Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Веркошанской Т.А, судей Зюзюкина А.Н, Камышановой А.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью "Альфа-097" к Баковой А.А. о взыскании неосновательного обогащения, по кассационной жалобе Баковой А.А.
на решение Балашихинского городского суда Московской области от 25 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 29 августа 2022 г.
Заслушав доклад судьи Зюзюкина А.Н, судебная коллегия
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Альфа-097" (далее - ООО "Альфа-097") обратилось в суд с исковым заявлением к Баковой А.А. о взыскании неосновательного обогащения.
Требования мотивированы тем, что 9 сентября 2021 г. с расчетного счета общества с ограниченной ответственностью "Траст" на основании платежного поручения N 195 с назначением платежа: "Оплата аренды по договору б/н от 24 июня 2021 г. за период с 28 сентября 2021 г. по 27 марта 2022 г." на счет ответчика были незаконно перечислены денежные средства в размере 360 000 руб. Договор аренды между ООО "Траст" и Баковой А.А. не заключался. Денежные средства незаконно перечислены после несанкционированного доступа ФИО9. к счету компании.
По договору цессии от 1 февраля 2022 г. ООО "Траст" уступило ООО "Альфа-097" право (требование), которое возникло у ООО "Траст" к Баковой А.А, которая досудебное требование о возврате неосновательного обогащения не исполнила.
Ссылаясь на изложенное, ООО "Альфа-097" просило взыскать с Баковой А.А. в свою пользу сумму неосновательного обогащения в размере 360 000 руб, расходы по уплате государственной пошлины.
Ответчик Бакова А.А. иск не признала, указывая на то, что данным платежом ООО "Траст" произвело оплату за общество с ограниченной ответственностью "Трендфинконсалт" (далее - ООО "Трендфинконсалт") по договору найма жилого помещения от 24 июня 2021 г.
Решением Балашихинского городского суда Московской области от 25 апреля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 29 августа 2022 г, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Бакова А.А. просит об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, ссылаясь на несоответствие выводов судов, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушения норм материального права и процессуального права.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив принятые по делу судебные акты, изложенные в жалобе доводы и поступившие относительно кассационной жалобы возражения, судебная коллегия приходит к выводу, что такие нарушения были допущены при рассмотрении дела.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив факт перечисления ООО "Траст" денежных средств ответчику в размере 360 000 руб, отсутствие между ООО "Траст" и Баковой А.А. каких-либо договорных обязательств, пришел к выводу об отсутствии у ответчика законных оснований для приобретения денежных средств, в связи с чем взыскал неосновательное обогащение в заявленном истцом размере.
Доводы ответчика о том, что денежные средства поступили в качестве оплаты по договору найма жилого помещения от 24 июня 2021 г. за ООО "Трендфинконсалт", судами нижестоящих инстанций были отклонены.
Не привлекая ООО "Трендфинконсалт" к участию в деле, суд принял за основу выводов об отсутствии договорных обязательств между ООО "Траст" и ООО "Трендфинконсалт" объяснения представителя бывшего директора ООО "Траст" ФИО10 - ФИО11 о том, что ООО "Траст" не имело договорных обязательств с ООО "Трендфинконсалт".
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит, что судами допущены нарушения норм права, которые выразились в следующем.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса (пункт 1).
Правила, предусмотренные главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (пункт 2).
Обязательство из неосновательного обогащения возникает при наличии определенных условий, которые составляют фактический состав, порождающий указанные правоотношения.
Условиями возникновения неосновательного обогащения являются следующие обстоятельства: имело место приобретение (сбережение) имущества, приобретение произведено за счет другого лица (за чужой счет), приобретение (сбережение) имущества не основано ни на законе (иных правовых актах), ни на сделке, прежде всего договоре, то есть произошло неосновательно. При этом указанные обстоятельства должны иметь место в совокупности.
