года и решение судьи Нижегородского областного суда от 19 октября 2022 года, вынесенные в отношении главного инженера - заместителя начальника Сеченовского линейного производственного управления магистральных газопроводов - филиала общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Нижний Новгород" (далее также - Сеченовского ЛПУМГ - филиала ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород") Касьянычева Н.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя руководителя Волжско-Окского Управления Ростехнадзора от 10 февраля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Сеченовского районного суда Нижегородской области от 27 июля 2022 года и решением судьи Нижегородского областного суда от 19 октября 2022 года, главный инженер - заместитель начальника Сеченовского ЛПУМГ - филиала ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" Касьянычев Н.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Касьянычев Н.А. просит об отмене состоявшихся по делу актов, приводя доводы об их незаконности, и прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется названным Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка.
Согласно части 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
Частью 4 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации.
В соответствии с частью 8 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок проведения строительного контроля устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года N 468 утверждено Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - Положение N 468).
Согласно пункту 3 Положения N 468 строительный контроль проводится: лицом, осуществляющим строительство; застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации).
В силу пункта 6 Положения N 468 строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение, в числе прочего, проверку полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов; проверку выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов; проверку полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов; совместное с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточную приемку возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения; проверку совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов; иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным договором.
Как усматривается из материалов дела, на основании решения заместителя руководителяВолжско-Окского управления Ростехнадзора от 13 сентября 2021 года N Р-311-676 в рамках осуществления федерального государственного строительного надзора должностными лицами названного органа проведена проверка деятельности ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" по строительству объекта капитального строительства "Модуль газозаправочный ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" Сеченовского ЛПУМГ", расположенного по адресу: "адрес", 7 километров восточнее "адрес", по результатам которой 4 октября 2021 года выявлены нарушения требований статей 52, 53, 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, СП 47.13330.2016 "СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения", СП 48.13330.2019 "СНиП 12-01-2004 Организация строительства", СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве", СП 63.13330.2018 "Бетонные и железобетонные конструкции", Правил охраны магистральных трубопроводов, СП 246.1325800.2016 Свод правил. Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений, СП 392.132.5800.2018, СП 86.13330.2014 "Свод правил. Магистральные трубопроводы. СНиП III-42-80*", проектной документации, а именно:
- перед началом работ не выполнены мероприятия по осуществлению подготовительных работ, отсутствует акт освидетельствования геодезической разбивочной основы объекта капитального строительства;
- перед началом работ не выполнены мероприятия по осуществлению подготовительных работ, отсутствует акт разбивки осей объекта капитального строительства на местности;
- перед началом работ не выполнены мероприятия по осуществлению подготовительных работ, не выполнены мероприятия по организации строительной площадки в соответствии с утвержденной проектной документацией (отсутствует временное ограждение, бытовые помещения, мойка, помещение для приема пищи и др.);
- в общем журнале работ отсутствуют подписи представителей застройщика и заказчика на стр. 2, 3, не указан представитель авторского надзора на стр. 3, не указан представитель заказчика по вопросам строительного контроля, раздел 4 ведется с нарушениями, вместо представителя застройщика (заказчика) заполняется подрядчиком, раздел 6 не ведется;
- бетонные работы ведутся с нарушениями, лабораторные испытания проводятся организацией, не имеющей право на их исполнение (отсутствует аккредитация лаборатории);
- работы по уплотнению песчаного основания ведутся с нарушениями, лабораторные испытания проводятся организацией, не имеющей право на их исполнение (отсутствует аккредитация лаборатории);
- не устраняются замечания строительного контроля заказчика, в проектной документации отсутствует штамп "В производство работ" со стороны генерального подрядчика;
- не устраняются замечания строительного контроля заказчика, не представлены акты передачи рабочей документации застройщиком (техническим заказчиком) лицу, осуществляющему строительство;
- не устраняются замечания строительного контроля заказчика, в листах ознакомления с ППР отсутствуют подписи ответственного персонала;
- не устраняются замечания строительного контроля заказчика, не представлен на обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов, образующихся в результате работ по капитальному строительству с приложением копий лицензий организации;
