Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Ендовицкой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Шендеровича Д.И. на решение Жуковского районного суда Калужской области от 28 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 22 декабря 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Шендеровича Д.И. к участковой избирательной комиссии избирательного участка N 0734 о признании незаконными действий, отмене решения об итогах голосования.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А, заключение прокурора четвертого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Самаре и г. Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, полагавшего, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, судебная коллегия
установила:
на 19 сентября 2021 года были назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва.
Голосование на выборах проводилось с 8 до 20 часов по местному времени 17, 18 и 19 сентября 2021 года.
Согласно постановлению избирательной комиссии Калужской области от 13 августа 2021 года N 1210/132-V1 "Об обеспечении активного избирательного права граждан на территории Калужской области на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва" гражданам, фактически проживающим на территории избирательного участка N 0734 и имеющим регистрацию по месту жительства: "адрес", была обеспечена реализация избирательных прав.
Участковая избирательная комиссия избирательного участка N 0734 обязана рассматривать личные письменные заявления граждан о включении их в списки избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва с учетом положений пунктов 2.3.5, 2.3.6, 2.3.11 Инструкции по составлению, уточнению и использованию списков избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, утвержденной постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 1 июля 2021 года N 13/108-8.
19 сентября 2021 года участковой избирательной комиссией составлены протоколы N 1 об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Калужская область, Обнинский одномандатный избирательный округ N 100 и N 2 об итогах голосования по федеральному избирательному округу, подписанные членами участковой избирательной комиссии.
Шендерович Д.И. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконными действия административного ответчика по принятию заявлений о включении в дополнительные списки избирателей за пределами сроков принятия таких заявлений, отказе в реализации избирателями активного избирательного права законным порядком; отменить решение участковой избирательной комиссии избирательного участка N 0734 об итогах голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва.
В обоснование заявленных требований указал, что 19 сентября 2021 года обратился на избирательный участок N 0734 с заявлением о предоставлении информации о включении его в списки избирателей для голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва. В случае отсутствия в списках просил указать участковую избирательную комиссию, в списки которой он внесен для голосования. По результатам рассмотрения заявления административным ответчиком дан ответ о возможности включения Шендеровича Д.И. в список избирателей участковой избирательной комиссии N 0734 по его заявлению и об отсутствии информации о списочном составе избирателей других участковых избирательных комиссий. Полагал, что действия административного ответчика являются незаконными, нарушающими его активное избирательное право, поскольку находясь на территории своего места жительства, должен был быть включен в списки избирателей избирательного участка без обращения с письменным заявлением. Действия избирательной комиссии по включению избирателей в списки в день голосования не соответствуют требованиям закона, а следовательно, повлекло принятие незаконного решения по итогам голосования.
Решением Жуковского районного суда Калужской области от 28 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 22 декабря 2021 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 20 октября 2022 года почтой через суд первой инстанции, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 11 ноября 2022 года, Шендерович Д.И. просит отменить судебные акты, в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального и процессуального права. Полагает, что сведения о нем должны быть включены в список избирателей на избирательном участке, поскольку проживает по месту жительства с 1999 года, а административный ответчик не имел оснований для направления административного истца, зарегистрированного в Московской области, для голосования в Калужскую область. Доказательств того, что Шендерович Д.Н. будучи на избирательном участке, расположенном на территории того же населенного пункта, в котором он зарегистрирован по месту жительства, находился уже не по месту своего жительства, а по месту пребывания, в материалах дела отсутствуют. Считает, что любые заявления о включении в список избирателей могли быть приняты административным ответчиком до 14-00 часов 16 сентября 2021 года только в случае, если избиратель находился за пределами места своего проживания и зарегистрирован по месту пребывания. Кроме того, судом необоснованно отклонены заявленные ходатайства.
На кассационную жалобу участковой избирательной комиссией N 0734 поданы письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Часть 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, руководствуясь положениями Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" исходил из того, что основанием для отмены решения об итогах голосования, результатах выборов могут быть не любые нарушения избирательного законодательства, а только те из них, которые не позволили с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. Таких нарушений на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, не допущено. Участковая избирательная комиссия действовала в пределах предоставленных полномочий и в соответствии с требованиями действующего законодательства, право административного истца действиями участковой избирательной комиссии нарушено не было, а действия по включению избирателей в списки для голосования в день голосования не могут быть расценены как нарушающие нормы права.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций.
Из материалов дела следует, что Шендерович Д.И. зарегистрирован по адресу: "адрес".
Постановлением администрации сельского поселения "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N изменены адреса многоквартирных жилых домов и квартир бывшего военного городка "адрес".
В список избирателей на избирательном участке N 0734 были выключены граждане Российской Федерации, имеющие регистрацию по месту жительства на территории избирательного участка ("адрес").
19 сентября 2021 года Шендерович Д.И. для участия в голосовании явился на избирательный участок N 0734 в "адрес" и в связи с отсутствием его в списках избирателей обратился с заявлением о предоставлении ему информации о нахождении его в списках избирателей, а в случае отсутствия указать участковую избирательную комиссию в списки которой он внесен.
19 сентября 2021 года участковой избирательной комиссией N 0734 Шендеровичу Д.И. со ссылкой на постановление Избирательной комиссии Калужской области от 13 августа 2021 года N 1210/132-VI "Об обеспечении активного избирательного права граждан на территории Калужской области на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" дан письменный ответ, согласно которому он обладает активным избирательным правом и может быть включен в список избирателей участковой комиссии N 0734. Участковая избирательная комиссия не владеет информацией о списочном составе избирателей других участковых избирательных комиссий.
