Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, рассмотрев в открытом судебном заседании 5 декабря 2022 года гражданское дело по иску Иванов Игоря Геннадьевича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области о признании решения незаконным, понуждении назначить досрочную страховую пенсию по старости
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области
на решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 10 января 2022 года по гражданскому делу N 2-58/2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 12 июля 2022 года по гражданскому делу N33-8489/2022, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В,
УСТАНОВИЛА:
Иванов И.Г. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области (далее по тексту - ГУ-ОПФР по Нижегородской области) о признании решения незаконным, понуждении назначить досрочную страховую пенсию по старости.
Определением суда от 28 октября 2021 года произведена замена ГУ УПФР в Арзамасском районе Нижегородской области (межрайонное) на ГУ-ОПФР по Нижегородской области в связи с правопреемством.
Решением Арзамасского городского суда Нижегородской области от 10 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 12 июля 2022 года, исковые требования Иванова И.Г. удовлетворены частично: признано решение ГУ-ГУПФР в Арзамасском районе Нижегородской области (межрайонное) от 18.04.2019 года N638 об отказе в назначении Иванову И.Г. пенсии по старости незаконным в части не включения в специальный стаж периодов работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.17 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в Арзамасской воспитательной колонии в качестве электрика с 30.01.1986 г. по 31.12.1988 г. (02 года 11 мес. 01 день) и слесаря-электрика по ремонту электрооборудования с 01.01.1989 г. по 31.12.1993 г. (05 лет 00 мес. 00 дн.) и в части отказа в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.17 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях"; на ОПФР по Нижегородской области возложена обязанность назначить Иванову И.Г. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.17 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 26.01.2019 г. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, ГУ-ОПФР по Нижегородской области ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, указывая на отсутствие оснований для включения периодов работы в качестве электрика с 30.01.1986 г. по 31.12.1988 г, слесаря-электрика по ремонту электрооборудования с 01.01.1989 г. по 31.12.1993 г в специальный стаж, т.к. при проверке ПФР в апреле 2019 года полная занятость на работах с осужденными не подтверждена, должности не указаны в "Перечне рабочих мест, профессий и должностей... " по Арзамасской воспитательной колонии.
Заслушав доклад судьи, проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов судов, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, 23 января 2019 года Иванов И.Г, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в УПФР в Арзамасском районе с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии в соответствии с п.17 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в Арзамасском районе от 18 апреля 2019 года N638 Иванову И.Г. отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
В специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.17 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Иванову И.Г. не включены периоды работы в Арзамасской воспитательной колонии в качестве электрика с 30.01.1986 года по 31.12.1988 года (02 года 11 мес. 01 дн.) и слесаря-электрика по ремонту электрооборудования с 01.01.1989 года по 31.12.1993 года (05 лет 00 мес. 00 дн.), так как согласно акту проверки от 11.04.2019 года N 5 не подтверждается постоянная и непосредственная занятость Иванова И.Г. на работах с осужденными, а также данные должности не указаны в "Перечне рабочих мест, профессий и должностей... " по Арзамасской воспитательной колонии.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Частью 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 лет и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занятым на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, были предусмотрены и действовавшим до 1 января 2015 г. Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (подпункт 17 пункта 1 статьи 27 этого закона, далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
В силу части 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" такая же норма содержалась в пункте 1 статьи 10).
Частью 8 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу поименованного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
Подпунктом "к" пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, применяется список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 85 "Об утверждении Списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда" (далее - Список от 3 февраля 1994 г. N 85).
Правом на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с указанным списком пользуются все рабочие, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными (пункт 1 Списка).
Постановлением Минтруда Российской Федерации от 20 мая 1994 года N 39 утверждено разъяснение "О порядке применения Списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда".
Согласно пунктам 2, 6, 9 данного разъяснения, правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку пользуются рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, занятые на работах с осужденными постоянно и непосредственно в течение полного рабочего дня, в профессиях и должностях, предусмотренных Списком, независимо от перерывов в работе при наличии подтверждающих документов.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени (пункт 5 разъяснений Министерства труда РФ от 22.05.1996 N 5, утвержденных постановлением Министерства труда РФ от 22.05.1996 N 29).
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования Иванова И.Г. о включении в специальный страховой стаж периода работы в Арзамасской воспитательной колонии в качестве электрика с 30.01.1986 г. по 31.12.1988 г, слесаря-электрика по ремонту электрооборудования с 01.01.1989 г. по 31.12.1993 г. и назначении досрочной пенсии, суды первой и апелляционной инстанций исследовали юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, в том числе, копии пенсионного дела Иванова И.Г, справке, уточняющей особый характер работы или условий труда работодателя от 25 января 2019 года N53/ТО/45/6-3, выписке индивидуального лицевого счета застрахованного лица от 27 февраля 2019 года, счетов по начислению заработной платы Иванову И.Г. за 1986-1996 годы, правильно применив к спорным отношениям нормы материального права, сделали обоснованный вывод, что документально подтверждена занятость истца на работах с осужденными постоянно и непосредственно в течение полного рабочего дня, кроме того, работодателем спорные периоды работы указаны как особые условия труда с кодом "3П12М".
Суды первой и апелляционной инстанций верно исходили из наличия у Иванова И.Г. требуемого специального стажа, который с учетом включенных спорных периодов составил более 15 лет, что дает ему право на назначение досрочной пенсии по старости с 26.01.2019 г.
В судебных актах приведено толкование норм материального права (Федерального закона Российской Федерации N400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях", Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 года N 85 "Об утверждении списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда"), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изложенные ГУ-ОПФР по Нижегородской области в жалобе доводы об отсутствии оснований для включения спорных периодов в специальный стаж истца, являлись предметом исследования судебных инстанций, по существу сводятся к несогласию с выводами суда, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене решения суда и определения судебной коллегии являться не могут, т.к. в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судами исследованы все представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статей 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которым дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов, которые не являлись предметом оценки судов первой и второй инстанций, кассационная жалоба ответчика не содержит.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой и апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 10 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 12 июля 2022 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.