Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Филатовой В.Ю, Вишневской В.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании поступившее 21 октября 2022 года гражданское дело по исковому заявлению Мартыновой Л.Ю. к Государственному учреждению - Отделение пенсионного фонда по Калужской области об установлении пенсионной выплаты, по кассационной жалобе Мартыновой Ларисы Юрьевны на решение Дзержинского районного суда Калужской области от 5 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда Калужской области от 7 июля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Филатовой В.Ю, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Мартынова Л.Ю. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение пенсионного фонда (далее по тексту - ГУ-ОПФР) по Калужской области об установлении пенсионной выплаты.
Решением Дзержинского районного суда Калужской области от 5 апреля 2022 года, оставленного без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда Калужской области от 7 июля 2022 года в удовлетворении требований Мартыновой Л.Ю. отказано.
В кассационной жалобе Мартынова Л.Ю. просит решение Дзержинского районного суда Калужской области от 5 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда Калужской области от 7 июля 2022 года отменить, в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам по доводам, изложенным в кассационной жалобе (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), оснований для отмены вынесенных судебных постановлений не имеется.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Согласно статье 8 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 32 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, страховая пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно мужчины и женщины.
Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, законодатель в пункте 1 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрел в том числе право одного из родителей инвалидов с детства, воспитавшего их до достижения ими возраста 8 лет, на досрочное назначение страховой пенсии по старости: мужчинам - по достижении возраста 55 лет и при наличии страхового стажа не менее 20 лет, женщинам - по достижении возраста 50 лет и при наличии страхового стажа не менее 15 лет.
Согласно пункту 9 статьи 30 названного Закона оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с названным Федеральным законом, но не позднее 1 января 2013 года.
В силу абзаца четвертого статьи 2 указанного Закона расчетным пенсионным капиталом признается учитываемая в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу указанного Федерального закона, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии.
Расчетный пенсионный капитал в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года определяется по формуле, указанной в пункте 1 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ, где присутствует такая величина как ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (Т), который принимается равным аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 5 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона).
В пункте 5 статьи 14 предусмотрено, что Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев). В пункте 1 статьи 32, устанавливающим порядок введения в действие этого Закона, указано, что при определении размера страховой части трудовой пенсии, начиная с 1 января 2002 года, ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, предусмотренный пунктом 5 статьи 14 настоящего Федерального закона, устанавливается продолжительностью 12 лет (144 месяца) и ежегодно увеличивается на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года) до достижения 16 лет (192 месяцев), а затем ежегодно увеличивается на один год (с 1 января соответствующего года) до достижения 19 лет (228 месяцев).
Из вышеприведенных норм следует, что при исчислении расчетного пенсионного капитала должен учитываться ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, применяемому при определении страховой части трудовой пенсии по старости.
Согласно абзацам первому и третьему пункта 5 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 и подпунктах 7 - 13 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в указанном в настоящей статье порядке с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного). При этом в целях исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованному лицу ожидаемый период выплаты пенсии по старости, определяемый в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, увеличивается на количество лет, недостающих при назначении досрочной пенсии до возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона (для мужчин и женщин соответственно).
Вместе с тем, положениями пункта 2 статьи 32 Закона, являющимися специальной нормой, предусмотрено, что лицам, указанным в пункте 1 статьи 27 и пункте 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, страховая часть трудовой пенсии по старости определяется исходя из установленного в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. Начиная с 1 января 2013 года этот период ежегодно (с 1 января соответствующего года) увеличивается на один год, при этом общее количество лет такого увеличения не может превышать количество лет, недостающих при досрочном назначении трудовой пенсии до возраста выхода на трудовую пенсию, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона (для мужчин и женщин соответственно).
Таким образом, для застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 и пункте 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, до 1 января 2013 года ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости определяется на тех же условиях, предусмотренных пунктом 1 статьи 32, что и для застрахованных лиц, которым пенсия назначается на общих основаниях. При этом особый порядок определения ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, согласно которому ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости увеличивается на 1 год, при этом общее количество лет такого увеличения не должно превышать количество лет, недостающих при досрочном назначении трудовой пенсии до возраста выхода на пенсию, для застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 и пункте 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, применим при оценке пенсионных прав и назначении пенсии с 1 января 2013 года.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Мартынова Л.Ю, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 6 ноября 2013 года получала досрочную страховую пенсию по старости как мать ребенка инвалида с детства в соответствии пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В связи с обращением Мартыновой Л.Ю. 7 ноября 2018 года в УПФР в Дзержинском районе Калужской области с заявлением о переводе с досрочной страховой пенсии по старости на страховую пенсию по старости, решением УПФР в Дзержинском районе Калужской области с 1 декабря 2018 года истцу назначена страховая пенсия по старости в размере 17123 руб. 52 коп. Пенсионным органом при расчете пенсии был применен ожидаемый период выплаты накопительной пенсии в размере 228 месяцев.
УПФР в Дзержинском районе Калужской области установив неправильное применение при переходе Матыновой Л.Ю. с одного вида пенсии на другой вид ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии, поскольку вместо 228 месяцев применено 252 месяца, произвел перерасчет размера пенсии.
В распоряжении УПФР в Дзержинском районе Калужской области о перерасчете размера пенсии от 30 июля 2021 года указано, что размер страховой пенсии Мартыновой Л.Ю. с 1 декабря 2018 года составляет 14890 руб. 62 коп.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что пенсионным органом при назначении Мартыновой Л.Ю. с 1 декабря 2018 года страховая пенсия по старости была исчислена некорректно, поскольку применен неверно ожидаемый период выплат, что привело к начислению пенсии в завышенном размере и являлось основанием для устранения допущенной органом ошибки в соответствии с частью 4 статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Суд, учитывая непродолжительный период времени, прошедший с момента некорректного начисления пенсии до перерасчета, возраст истца, семейное положение, пришел к правильному выводу о возможности перерасчета размера страховой пенсии по старости в сторону уменьшения для соблюдения баланса интересов, поскольку законных оснований для установлении выплаты в прежнем размере не имеется.
В судебных постановлениях приведено толкование норм материального права, в частности, статей 28, 32, Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия считает правильными выводы, изложенные в оспариваемых судебных постановлениях, поскольку указанные выводы основаны на законе, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судебными инстанциями и представленным доказательствам.
Доводы кассационной жалобы не содержат указания на какие-либо обстоятельства, не учтенные и не проверенные судами первой и апелляционной инстанций.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по доводам жалобы по делу не допущено.
При таких обстоятельствах, предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Дзержинского районного суда Калужской области от 5 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда Калужской области от 7 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Мартыновой Л.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.