Вместе с тем Шендерович Д.И. заявление о включении его в списки избирателей не подал, участие в голосовании не принял.
Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа.
Основанием для регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории муниципального образования является факт нахождения места жительства (в отношении вынужденных переселенцев - факт временного пребывания) избирателей, участников референдума на соответствующей территории. Указанный факт устанавливается на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (пункт 2 статьи 16 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
В силу пункта 4 статьи 17 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения места его жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - факт пребывания (временного пребывания, нахождения) гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме). Факт нахождения места жительства либо пребывания (временного пребывания) гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту жительства и по месту пребывания в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами.
Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, вправе обратиться в участковую комиссию с заявлением о включении его в список избирателей, участников референдума, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей, участников референдума. В течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая комиссия обязана проверить сообщенные заявителем сведения и представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю (пункт 16 статьи 17 Федерального закона N 67-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 100 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" после установления итогов голосования, определения результатов выборов депутатов Государственной Думы вышестоящей избирательной комиссией решение нижестоящей избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно обращал внимание, что судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории, такое решение должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено (постановления от 22 апреля 2013 года N 8-П, от 15 января 2002 года N 1-П).
Довод кассационной жалобы о том, что сведения об административном истце должны были быть включены в список избирателей на избирательном участке N 0734, как проживающего по месту жительства с 1999 года, и такая обязанность лежит на административном ответчике, подлежит отклонению.
Согласно пунктам 6, 7 статьи 17 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" сведения об избирателях, участниках референдума формирует и уточняет глава местной администрации муниципального района, муниципального округа, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководитель территориального органа исполнительной власти города федерального значения. Сведения об избирателях, участниках референдума - военнослужащих, находящихся в воинской части, членах их семей и о других избирателях, участниках референдума, если они проживают на территории расположения воинской части либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части по месту их службы, формирует и уточняет командир воинской части. Сведения об избирателях, участниках референдума, находящихся в местах временного пребывания, представляет в избирательную комиссию руководитель организации, в которой избиратель, участник референдума временно пребывает. Указанные сведения направляются уполномоченным на то органом или уполномоченным должностным лицом в территориальные комиссии (избирательные комиссии муниципальных образований), при отсутствии таковых - в окружные избирательные комиссии, а в случаях, предусмотренных законом, - в участковые комиссии сразу после назначения дня голосования или после образования этих комиссий.
Список избирателей, участников референдума составляется соответствующей комиссией, в том числе с использованием ГАС "Выборы", отдельно по каждому избирательному участку, участку референдума на основании сведений, представляемых по установленной форме, уполномоченным на то органом или уполномоченным должностным лицом.
В силу пункта 2.1 Положения о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, утвержденного постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 6 ноября 1997 года N 134/973-II) учет избирателей проживающих на территории муниципального образования осуществляется главой местной администрации муниципального района. Гражданин включатся в число избирателей на соответствующей территории в связи с регистрацией гражданина, достигшего возраста 18 лет, по месту жительства на этой территории.
В связи с наличием у Шендеровича Д.И. регистрации по месту жительства "адрес", сведения о нем в список избирателей на избирательном участке N 0734 при составлении списка избирателей территориальной избирательной комиссией включены не были. Однако реализация избирательного права ему была обеспечена согласно постановлению избирательной комиссии Калужской области от 13 августа 2021 года N 1210/132-V1 "Об обеспечении активного избирательного права граждан на территории Калужской области на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва" гражданам, фактически проживающим на территории избирательного участка N 0734 и имеющим регистрацию по месту жительства: "адрес".
Доводы жалобы о нарушении судом первой инстанции процессуального права при отказе в удовлетворении ходатайства об истребовании доказательств, подлежат отклонению.
Согласно части 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.
В соответствии с частью 1 статьи 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе истребовать доказательства по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе в целях правильного разрешения административных дел.
Отказ суда в удовлетворении ходатайства об истребовании доказательств не является основанием для отмены решения суда.
Предоставленное законодателем право не предполагает обязанность суда, рассматривающего дело, во всех случаях удовлетворять ходатайства лиц, участвующих в деле об истребовании сведений, которые не имеют правового значения для рассмотрения спора по существу, но являются необходимыми, по мнению одной из сторон.
Вопрос об истребовании тех или иных доказательств разрешается судом в каждом конкретном деле исходя из его фактических обстоятельств и уже представленных в дело доказательств.
Как следует из протокола судебного заседания от 22 декабря 2021 года заявленное административным истцом ходатайство судом разрешено в установленном законом порядке.
Таким образом, довод о нарушении судом требований процессуального права, выразившиеся в отказе в истребовании доказательств, не могут быть положены в основу отмены судебных актов.
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для признания недействительными результатов выборов, а также действий участковой избирательной комиссии.
Доводы кассационной жалобы, по сути, направлены на оспаривание обоснованности выводов судов об установленных обстоятельствах, иное толкование норм права, и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся судебных актов.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, суды установили правильно, представленные доказательства оценили в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального права применили верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Жуковского районного суда Калужской области от 28 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 22 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Шендеровича Д.И. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 декабря 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.