Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Калужского районного суда Калужской области от 8 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 14 июля 2022 года по гражданскому делу по исковому заявлению военного прокурора Калужского гарнизона в защиту неопределенного круга лиц к Министерству обороны, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ") о возложении обязанности устранить нарушения.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А, объяснения прокурора четвертого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Самаре и г. Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, полагавшего, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению, судебная коллегия
установила:
военный прокурор Калужского гарнизона в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ "ЦЖКУ" об оспаривании бездействия, возложении обязанности устранить нарушения.
В обоснование заявленных требований военный прокурор указал на то, что проверкой по исполнению должностными лицами административных ответчиков требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства выявлены нарушения установленных законом требований о теплоснабжении, правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок и правил оценки готовности к отопительному периоду при эксплуатации котельной с инвентарным N, расположенной по адресу: "адрес". Ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей по эксплуатации котельной влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, подрыв боеготовности обеспечиваемых тепловой энергией воинских частей и учреждений, дислоцирующихся на территории Калужской области.
Просил возложить на Министерство обороны и ФГБУ "ЦЖКУ" обязанность в срок до 1 июля 2023 года провести режимно-наладочные испытания трубчатых стальных водогрейных котлов модели "НР-18" NN 1, 2; обеспечить установку оборудования химводоочистки к котлам; выполнить техническое освидетельствование строительных конструкций здания котельной специализированной организацией; обеспечить инструментально-визуальное наружное и внутреннее обследование дымовой трубы котельной с привлечением специализированной организации.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 8 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 14 июля 2022 года, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе, поданной 18 октября 2022 года через суд первой инстанции, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 2 ноября 2022 года, Министерство обороны Российской Федерации просит отменить состоявшиеся судебные акты, в связи с неправильным применением норм материального права, недоказанностью обстоятельств, изложенных в исковом заявлении. Обращает внимание, что возложенные судебным актом на министерство обязанности является неправомерным, поскольку надлежащим ответчиком по данному делу является ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судами при рассмотрении настоящего дела.
Разрешая требования прокурора и удовлетворяя их, суд первой инстанции, с которым согласилась судебная коллегия по гражданским делам Калужского областного суда, проанализировав нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, Устава ФГБУ "ЦЖКУ", утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны от 3 марта 2017 года N 607, исходил из необходимости в рассматриваемой ситуации совершения действий, направленных на устранение нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, допущенных при эксплуатации котельной.
Судами отмечено, что в силу положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, названное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных данному министерству организаций; финансирование ФГБУ "ЦЖКУ" осуществляется за счет, в том числе средств федерального бюджета с учетом государственного задания на финансовый год, которое формируется и утверждается Министерством обороны Российской Федерации. Следовательно, возложение на указанных ответчиков обязанности по устранению допущенного нарушения является правомерным.
Между тем, определяя ответчика, который обязан произвести соответствующие работы в целях устранения нарушений законодательства, судами первой и апелляционной инстанций допущены существенные нарушения норм материального права.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" Вооруженные Силы Российской Федерации являются государственной военной организацией, составляющей основу обороны Российской Федерации.
Как предусмотрено пунктом 3 статьи 10.1 названного закона, комплектование формирований Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими, гражданским персоналом, обеспечение материально-техническими средствами и предоставление входящим в их состав военнослужащим и гражданскому персоналу медицинского и иных видов обеспечения осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082 утверждено Положение о Министерстве обороны Российской Федерации (далее Положение), в соответствии с пунктом 1 которого указанное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России. К полномочиям Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с подпунктами 68, 71 пункта 7 Положения отнесена в том числе организация выполнения работ по капитальному ремонту объектов социальной инфраструктуры в Вооруженных Силах, а также эксплуатация таких объектов.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1).
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункт 2).
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из приведенных положений закона следует, что собственник по своему усмотрению владеет и пользуется принадлежим ему имуществом и определяет расходы, необходимые для его содержания или ремонта.
Возложение на собственника обязанностей по содержанию или ремонту (капитальному, текущему) его имущества возможно, если это предусмотрено законом, либо если ненадлежащее содержание собственником своего имущества нарушает права и законные интересы других лиц.
На основании приказа Министерства обороны Российской Федерации от 2 марта 2017 года N 155 в целях содержания, эксплуатации объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации создано ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно пунктам 12, 21, 25 Устава ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации данное учреждение создано в целях содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации; для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства; осуществляет функции по обеспечению содержания (эксплуатации), проектирования, капитального и текущего ремонта, реконструкции недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления и предоставленного в безвозмездное пользование; осуществляет материально-техническое обеспечение и деятельность по его эксплуатации (в том числе капитальный ремонт, текущий ремонт объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование, а также капитальный ремонт общего имущества, отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем в многоквартирных домах закрытых военных городков).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2018 года N 860 утверждено Руководство по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации, в котором предусмотрена ответственность ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 14-16 Руководства филиалы ФГБУ "ЦЖКУ" отвечают, в том числе, за обеспечение технической эксплуатации материально-технической базы; осуществляют контроль за исполнением контрактов по закрепленной номенклатуре; жилищно-коммунальная служба ФГБУ "ЦЖКУ" несет ответственность за правильную эксплуатацию систем энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, противопожарной защиты, электротехнического оборудования; своевременное проведение мероприятий промышленной безопасности на опасных производственных объектах коммунального хозяйства Вооруженных Сил Российской Федерации, закрепленных на праве оперативного управления за ФГБУ "ЦЖКУ", и осуществляет, в частности, устранение аварийных ситуаций, мероприятия по подготовке к отопительному периоду и иную деятельность, предусмотренную Уставом данного учреждения.
Возлагая на Министерство обороны Российской Федерации как собственника имущества обязанность по совершению определенных действий, связанных с устранением нарушений в жилищно-коммунальной сфере, суды не применили названные выше акты, не учли организационную структуру названного министерства и наделение специальными полномочиями его структурных подразделений, не приняли во внимание, что Министерство обороны Российской Федерации организацией и производством работ в силу установленных полномочий не занимается.
Министерство обороны Российской Федерации выделяет лимиты бюджетных средств на текущий, капитальный ремонты и реконструкцию зданий и сооружений ФГКУ "ЦЖКУ" единовременно на текущий год. При этом реализация указанных обязанностей ФГБУ "ЦЖКУ" не ставится в зависимость от его финансирования, а также самостоятельно решает вопросы распределения лимитов бюджетных средств на эти цели.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, для исправления которой не требуется установления новых обстоятельств, представления, исследования и оценки доказательств, обжалуемые судебные акты в силу положений пункта 5 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежат отмене в части возложения на Министерство обороны Российской Федерации обязанности по совершению действий, направленных на устранение нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, с принятием в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Калужского районного суда Калужской области от 8 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 14 июля 2022 года в части возложения на Министерство обороны Российской Федерации обязанности по совершению действий, направленных на устранение нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, допущенных при эксплуатации котельной, с инвентарным номером N, отменить. Принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В остальной части решение Калужского районного суда Калужской области от 8 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 14 июля 2022 года оставить без изменения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 20 декабря 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.