Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Феофилова Л.В., рассмотрев жалобу администрации закрытого административно-территориального образования "Звездный" на вступившие в законную силу постановление и.о. мирового судьи судебного участка N 4 Пермского судебного района, мирового судьи судебного участка N 5 Пермского судебного района от 06 апреля 2022 года и решение судьи Пермского районного суда от 08 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации закрытого административно-территориального образования "Звездный",
УСТАНОВИЛ:
постановлением и.о. мирового судьи судебного участка N 4 Пермского судебного района, мирового судьи судебного участка N 5 Пермского судебного района от 06 апреля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Пермского районного суда от 08 июля 2022 года, администрация закрытого административно-территориального образования "Звездный" (далее - администрация ЗАТО "Звездный", юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции от имени и в интересах юридического лица, его защитник - Цыганок Н.А. выражает несогласие с вышеуказанными судебными актами, просит об их отмене, и прекращении производства по делу.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, поступившие в кассационный суд по запросу 29 ноября 2022 года, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с положениями части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно статье 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ) деятельность по содержанию и ремонту автомобильных дорог включена в общее понятие дорожной деятельности.
В силу положений статьи 13 и 15 Федерального закона N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления и обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
В силу пункта 30 статьи 40 Устава администрация ЗАТО Звездный осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах, а также осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктом 40 статьи 40 данного Устава администрация ЗАТО Звездный осуществляет мероприятия по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности и пропускной способности, дорог в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Пермского края.
Из положений пунктов 4.1 и 4.2 ГОСТ Р 50597-2017 следует, что организации, осуществляющие содержание дорог и улиц обеспечивают выполнение установленных настоящим стандартом требований.
В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.
Согласно пункту 8.1 ГОСТ 50597-2017 на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости после окончания работ по их устранению, осуществляемых в следующие сроки: рыхлый или талый снег - не более 6 часов, зимняя скользкость - не более 5 часов.
Как установлено при рассмотрении дела, 8 февраля 2022 года должностными лицами ОГИБДД МО МВД России по ЗАТО Звездный, на особо важных и режимных объектах, в ходе надзора за дорожным движением выявлено нарушение требований к эксплуатационному состоянию в зимний период, а именно на ул. Школьная вблизи домов N 6 и N 10, а также во внутри дворовых проездах между домами N 4 и N 6, N 10 и N 12, N 14 и N 16 по ул. Школьная в ЗАТО Звездный на покрытии проезжей части, тротуарах выявлено наличие зимней скользкости в виде уплотненного снега, что в свою очередь создало угрозу безопасности дорожного движения.
Несоблюдение указанных требований зафиксировано в рапорте должностного лица от 06 февраля 2022 года, приложенных к нему ведомостях по определению толщины снега и подтверждено фотоматериалом.
Таким образом, деяние администрации ЗАТО "Звездный" образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные обстоятельства подтверждены представленными в дело доказательствами, которые получили надлежащую правовую оценку судей на предмет их допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Осуществление дорожной деятельности в части надлежащего содержания дорог местного значения и улиц на территории ЗАТО Звездный и обеспечению безопасности дорожного движения на них законом прямо возложено на администрацию ЗАТО Звездный, которая и является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения.
Заключение муниципального контракта по содержанию автомобильных дорог с подрядной организацией не свидетельствует о том, что администрация ЗАТО Звездный является ненадлежащим субъектом вмененного административного правонарушения.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Именно администрация ЗАТО Звездный в настоящем случае в силу нормативных положений является лицом, ответственным за содержание дорог местного значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них. Имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, администрация не приняла всех необходимых мер по соблюдению требований обеспечения безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог.
Данных о наличии обстоятельств, объективно делающих невозможным выполнение администрацией возложенных на нее законом обязанностей, как и о достаточных мерах, которые лицо, будучи ответственным за состояние дорог, предпринимало в области дорожной деятельности для предотвращения выявленных недостатков, совершенных до момента выявления недостатков, в дело не представлено.
Доводы жалобы являлись предметом проверки и оценки нижестоящих судебных инстанций и обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в соответствующих судебных актах. Данные доводы не опровергают установленные обстоятельства и выводы о виновности администрации в совершении вмененного административного правонарушения и не ставят под сомнение законность обжалуемых судебных актов. Оснований не согласиться с выводами, изложенными нижестоящими судебными инстанциями, в обжалуемых судебных актах не имеется.
Имеющиеся в деле доказательства, подтверждают обоснованность привлечения администрации к административной ответственности по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, неустранимых сомнений в виновности администрации не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену состоявшихся по делу решений, не допущено.
Протокол об административном правонарушении составлен при надлежащем уведомлении юридического лица, в присутствии представителя администрации, уполномоченным должностным лицом, отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержит необходимые и достаточные сведения.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении мировым судьей требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены, все обстоятельства, имеющие значение для дела, в том числе относительно виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, установлены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены имеющие значение обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Дело рассмотрено с соблюдением правил подведомственности и подсудности.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с применением пункта 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым.
При пересмотре дела по жалобе на постановление судья районного суда, проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынес законное и обоснованное решение.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление и.о. мирового судьи судебного участка N 4 Пермского судебного района, мирового судьи судебного участка N 5 Пермского судебного района от 06 апреля 2022 года и решение судьи Пермского районного суда от 08 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации закрытого административно-территориального образования "Звездный", оставить без изменения, жалобу администрации закрытого административно-территориального образования "Звездный" - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Феофилова Л.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.