В соответствии с особенностью предмета доказывания по делам о взыскании неосновательного обогащения на истце лежит обязанность доказать, что на стороне ответчика имеется неосновательное обогащение, обогащение произошло за счет истца и правовые основания для такого обогащения отсутствуют. В свою очередь, ответчик должен доказать отсутствие на его стороне неосновательного обогащения за счет истца, наличие правовых оснований для такого обогащения либо наличие обстоятельств, исключающих взыскание неосновательного обогащения, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Подпунктом 4 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
Таким образом, разрешая спор о возврате неосновательного обогащения, суду необходимо установить, была ли осуществлена передача денежных средств или иного имущества добровольно и намеренно при отсутствии какой-либо обязанности со стороны передающего либо с благотворительной целью, или передача денежных средств и имущества осуществлялась во исполнение договора сторон либо иной сделки.
На основании статьи 55 (часть 1) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Согласно части 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В суде первой инстанции Бакова А.А. приводила доводы о том, что платежом от 9 сентября 2021 г. на сумму 360 000 руб. ООО "Траст" произвело оплату по договору найма жилого помещения от 24 июня 2021 г. за ООО "Трендфинконсалт".
В подтверждение данным доводам Бакова А.А. представила договор найма жилого помещения от 24 июня 2021 г, заключенный ею с ООО "Трендфинконсалт", в лице генерального директора ФИО12, на несанкционированный доступ которой к банковскому счету ООО "Траст" ссылалось ООО "Альфа-097" в исковом заявлении.
В силу пункта 1 статьи 313 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом, если исполнение обязательства возложено должником на указанное третье лицо.
При этом по смыслу указанной статьи Гражданского кодекса Российской Федерации, кредитор не вправе оспаривать целесообразность исполнения третьим лицом обязательства за должника.
Исполнение ООО "Траст" обязательства за ООО "Трендфинконсалт", как об этом указывает ответчик, само по себе не означает, что перечисленные денежные средства являются неосновательным обогащением Баковой А.А, подлежащим взысканию по правилам главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2016 г. N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении" разъяснено, что кредитор по денежному обязательству не обязан проверять наличие возложения, на основании которого третье лицо исполняет обязательство за должника, и вправе принять исполнение при отсутствии такого возложения. Денежная сумма, полученная кредитором от третьего лица в качестве исполнения, не может быть истребована у кредитора в качестве неосновательного обогащения, за исключением случаев, когда должник также исполнил это денежное обязательство либо когда исполнение третьим лицом и переход к нему прав кредитора признаны судом несостоявшимися (статья 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации поскольку иное не установлено данным кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные главой 60 кодекса, подлежат применению также к требованиям: 1) о возврате исполненного по недействительной сделке; 2) об истребовании имущества собственником из чужого незаконного владения; 3) одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством; 4) о возмещении вреда, в том числе причиненного недобросовестным поведением обогатившегося лица.
Таким образом, в тех случаях, когда имеются основания для виндикации, реституции, договорного, деликтного или иного иска специального характера, имущество подлежит истребованию посредством такого иска, при этом нормы главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются лишь субсидиарно.
Отклоняя доводы ответчика о том, что платежом от 9 сентября 2021 г. на сумму 360 000 руб. ООО "Траст" произвело оплату по договору найма жилого помещения от 24 июня 2021 г. за ООО "Трендфинконсалт", суд, по сути, разрешилвопрос о правах и обязанностях ООО "Трендфинконсалт", не привлекая данное лицо к участию в деле.
По смыслу статьи 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд обязан привлечь к участию в деле лиц в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, если состоявшееся по делу судебное постановление может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
ООО "Альфа-097", обратившись в суд с требованием о возврате неосновательного обогащения, в качестве такого обогащения Баковой А.А. полагает сумму денежных средств, незаконно перечисленных на её счет после несанкционированного доступа ФИО13. к банковскому счету ООО "Траст".
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
Учитывая изложенное, суду следовало установить, могло ли требование о взыскании с Баковой А.А. 360 000 руб. являться фактически требованием о возмещении понесенных убытков, а если могло, то к какому лицу оно могло быть предъявлено. Этого сделано не было.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что судебными инстанциями по настоящему делу допущены нарушения норм права, которые не могут быть устранены без отмены судебного постановления и нового рассмотрения дела.
Согласно части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", по смыслу статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Названные выше требования закона и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела выполнены не были, допущенные судом первой инстанции нарушения не устранены.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия находит нужным отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 29 августа 2022 г. с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить дело в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 29 августа 2022 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.