Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Матросовой Г.В, Юдиной С.В, с участием прокурора Ильина Ю.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по исковому заявлению прокурора Центрального административного округа города Курска к Областному бюджетному учреждению здравоохранения "Курская городская станция скорой медицинской помощи", комитету здравоохранения Курской области о возложении обязанности по укомплектованию кадрами общепрофильных выездных бригад скорой медицинской помощи, обеспечении финансирования укомплектования и деятельности дополнительного штата учреждения, по кассационному представлению прокурора Курской области
на решение Ленинского районного суда г. Курска от 17 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 07 июня 2022 года, заслушав доклад судьи Матросовой Г.В, выслушав прокурора Ильина Ю.В, поддержавшего доводы кассационного представления,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Центрального административного округа города Курска обратился в суд с исковым заявлением к Областному бюджетному учреждению здравоохранения "Курская городская станция скорой медицинской помощи" (далее - ОБУЗ "Курская городская станция скорой медицинской помощи", Учреждение), комитету здравоохранения Курской области о возложении обязанности по укомплектованию кадрами общепрофильных выездных бригад скорой медицинской помощи, обеспечении финансирования укомплектования и деятельности дополнительного штата учреждения.
Решением Ленинского районного суда г. Курска от 17 августа 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 07 июня 2022 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационном представлении прокурором Курской области поставлен вопрос об отмене решения суда и апелляционного определения в связи с нарушением судами норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.
Как следует из материалов дела, ОБУЗ "Курская городская станция скорой медицинской помощи" комитета здравоохранения Курской области является областной бюджетной медицинской организацией, некоммерческой организацией.
Учредителем ОБУЗ "Курская городская станция скорой медицинской помощи" является Курская область. Функции и полномочия учредителя ОБУЗ "Курская городская станция скорой медицинской помощи" в соответствии с федеральными законами, законами Курской области, нормативными правовыми актами Курской области осуществляет комитет здравоохранения.
Собственником имущества Учреждения является Курская область. Функции и полномочия собственника имущества, находящегося в оперативном управлении Учреждения, осуществляет от имени Курской области комитет по управлению имуществом Курской области.
Финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности.
Судами установлено, что в ОБУЗ "Курская городская станция скорой медицинской помощи" сформировано 48 выездных бригад скорой медицинской помощи, из них: 10 - врачебных общепрофильных, 23 - фельдшерских общепрофильных, 10 - анестезиологии-реанимации (специализированные), 4 - педиатрические (специализированные), 1 - психиатрическая (специализированная).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что статистика вызовов, длительности их обслуживания выездными медицинскими бригадами не содержит разграничения между экстренными вызовами, в отношении которых установлено нормативное время прибытия бригады скорой медицинской помощи, и неотложными вызовами, время прибытия по которым нормативно не установлено; истцом не представлено доказательств тому, что в результате несвоевременного прибытия бригад скорой медицинской помощи к пациентам наступили неблагоприятные последствия (ухудшение состояния пациента, смерть), в том числе в случае несвоевременного прибытия бригады по экстренным вызовам при превышении времени доезда бригады скорой медицинской помощи более 20 минут, а также доказательств, подтверждающих, что медицинская помощь не была оказана кому-либо ОБУЗ "Курская городская станция скорой медицинской помощи" по причине не укомплектованности выездных бригад. Увеличение на требуемое истцом число количества выездных бригад не приведет к сокращению времени доезда бригад скорой медицинской помощи.
Суд первой инстанции отметил, что при наличии незаполненных на настоящее время вакансий врачей и среднего медперсонала при утвержденном штатным расписанием количестве бригад скорой медицинской помощи (48), увеличение общего количества бригад скорой медицинской помощи на 18 при отсутствии необходимого на рынке труда количества медицинских работников и водителей соответствующей квалификации лишь создаст излишнюю необоснованную финансовую нагрузку на соответствующий бюджет и учреждение, связанную с организацией новых рабочих мест, приобретением дополнительных транспортных средств, оборудования.
