Судебная коллегия по уголовным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Башкова А.В, судей Поспелова Д.Г, Тупицына М.В, при секретаре Махмутовой А.А, с участием:
прокурора Филиппова А.П, рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе осужденного Рустамова Т.А. на приговор Свердловского районного суда г. Перми от 12 апреля 2019 года, которым
Рустамов Тахир Арифович, родившийся "данные изъяты" несудимый, осужден за совершение преступления, предусмотренного, п. "б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, к наказанию в виде лишения свободы на срок 9 лет, со штрафом в размере 100 000 рублей, за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 228.1 УК РФ, к наказанию в виде лишения свободы на срок 5 лет, а также за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 228 УК РФ, к наказанию в виде лишения свободы на срок 1 год.
В соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ, по совокупности преступлений, путем частичного сложения назначенных наказаний, окончательно назначено Рустамову Т.А. наказание в виде лишения свободы на срок 10 лет с отбыванием в исправительной колонии строгого режима, со штрафом в размере 100 000 рублей.
Срок наказания исчислен с 12 апреля 2019 года с зачетом, на основании п. "а" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ, времени содержания Рустамова Т.А. под стражей с 28 ноября 2018 года до вступления приговора в законную силу из расчета один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима.
По делу разрешена судьба вещественных доказательств.
В апелляционном порядке приговор не пересматривался.
Заслушав доклад судьи Поспелова Д.Г, выслушав выступление прокурора Филиппова А.П, полагавшего необходимым приговор суда отменить, судебная коллегия
установила:
приговором суда Рустамов Т.А. признан виновным и осужден за незаконный сбыт 12 октября 2018 года "данные изъяты" наркотического средства гашиш, массой 0, 21 грамма, за незаконный сбыт 12 октября 2018 года "данные изъяты" "данные изъяты" наркотического средства гашиш массой 3, 04 грамма, то есть в значительном размере, а также за незаконное хранение без цели сбыта наркотического средства каннабис, массой 6, 2 грамма, то есть в значительном размере.
Преступления совершены им в г. Перми Пермского края при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе осужденный Рустамов Т.А. выражает несогласие с приговором суда, полагая его вынесенным с существенными нарушениями уголовно-процессуального закона, повлиявшими на исход дела. В обоснование доводов жалобы указывает, что в описательно-мотивировочной части приговора, при описании преступных деяний, не содержится ссылка на постановление Правительства Российской Федерации об утверждении размеров наркотических средств. Просит уголовное преследование по ч. 1 ст. 228 УК РФ прекратить, в связи с отсутствие состава преступления, либо в виду малозначительности данного деяния в силу ч. 2 ст. 14 УК РФ, смягчить назначенное наказание по совокупности преступлений.
Кассационная жалоба осужденного передана на рассмотрение судебной коллегии по уголовным делам судьей Седьмого кассационного суда общей юрисдикции.
Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав выступление прокурора, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ, основаниями отмены или изменения судебных решений при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Нарушения, подпадающие под указанные признаки, допущены судом первой инстанции.
В соответствии с п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 года N 14 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами" при рассмотрении дел о преступлениях, предметом которых являются наркотические средства, судам надлежит руководствоваться Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", а также постановлениями Правительства Российской Федерации, которыми утверждаются перечни указанных средств, веществ, прекурсоров, растений, подлежащих контролю в Российской Федерации, списки сильнодействующих и ядовитых веществ, а также их значительные, крупные и особо крупные размеры для целей статей УК РФ.
Исходя из смысла уголовного закона, диспозиции составов преступлений, предусмотренных п. "б" ч. 3 ст. 228.1 и ч. 1 ст. 228 УК РФ, являются бланкетными, в связи с чем, ссылка на нормативно-правовые акты, которые относят те или иные вещества к числу психотропных или наркотических средств а также регламентирующих их количественные размеры, является обязательной.
Однако, как следует из описательно-мотивировочной части приговора, описание преступного деяний, признанных доказанным судом, ссылку на Постановление Правительства РФ от 01.10.2012 N 1002 "Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ... для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации", не содержит.
Нет такой информации и в изложенных в приговоре исследованных судом доказательствах, включая заключение эксперта, несмотря на то, что данный вопрос является исключительно юридическим и относится к компетенции суда.
Отсутствуют такие сведения и при аргументации юридической оценки содеянного, в связи с чем, вывод суда об установлении значительного размера изъятых у Рустамова Т.А. наркотических средств, надлежащим образом не мотивирован и не подтвержден.
По мнению судебной коллегии, приведенные нарушения уголовно-процессуального закона являются существенными, повлиявшими на квалификацию содеянного осужденным, а значит на исход дела (ст. 401.15 УПК РФ), в связи с чем приговор подлежит отмене, а уголовное дело - передаче на новое судебное рассмотрение в тот же суд первой инстанции в ином составе суда.
При новом судебном рассмотрении уголовного дела суду первой инстанции следует учесть изложенное в кассационном определении, доводы кассационной жалобы, принять по делу законное и обоснованное судебное решение.
Иные изложенные в кассационной жалобе доводы осужденного, проверке судебной коллегией не подлежат, поскольку в соответствии с ч. 7 ст. 401.16 УПК РФ суд кассационной инстанции не вправе предрешать выводы, которые могут быть сделаны судом при повторном рассмотрении уголовного дела.
Учитывая тяжесть инкриминируемых Рустамову Т.А. преступлений, исходя из обстоятельств дела и данных о его личности, судебная коллегия в соответствии с п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 июня 2019 года N 19 "О применении норм главы 47.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции" считает необходимым в целях обеспечения надлежащего производства по уголовному делу в разумные сроки избрать в отношении Рустамова Т.А. меру пресечения в виде заключения под стражу на срок 3 месяца.
Руководствуясь ст.ст.401.14, 401.15 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
приговор Свердловского районного суда г. Перми от 12 апреля 2019 года в отношении Рустамова Т.А. отменить, уголовное дело передать на новое судебное рассмотрение в тот же суд первой инстанции, но в ином составе суда.
Избрать в отношении Рустамова Тахира Арифовича, родившегося "данные изъяты" года, меру пресечения в виде заключения под стражу на срок 3 месяца, то есть с 13 декабря 2022 года до 13 марта 2023 года.
Кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 47.1 УПК РФ, в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.