Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Сапрыгина Л.Ю., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Златоустовский металлургический завод" Худякова А.Н. на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Челябинской области N222-2022 от 02 июня 2022 года, решение судьи Златоустовского городского суда Челябинской области от 15 июля 2022 года, решение судьи Челябинского областного суда от 3 августа 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Златоустовский металлургический завод",
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Челябинской области N222-2022 от 02 июня 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Златоустовского городского суда Челябинской области от 15 июля 2022 года и решением судьи Челябинского областного суда от 3 августа 2022 года, общество с ограниченной ответственностью "Златоустовский металлургический завод" (далее ООО "ЗМЗ") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей.
В жалобе на вступившие в законную силу постановление должностного лица и судебные акты защитник Худяков А.Н. просит их отменить, производство по делу прекратить.
От прокуратуры г.Златоуста Челябинской области в установленный срок возражения на жалобу не поступили.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с положениями статьи 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Положениями Федерального закона от 04 мая 1999 года N96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Федеральный закон N96-ФЗ) установлены правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
Согласно п. 3 ст. 19 Федерального закона N 96-ФЗ при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ установлены приказом Минприроды России от 28.11.2019 N 811 "Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий".
Согласно п. 4, 5 Приказа N 811 от 28 ноября 2019 года хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов, разрабатывают мероприятия с учетом степени опасности прогнозируемых НМУ, определяемых в соответствии с приказом Минприроды России от 17 ноября 2011 года N 899 "Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам". Разработка мероприятий при НМУ осуществляется для всех источников выбросов на ОНВ I, II и III категорий, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды.
В силу Постановления Губернатора Челябинской области от 25 августа 2005 года N 343 "Об утверждении Порядка проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий" и Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17 ноября 2011 года N 899 "Об утверждении порядка предоставления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам" на официальном сайте природопользователя размещается информация: об уполномоченном органе, предоставляющем информацию о НМУ; информация о прогнозе НМУ (первично, либо в результате уточнения); период (дата и время), в которые ожидается НМУ; степень опасности НМУ; перечень отдельных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, для которых составляются прогнозы НМУ (мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ); информация о выполненных мероприятиях и о результатах контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в соответствующий период НМУ согласно программе производственного экологического контроля.
Как установлено при рассмотрении дела, производственная площадка ООО "ЗМЗ" поставлена на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и присвоен код объекта 75-0166-002345-П, адрес месторасположения объекта: 456203, Челябинская область, г. Златоуст, улица им С.М. Кирова, дом 1, корпус ЦИОТП (ЦЗЛ), кабинет 205, 1 категория негативного воздействия на окружающую среду, дата постановки 05 февраля 2021 года.
В период с 10 по 18 февраля 2022 года на основании решения заместителя прокурора г. Златоуста была проведена проверка исполнения ООО "ЗМЗ" требований законодательства об охране атмосферного воздуха и установлено, что в нарушение Постановления Губернатора Челябинской области от 25 августа 2005 года N 343 "Об утверждении Порядка проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий" ООО "ЗМЗ" не размещает на своем официальном сайте информацию о выполненных мероприятиях и результатах контроля выбросов вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух в соответствующий период НМУ согласно программе производственного экологического контроля, о чем составлен акт проверки 18 февраля 2022 года.
А именно, ООО "ЗМЗ", в нарушение п.4 Постановления Губернатора Челябинской области от 25 августа 2005 года N 343 "Об утверждении Порядка проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий" и Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17 ноября 2011 года N 899 "Об утверждении порядка предоставления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам" в период неблагоприятных метеорологических условии 1 степени в г. Златоусте - с 19:00 часов 10 января 2022 года до 12:00 часов 14 января 2022 года, с 19:00 часов 20 января 2022 года до 19:00 часов 26 января 2022 года, с 19:00 часов 27 января 2022 года до 19:00 часов 01 февраля 2022 года, с 19:00 часов 07 февраля 2022 года до 19:00 часов 10 февраля 2022 года, 20:00 часов 15 февраля 2022 года до 19:00 часов 18 февраля 2022 года не размещало на своем официальном сайте информацию: о выполненных мероприятиях и результатах контроля выбросов вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух в соответствующий период НМУ согласно программе производственного экологического контроля.
Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью представленных в материалы дела доказательств, которым при рассмотрении дела должностным лицом, судьями городского и областного судов дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Действия ООО "ЗМЗ" правильно квалифицированы по статье 8.1 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами этого Кодекса и подлежащего применению природоохранного законодательства.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции жалобы о размещении информации на сайте в отдельном блоке, несохранении архивных копий в связи с обновлением сайта 01 марта 2022 года, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки судей нижестоящих инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, подробно изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях ООО "ЗМЗ" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судьей областного суда верно указано, что ссылка защитника на обновление сайта проводимое обществом с 01 марта 2022 года основанием к отмене вынесенных по делу актов служит не может, поскольку материалами дела подтверждается, что проверка была проведена в период с 10 по 18 февраля 2022 года, при этом обществу вменяются нарушения с января по февраль 2022 года, то есть до момента обновления сайта.
Несогласие защитника с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом и судьями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что ими допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации.
Оснований для переоценки выводов должностного лица, судей городского и областного судов, представленных в материалы дела доказательств, подтверждающих установленные по делу обстоятельства, не имеется.
Объективных сведений, опровергающих выводы судей, в материалы дела заявителем не представлено.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ.
Наказание назначено в соответствии с санкцией статьи 8.1 КоАП РФ, справедливое.
Судьи городского суда и областного суда, рассмотрев жалобы на постановление, проверили дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 КоАП РФ, вынесли законные и обоснованные решения.
Право ООО "ЗМЗ" на защиту в ходе производства по делу не нарушено.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
При таких данных, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Челябинской области N222-2022 от 02 июня 2022 года, решение судьи Златоустовского городского суда Челябинской области от 15 июля 2022 года, решение судьи Челябинского областного суда от 3 августа 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Златоустовский металлургический завод", оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Златоустовский металлургический завод" Худякова А.Н. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Л.Ю.Сапрыгина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.