- не устраняются замечания строительного контроля заказчика, не представлено разрешение на производство работ в охранной зоне КС;
- не устраняются замечания строительного контроля заказчика, не представлен акт-допуск подрядных/субподрядных организаций для производства работ;
- не устраняются замечания строительного контроля заказчика, не представлен приказ о назначении руководителя строительства (главного инженера проекта) с указанием идентификационного номера в национальном реестре специалистов в области строительства;
- не устраняются замечания строительного контроля заказчика, не представлены приказы о назначении ответственных за производство работ кранами;
- не устраняются замечания строительного контроля заказчика, не представлен приказ о назначении ответственного за производство работ с указанием идентификационного номера в национальном реестре специалистов в области строительства;
- не устраняются замечания строительного контроля заказчика, не представлен приказ о назначении ответственного по строительному контролю генподрядчика с указанием идентификационного номера в национальном реестре специалистов в области строительства, не представлены копии аттестационных удостоверений по строительному контролю, ВИК, РК, УЗК, НАКС;
- не устраняются замечания строительного контроля заказчика, не представлен приказ о назначении ответственного за ведение исполнительной документации;
- не устраняются замечания строительного контроля заказчика, не представлен приказ о назначении ответственного за безопасное проведение работ повышенной опасности, огневых, газоопасных работ на ОПО, имеющих право на оформление и выдачу наряд-допусков;
- не устраняются замечания строительного контроля заказчика, не представлен приказ о праве подписи "акта-допуска" на конкретное лицо руководителя работ;
- не устраняются замечания строительного контроля заказчика, не представлен приказ о назначении ответственного в области обращения с отходами 1-4 класса опасности с приложением свидетельства (сертификата) о профессиональной подготовке;
- не устраняются замечания строительного контроля заказчика, не ведется "Общий журнал работ";
- не устраняются замечания строительного контроля заказчика, не представлен "Журнал авторского надзора";
- не устраняются замечания строительного контроля заказчика, не представлен "Журнал замечаний и предложений по ведению строительно-монтажных работ";
- не устраняются замечания строительного контроля заказчика, не представлен приказ о создании комиссии по входному контролю;
- не устраняются замечания строительного контроля заказчика, не представлен приказ о назначении ответственного за проведение земляных работ;
- не устраняются замечания строительного контроля заказчика, не представлен "Журнал производства земляных работ";
- не устраняются замечания строительного контроля заказчика, не оформляются акты освидетельствования скрытых работ (снятие ПРС, механизированная/ручная разработка грунта, доработка траншеи до проектных отметок, устройство подстилающих слоев с послойным уплотнением;
- не устраняются замечания строительного контроля заказчика, произведен монтаж фундаментов ФМ-1 заводского исполнения, не предусмотренный проектной и рабочей документацией, измененная ПиРД, утвержденная в установленном порядке, не представлена;
- не устраняются замечания строительного контроля заказчика, не оформлены акты о результатах входного контроля (с записью в журнал входного контроля);
- не устраняются замечания строительного контроля заказчика, на строительной площадке не установлен информационный щит;
- не устраняются замечания строительного контроля заказчика, допущен монтаж фундаментов монолитных ФМ-1 без проведения процедуры входного контроля, на фундаментах монолитных ФМ-1 отсутствуют маркировочные надписи, монтажные знаки, штампы технического контроля с указанием номера принятой партии изделий и номера партии бетона, принятого для изготовления изделий;
- не устраняются замечания строительного контроля заказчика, в паспорте на блок-бокс операторной указана толщина утеплителя стен - 100 мм, а по проекту толщина утеплителя 150 мм, размер наружной двери 1000x2000 мм, по проекту размеры наружной двери 800x2000 мм, производитель блок-бокса не соответствует проектному решению;
- не устраняются замечания строительного контроля заказчика, не представлен приказ о назначении ответственного за геодезические работы с приложением аттестационных документов;
- не устраняются замечания строительного контроля заказчика, не представлено свидетельство о поверке на геодезическое оборудование;
- не устраняются замечания строительного контроля заказчика, не представлен перечень субподрядных организаций и ответственных лиц, участвующих в строительстве;
- не устраняются замечания строительного контроля заказчика, допущено выполнение последующих работ, скрывающих предыдущие без оформления предыдущих работ (произведен монтаж фундаментов монолитных ФМ-1 без проведения процедуры входного контроля, на фундаментах монолитных ФМ-1 отсутствуют маркировочные надписи, монтажные знаки, штампы технического контроля с указанием номера принятой партии изделий и номера партии бетона, принятого для изготовления изделий);
- не устраняются замечания строительного контроля заказчика, на участке производства работ отсутствует общий журнал работ;
- не устраняются замечания строительного контроля заказчика, на участке производства работ отсутствует ответственный за производство строительно-монтажных работ.
