Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу областного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Суджанский "данные изъяты"" на решение Ленинского районного суда города Курска от 9 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 4 мая 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению областного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Суджанский сельскохозяйственный техникум" к Государственной инспекции труда в Курской области, заместителю начальника отдела надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и организации обеспечения деятельности Н. об оспаривании предписания.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронова В.А, судебная коллегия по административным делам
установила:
областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение " "данные изъяты"" (далее - Техникум) обратилось в суд с названным административным исковым заявлением, просило признать незаконным и отменить предписание государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Курской области (далее - инспектор труда, Инспекция) от 13 июля 2021 года N N.
В обоснование административного иска указало на незаконность предписания, поскольку Положением об оплате труда размер стимулирующих выплат в спорные периоды был предусмотрен в размере до 30%, их начисление является правом работодателя, фонд оплаты труда формируется на год, поэтому проверка выплат за каждый месяц некорректна, выплаты не носят обязательный характер.
Решением Ленинского районного суда города Курска от 9 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 4 мая 2022 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 7 ноября 2022 года, Техникум просит отменить состоявшиеся судебные постановления, вынести новое решение об удовлетворении административного иска. Повторяя доводы, изложенные в судах нижестоящих инстанций, настаивает на незаконности оспариваемого предписания, ссылается на то, что норма, предусматривающая размер стимулирующих выплат не менее 30% средств на оплату труда, действовала только с 20 мая по 2 августа 2021 года и не подлежала применению к указанным в предписании периодам.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу такие нарушения были допущены судами.
Согласно части 1 статьи 353 и части 1 статьи 354 Трудового кодекса Российской Федерации федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда.
Статьей 356 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда, в числе прочего, осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством, в частности, проверок, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий.
Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников (абзац шестой части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации).
В случае обращения работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению (часть 2 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности.
Как установлено судами, на основании распоряжения (приказа) Инспекции от 30 июня 2021 года N N инспектором труда проведена внеплановая, документарная проверка Техникума.
По результатам проверки Техникуму выдано предписание от 13 июля 2021 года N N, согласно которому в срок до 13 августа 2021 года необходимо устранить нарушения статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 4 раздела 6 Положения об оплате труда работников Техникума (приложение N 1 к Коллективному договору) в части обеспечения направления денежных средств за июль 2020 года, май 2021 года, август 2020 года на выплаты стимулирующего характера работникам не менее 30% на оплату труда, вместо 13%, 26, 1%, 16, 2% соответственно.
Судами установлено, что согласно Положению об оплате труда работников Техникума (пункт 4.1 Коллективного договора) последний осуществляет оплату труда работников образовательной организации на основании коллективного договора с 19 ноября 2018 года по 18 ноября 2021 года.
Согласно пункту 4.3 Коллективного договора заработная плата включает в себя оплату труда, исходя из ставок заработной платы и должностных окладов, повышающие коэффициенты к окладам, в том числе персональные, выплаты за условия труда, отклоняющиеся от нормативных (компенсационные выплаты), выплаты компенсационного характера, выплаты стимулирующего характера, другие выплаты, предусмотренные законодательством. Положением об оплате труда.
В силу пункта 4.9 Коллективного договора работникам устанавливаются, в том числе и выплаты стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за качество выполняемых работ; выплаты за стаж непрерывной работы в образовательных организациях; премиальные выплаты по итогам работы; доплата руководящим и педагогическим работникам образовательных учреждений, награжденных ведомственными наградными знаками.
На основании приказа директора Техникума от 20 мая 2021 года N 204 в коллективный договор внесены изменения: пункт 4 раздела 6 изложен в следующей редакции: "Средства на оплату труда, формируемые за счет бюджетных ассигнований областного бюджета, могут направляться техникумом на выплаты стимулирующего характера. При этом объем средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30 процентов средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований областного бюджета".