Кроме того указал, что не опровергнуты доводы ответчика о том, что с момента введения режима повышенной готовности на территории Курской области в соответствии с распоряжением Губернатора Курской области от 10 марта 2020 года N-рг администрацией ответчика были утверждены и реализованы организационные мероприятия, принятые в период роста обращений населения в связи с подозрением, вероятной и подтвержденной новой коронавирусной инфекцией COVID-19, а также реализован порядок организации работы медицинских организаций по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 года Nн, пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения на ОБУЗ "Курская городская станция скорой медицинской помощи" обязанности укомплектовать штат дополнительными кадрами, на комитет здравоохранения Курской области - финансировать данное мероприятие.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав на то, что в соответствии с Методическими рекомендациями о применении нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения, утвержденными приказом Минздрава России от 20 апреля 2018 года N и разработанными в рамках исполнения распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2017 года N-р, нормы ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения рекомендуется рассчитывать с учетом нормативов объемов медицинской помощи в расчете на одного жителя (одно застрахованное лицо), установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - территориальные нормативы объемов медицинской помощи), а также порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.
Расчет нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения (далее - нормативы и нормы) при определении потребности в медицинской помощи и медицинских организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, рекомендуется проводить в рамках разработки текущих и стратегических планов развития здравоохранения в субъектах Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции указал, что общепрофильные выездные бригады скорой медицинской помощи рекомендуется формировать исходя из следующих примерных нормативов: в районах компактного проживания населения (с высокой плотностью населения) при длине радиуса обслуживания, равной 20 км - 1 бригада на 10 000 человек обслуживаемого взрослого населения, в районах с низкой плотностью населения при длине радиуса территории обслуживания, равной 30 км - 1 бригада на 9 000 человек населения, 40 км - 1 бригада на 8 000 человек населения, 50 км - 1 бригада на 7 000 человек населения, свыше 50 км - 1 бригада на 6 000 человек населения.
При этом отметил, что действующее количество выездных бригад скорой медицинской помощи в ОБУЗ "Курская городская станция скорой медицинской помощи" соответствует вышеуказанным Методическим рекомендациям.
С учетом сведений Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курской области, численности населения по состоянию на 01 января 2021 года Курского муниципального района и городского округа "город Курск", сводного регистра застрахованных граждан по состоянию на 01 августа 2021 года, представленных Территориальным фондом обязательного медицинского страхования, полагал, что правовых оснований для возложения на ОБУЗ "Курская городская станция скорой медицинской помощи" обязанности укомплектовать штат медицинского учреждения дополнительными кадрами и для возложения на комитет здравоохранения обязанности по финансированию таких мероприятий не имеется.
В судебных актах приведено верное толкование норм Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", подлежащего применению к спорным правоотношениям, с учетом Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденного приказом Минздрава России от 20 июня 2013 года Nн и Методических рекомендаций о применении нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения, утвержденных приказом Минздрава России от 20 апреля 2018 года N, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, соответствующими установленным по делу доказательствам, сделанными при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения сторон, судами верно определены юридически значимые обстоятельства, представленные доказательства являлись предметом исследования и оценки.
Доводы, изложенные в кассационном представлении, относительно того, что в ходе проведенной проверки было установлено превышение нормативного времени прибытия бригады скорой медицинской помощи к пациентам, что на заседании комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Курской области было рассмотрено обращение ОБУЗ "Курская городская станция скорой медицинской помощи" о выделении ежемесячно дополнительного финансирования для обеспечения дополнительных десяти общепрофильных фельдшерских бригад, что судами за основу численности населения были приняты сведения Территориального фонда обязательного медицинского страхования Курской области, без проверки иных ответов того же органа, представленных в прокуратуру, являются несостоятельными, данные доводы являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка, обоснованно указано на то, что представленные прокурором сведения о численности населения города Курска и Курского района, содержащие информацию о прикрепленных застрахованных лицах к медицинской организации не могут быть положены в основу расчета необходимого количества выездных бригад скорой медицинской помощи, так как указанная информация формируется на основании данных, представляемых медицинскими организациями посредством автоматизированной информационной системы по факту прикрепления (открепления) застрахованного лица и не отражает объективную численность населения района проживания.
Выводы, содержащиеся в решении суда и в апелляционном определении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену принятых судебных постановлений, по делу не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Ленинского районного суда г. Курска от 17 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 07 июня 2022 года оставить без изменений, кассационное представление прокурора Курской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.