Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, рассмотрев в открытом судебном заседании 5 декабря 2022 года гражданское дело по исковому заявлению Стюхина Александра Ивановича к к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области о принятии к зачету справки о заработной плате, перерасчете размера пенсии по старости
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области
на решение Балашовского районного суда Саратовской области от 13 мая 2022 года по гражданскому делу N 2-1-399/2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 11 августа 2022 года по гражданскому делу N 33-6381/2022, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, выслушав пояснения представителя ответчика Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области Рословой В.В, действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Стюхин А.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области (далее по тексту- ГУ-ОПФР по Саратовской области) о принятии к зачету справки о заработной плате, перерасчете размера пенсии по старости.
Решением Балашовского районного суда Саратовской области от 13 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 11 августа 2022 года исковые требования Стюхина А.И. удовлетворены: на ответчика возложена обязанность принять к зачету справку от 7 апреля 2010 года о заработной плате Стюхина А.И. за период работы 1983-1987 года в ОАО "Ремонтный завод "Хоперский", произвести Стюхину А.И. перерасчет размера пенсии по старости с 1 ноября 2021 года.
В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, ГУ-ОПФР по Саратовской области ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов первой и апелляционной инстанций, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, указывая на отсутствие оснований для зачета справки о заработной плате, поскольку сведения из справки не подтверждаются первичными документами, вызывают сомнения.
Заслушав доклад судьи, выслушав участника процесса, проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленных по делу судебных постановлений по следующим основаниям.
Как установлено судом, что 27 июля 2021 года Стюхин А.И. обратился в ГУ - ОПФР по Саратовской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ - ОПФР по Саратовской области от 5 августа 2021 года истцу назначена страховая пенсия по старости с 26 августа 2021 года.
Пенсия назначена с учетом продолжительности страхового стажа 39 лет 11 месяцев 13 дней, общего трудового стажа за период работы до 1 января 2002 года - 21 год 5 месяцев 26 дней.
Среднемесячная заработная плата учтена за период с 1 января 2000 года по 31 декабря 2001 года, её отношение к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период, составляет 0, 716 (при максимально возможной величине 1, 2). Оценка пенсионных прав произведена по п. 4 ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ, из наиболее выгодного варианта ИПК - 49, 244.
21 октября 2021 года Стюхин А.И. обратился в ГУ - ОПФР по Саратовской области с заявлением о перерасчете пенсии, предоставив справку от 7 апреля 2010 года за период работы 1983-1987 года в ОАО "Ремонтный завод "Хоперский", которая не была принята ответчиком, поскольку требовала дополнительной проверки.
Решением ГУ - ОПФР по Саратовской области от 2 декабря 2021 года Стюхину А.И. отказано в проведении перерасчета страховой пенсии по старости, в связи с тем, что у территориального органа ПФР нет возможности проверить обоснованность выдачи справки, а также достоверности содержащихся в ней сведений, а именно: в основании ее выдачи, отсутствует указание на месяцы, на основании которых представлены сведения о заработной плате; нет в данном документе порядкового номера, проставленный в нем штамп отличается от штампа в другой справке, исходящей из этого же предприятия, а также возникли сомнения по поводу чернил штампа и печати справки, подписи ее бухгалтером ФИО6, не состоящей в штате ОАО "Ремонтный завод "Хоперский", а также генеральным директором ФИО7 за главного бухгалтера.
Поскольку ОАО "Ремонтный завод "Хоперский" прекратил свою деятельность 27 июня 2016 года в связи с ликвидацией, документы данного предприятия на хранение в архивный отдел МКУ "АХУ БМР" не поступали, сведениями об их местонахождении архив не располагает, в связи с чем, проверить соответствие первичным документам (лицевым счетам и т.д.) суммы заработной платы истца за период с 1983 по 1987 годы ответчик не смог.
В справке от 7 апреля 2010 года, выданной Стюхину А.И, указаны ежемесячные суммы заработка за период его работы в ОАО "Ремонтный завод "Хоперский". Справка содержит наименование организации, выдавшей справку, а также адрес предприятия, телефон. При этом из справки усматривается, что она выдана на основании лицевых счетов, то есть первичных бухгалтерских документов. Справка подписана генеральным директором и главным бухгалтером Общества в одном лице ФИО7, заверена печатью, используемой данным обществом.
Кроме того, записи трудовой книжки истца подтверждают его факт работы в ОАО "Ремонтный завод "Хоперский" за обозначенный в справке от 7 апреля 2010 года о начислении данным предприятием заработной платы за период с 1983-1987 года.
Указанием от 20 мая 1992 года N1-68-У "О порядке оформления справки о заработной плате для назначения государственной пенсии", утвержденным Министерством социальной защиты населения Российской Федерации, установлено, что одним из обязательных реквизитов справки о заработной плате является основание выдачи справки (лицевые счета, платежные ведомости).
Справки подписываются должностными лицами предприятий, учреждений, организаций или архивов. В тех случаях, когда архивные органы на основании имеющихся материалов не имеют возможности выдать справку по рекомендуемой форме, они могут выдавать справки, соответствующие сведениям, имеющимся в архивных фондах, без соблюдения этой формы.
В силу п. 9 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверить обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
Согласно разъяснению Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации в Письме от 27 ноября 2001 года, если невозможно документально подтвердить среднемесячный заработок в связи с утратой работодателем первичных документов о заработке, то могут быть представлены документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии, в том числе документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Согласно п. 3 ст. 36 Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом переходных положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при определении расчетного размера трудовой пенсии в связи с оценкой пенсионных прав застрахованных лиц учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
В соответствии с п. 26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии по государственному обеспечению в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Минтруда Российской Федерации, среднемесячный заработок за 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года в течение трудовой деятельности подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.
В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращении их деятельности по другим причинам, указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Стюхина А.И, суды исследовали юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, в том числе, показаниям допрошенного свидетеля, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, пришли к обоснованному выводу, что представленная истцом справка от 7 апреля 2010 года за период работы 1983-1987 года в ОАО "Ремонтный завод "Хоперский", отвечает необходимым требованиям, предусмотренным законом, заверена подписью руководителя и скреплена печатью, содержит дату ее выдачи, на ответчика возложена обязанность произвести перерасчет пенсии с учетом включенных периодов работы.
В судебных постановлениях по доводам кассационной жалобы приведено толкование норм материального права (Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации), оценка представленных доказательств, подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные ГУ-ОПФР по Саратовской области в жалобе доводы об отсутствии оснований для принятии к зачету справки о заработной плате, перерасчете размера пенсии по старости, по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судами исследованы все представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статей 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которым дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов, которые не являлись предметом оценки судов первой и второй инстанций по доводам кассационной жалобы, жалоба ответчика не содержит.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Балашовского районного суда Саратовской области от 13 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 11 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.