Из сообщения Техникума от 12 июля 2021 года N 143 следует, что за июль 2020 года процент выплаты стимулирующего характера составил 13%, за август 2020 года - 16, 2% и за май 2021 года - 26, 1%.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, районный суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что предписание вынесено уполномоченным должностным лицом, соответствует требованиям законодательства, допущенные работодателем нарушения трудового законодательства имели место.
Судебная коллегия находит выводы судов первой и апелляционной инстанций сделанными без выяснения значимых для разрешения дела обстоятельств.
Статьей 12 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие; в отношениях, возникших до введения в действие локального нормативного акта, указанный акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (часть седьмая).
Находя доказанным факт нарушения работодателем требований пункта 4 раздела 6 Положения об оплате труда работников Техникума, суды исходили из редакции, утвержденной приказом директора Техникума от 20 мая 2021 года N 204, при этом не мотивировали применение локального нормативного акта в указанной редакции к правоотношениям по поводу выплаты стимулирующего характера за июль и август 2020 года, не выяснили содержание данного локального нормативного акта в предшествующей редакции.
Ссылки судов на то, что указанная редакция Положения об оплате труда работников Техникума имела место на момент проведения Инспекцией проверки, следует признать ошибочными, поскольку момент проведения документарной проверки инспектором труда не определяет действие во времени локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, и не имеет правового значения для их применения.
Указания суда апелляционной инстанции на нарушение Техникумом требований пункта 1 разъяснений о порядке установления выплат стимулирующего характера в областных государственных учреждениях, утвержденных постановлением Правительства Курской области от 28 марта 2008 года N 44, приведены без учета предмета спора, которым является конкретное предписание инспектора труда. Данное предписание не содержит выводов о нарушении Техникумом указанных разъяснений, а равно требования об устранении таких нарушений.
Согласно пункту 1 названных разъяснений и выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с перечнем видов выплат стимулирующего характера в областных государственных учреждениях, утвержденным постановлением Правительства Курской области от 28 марта 2008 года N 44, в пределах средств областного бюджета на соответствующий год, предусмотренных главным распорядителям средств областного бюджета. При этом следует учитывать, что начиная с 1 января 2010 года объем средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30 процентов средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований областного бюджета.
Аналогичные по существу требования содержал пункта 4 раздела 6 Положения об оплате труда работников Техникума, срок действия которых судами не установлен.
Сославшись на нарушение Техникумом указанных разъяснений и требований, суд апелляционной инстанции не дал оценку справке Техникума от 12 июля 2021 года, согласно которой выплаты стимулирующего характера в целом за 2020 год составили 31, 9%, за первое полугодие 2021 года - 34%, не привел обоснования необходимости ежемесячных выплат в размере не менее 30 процентов средств на оплату труда, при том, что приведенные разъяснения и требования, на которые сослался суд, касаются не размера ежемесячных выплат, а объема средств на выплаты, который должен составлять не менее 30 процентов средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований областного бюджета.
При этом Перечнем видов выплат стимулирующего характера в областных государственных учреждениях предусмотрены выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за качество выполняемых работ; выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы.
Примерное положение об оплате труда работников областных бюджетных учреждений, подведомственных комитету образования и науки Курской области, по виду экономической деятельности "Образование", утвержденное Постановлением Правительства Курской области от 2 декабря 2009 года N 165 "О введении новой системы оплаты труда работников областных государственных учреждений, подведомственных комитету образования и науки Курской области" предусматривает в качестве стимулирующих выплат премии по итогам работы как за месяц, так и за квартал, полугодие, год.
Таким образом, судами никак не мотивирован применительно к фактическим обстоятельствам настоящего дела вывод о необходимости обеспечить размер именно ежемесячных выплат стимулирующего характера за июль 2020 года, август 2020 года, май 2021 года, не менее 30 процентов средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований областного бюджета.
Поскольку судами допущено нарушение процессуальных требований о полном и всестороннем установлении обстоятельств дела (статьи 6, 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), способное привести к его неправильному разрешению, обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Курска от 9 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 4 мая 2022 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в Ленинский районный суд города Курска.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 28 декабря 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.