Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Филатовой В.Ю, Вишневской В.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании поступившее 23 сентября 2022 года гражданское дело по исковому заявлению Суминой Д.В. к администрации Горшеченского района Курской области, отделу социальной защиты, опеки и попечительства Администрации Горшеченского района Курской области о перерасчете пенсии за выслугу лет, по кассационной жалобе Администрации Горшеченского района Курской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 26 июля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Филатовой В.Ю, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Сумина Д.В. обратилась в суд с иском к администрации Горшеченского района Курской области, отделу социальной защиты, опеки и попечительства Администрации Горшеченского района Курской области о перерасчете пенсии за выслугу лет.
Решением Горшеченского районного суда Курской области от 12 мая 2022 года в удовлетворении исковых требований Суминой Д.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 26 июля 2022 года решение Горшеченского районного суда Курской области от 12 мая 2022 года отменено. По делу принято новое решение, которым на Администрацию Горшеченского района Курской области возложена обязанность произвести Суминой Д.В. перерасчет пенсии по выслуге лет как лицу, замещавшему должность муниципальной службы, назначенной распоряжением Администрации Горшечепского района Курской области N 64-рл от 29 июня 2020 года, в соответствии с абзацем 1 части 7 статьи 8 Закона Курской области "О муниципальной службе в Курской области" в редакции закона от 20 августа 2021 года N 66-ЗКО и с пунктом 2.10 Правил пенсионного обеспечения муниципальных служащих Горшеченского района Курской области, утвержденных решением Представительного Собрания Горшеченского района Курской области N 139 от 18 октября 2021 года, с 31 августа 2021 года.
В кассационной жалобе представитель Администрации Горшеченского района Курской области просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 26 июля 2022 года отменить, оставить без изменения решение Горшеченского районного суда Курской области от 12 мая 2022 года, в связи с неправильным применением судом норм материального права.
В возражениях на кассационную жалобу Сумина Д.В. просит оставить судебное постановление без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам по доводам, изложенным в кассационной жалобе (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), оснований для отмены вынесенного судебного постановления не имеется.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судебной инстанцией не допущено.
В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25 ФЗ "О муниципальной службе в РФ" для муниципальных служащих предусмотрена гарантия в виде пенсионного обеспечения за выслугу лет (подпункт 5 пункта 1 статьи 23). Такое пенсионное обеспечение, в силу пункта 1 статьи 24 названного Федерального закона, предусматривающего распространение в полном объеме на муниципального служащего прав государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения, осуществляется на основе законов и иных нормативных актов органов местного самоуправления и по своей правовой природе, также как и доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) государственным гражданским служащим, является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации помимо пенсии, назначаемой на общих основаниях.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2011 года N 166 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления.
Согласно пункту 2 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Из пункта 2 статьи 8 Закона Курской области от 13 июня 2007 года N 60-ЗКО "О муниципальной службе в Курской области" следует, что определение размера пенсии за выслугу лет муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным настоящим Законом соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Курской области. Максимальный размер пенсии за выслугу лет муниципального служащего не может превышать максимальный размер пенсии за выслугу лет государственного гражданского служащего Курской области по соответствующей должности государственной гражданской службы Курской области.
В соответствии с частью 7 статьи 8 Закона Курской области от 13 июня 2007 года N 60-ЗКО "О муниципальной службе в Курской области" при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет муниципальному служащему назначается пенсия за выслугу лет в размере 45 процентов среднемесячного заработка муниципального служащего за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленных в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". За каждый полный год стажа муниципальной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой части трудовой пенсии по старости либо общая сумма пенсии за выслугу лет и трудовой пенсии по инвалидности не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка муниципального служащего, определенного в соответствии со статьей 8 настоящего Закона.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Сумина Д.В. с 2 января 2016 года является получателем страховой пенсии по старости и с 11 июня 2020 года получает пенсию за выслугу лет, как лицо, замещавшее должность муниципальной службы, исходя из стажа муниципальной службы 40 лет 10 месяцев.
После назначения 11 июня 2020 года Суминой Д.В. пенсии по выслуге лет истец трудовую деятельность не осуществляла, стаж муниципальной службы не увеличился, иной более высокий доход, как муниципальный служащий, не получала.