Ответственным за допущенные нарушения законодательства является главный инженер - заместитель начальника Сеченовского ЛПУМГ - филиала ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" Касьянычев Н.А.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние Касьянычева Н.А. правильно квалифицировано по части 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод Касьянычева Н.А. о том, что он не является субъектом указанного административного правонарушения, является несостоятельным. Согласно приложению N 1 к приказу ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" от 20 февраля 2021 года N 93 на главного инженера - заместителя начальника Сеченовского ЛПУМГ - филиала ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" возложены обязанности по организационно-техническому сопровождению СМР и ПНР, предоставлению оперативной информации по строительству объекта, подтверждению выполненных объемов СМР и ПНР, планированию ПХД на период эксплуатации объекта, формированию предложений по заключению расходных договоров, обеспечивающих ввод объекта в эксплуатацию, участию в комиссиях по ПНР, участию в приемке и оформлении вводных основных средств в эксплуатацию по направлению деятельности, комплектации объекта оборудованием, не требующем монтажа (поставка заказчика), комплектации объекта вспомогательными материалами, обеспечивающими готовность к эксплуатации, разработке инструкций и паспортов на период эксплуатации, обеспечению наличия актуальной ПСД объекта, сопровождению согласований ПД и РД с контролирующими органами и собственниками инженерных сетей, получению согласования выполненных проектных решений с контролирующими органами и организациями, представлению интересов общества на проверках государственных и инспектирующих органов, внесению уточнений в договоры аренды на земельные участки, обеспечению ввода объекта в эксплуатацию.
Приказом Сеченовского ЛПУМГ - филиала ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" от 14 апреля 2021 года N84-к Касьянычев Н.А. назначен главным инженером - заместителем начальника Сеченовского ЛПУМГ - филиала ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород". В данном случае, с учетом изложенного и положений, содержащихся в должностной инструкции главного инженера - заместителя начальника Сеченовского ЛПУМГ - филиала ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород", должностное лицо и судебные инстанции правильно пришли к выводу о том, что Касьянычев Н.А. является надлежащим субъектом административного правонарушения.
Порядок и срок давности привлечения Касьянычева Н.А. к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено Касьянычеву Н.А. в пределах, предусмотренных санкцией части 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 названного Кодекса.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену состоявшихся актов, в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление заместителя руководителя Волжско-Окского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10 февраля 2022 года, решение судьи Сеченовского районного суда Нижегородской области от 27 июля 2022 года и решение судьи Нижегородского областного суда от 19 октября 2022 года, вынесенные в отношении главного инженера - заместителя начальника Сеченовского линейного производственного управления магистральных газопроводов - филиала общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Нижний Новгород" Касьянычева Н.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Касьянычева Н.А. - без удовлетворения.
Судья подпись А.В. Поддымов
Копия верна:
Судья
Секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.