Начиная с августа 2021 года и по настоящее время ежемесячный размер пенсии за выслугу лет истцу составлял 14931 руб, исходя из среднемесячного заработка муниципальной службы, равного 31995 руб, предельного размера должностного оклада в 7110 руб, коэффициента равного 2, 8 (7110 руб. х 2, 8 х 75 %). Страховая пенсия Суминой Д.В. составляла 13927 руб. 69 коп, входящая в нее сумма валоризации - 886 руб. 68 коп. и фиксированная выплата к страховой пенсии - 6044 руб. 48 коп.
Страховая пенсия истца в 2022 году составила сумму 15125 руб. 20 коп, с учетом валоризации - 962 руб. 91 коп. и фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере 6564 руб. 31 коп.
С момента назначения истцу пенсии по выслуге лет органом местного самоуправления муниципального образования "Горшеченский район" были приняты новые нормативные акты, регламентирующие вопросы назначения пенсии по выслуге лет.
Так, решением Представительного Собрания Горшеченского района Курской области от 18 октября 2021 года N 139 утверждены Правила пенсионного обеспечения муниципальных служащих Горшеченского района Курской области, которыми размер части страховой пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", был определен как 1 % от страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Решением Представительного Собрания Горшеченского района Курской области N 146 от 12 ноября 2021 года решение Представительного собрания Горшеченского района Курской области от 18 октября 2021 года N 139 и утвержденные им Правила пенсионного обеспечения муниципальных служащих Горшеченского района Курской области были признаны утратившими силу.
В соответствии с решением Представительного Собрания Горшеченского района Курской области от 12 ноября 2021 года N 147 утверждены новые Правила пенсионного обеспечения муниципальных служащих Горшеченского района Курской области, пунктом 2.10 которого предусмотрен иной размер части страховой пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", используемый для исчисления пенсии по выслуге лет муниципальных служащих, равный не 1 %, а 90 %.
Решение вступает в силу со дня его подписания и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 31 августа 2021 года (пункт 3 решения).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции указал на то, что перерасчет размера пенсии в сторону увеличения осуществляется только по заявлению лица, получающего пенсию, а не в самостоятельном (централизованном) порядке органом, осуществляющим ее выплату.
В связи с тем, что Сумина Д.В. в период действия Правил пенсионного обеспечения муниципальных служащих Горшеченского района Курской области, утвержденных решением Представительного собрания Горшеченского района Курской области от 18 октября 2021 года N 139, с заявлением о перерасчете пенсии в органы местного самоуправления района не обращалась, обратилась с заявлением только 21 декабря 2021 года, когда указанные Правила утратили законную силу, а действующие на момент рассмотрения спора Правила пенсионного обеспечения муниципальных служащих Горшеченского района Курской области, утвержденные решением Представительного собрания Горшеченского района Курской области от 12 ноября 2021 года N 147, не предусматривают увеличение пенсии, суд отказал в удовлетворении исковых требований.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, проанализировав Закон Курской области от 13 июня 2007 года N 60-ЗКО "О муниципальной службе в Курской области" и Правила пенсионного обеспечения муниципальных служащих Горшеченского района Курской области, исходил из того, что заявительный характер для перерасчета пенсии предусмотрен в случаях, если после назначения пенсии за выслугу лет произошло увеличение продолжительности стажа муниципальной службы в связи с замещением государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, муниципальной должности, замещаемой на постоянной основе, должности государственной гражданской службы Российской Федерации или должности муниципальной службы и (или) замещения должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев с более высоким должностным окладом, при изменении группы инвалидности.
В связи с тем, что обращение с заявлением для перерасчета пенсии по выслуге лет по причине изменения законодательства, регламентирующего порядок назначения пенсии, нормативными актами не предусмотрен, судебная коллегия пришла к выводу о том, что перерасчет размера пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Горшеченского района Курской области при изменении условий ее предоставления осуществляется в беззаявительном порядке и, как следствие, возложила на ответчика обязанность произвести перерасчет пенсии.
Судебная коллегия считает правильными выводы, изложенные в оспариваемом судебном постановлении, поскольку указанные выводы основаны на законе, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судебными инстанциями и представленным доказательствам.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии оснований для перерасчета пенсии повторяют доводы, которые являлись предметом судебного исследования, данным доводам в судебном постановлении дана соответствующая оценка, указаны мотивы и сделаны выводы, по которым указанные доводы судом обоснованно не приняты.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного постановления по доводам жалобы по делу не допущено.
При таких обстоятельствах, предусмотренных законом оснований для отмены апелляционного определения, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 26 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Горшеченского района Курской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.