Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе.
председательствующего
Чаус И.А.
судей
Бурматовой Г.Г, Вдовиченко И.М,.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Салехард, действующего в интересах Рудневой Олены Николаевны, к администрации муниципального образования город Салехард о признании незаконным распоряжения в части срока расселения, возложении обязанностей, по кассационной жалобе администрации муниципального образования г. Салехард на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 сентября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Бурматовой Г.Г, объяснения прокурора Главного гражданско-судебного управления Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Никитиной Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор города Салехарда, действуя в интересах Рудневой Олены Николаевны и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации города Салехарда о признании незаконным распоряжение администрации города Салехард от 20 марта 2018 г. N 213-р "О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу" в части установления срока расселения многоквартирного жилого дома "данные изъяты" до 31 декабря 2025 г, возложении на ответчика обязанности в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу установить дату расселения указанного многоквартирного дома в период 2022 г, и обязанности по проведению срочных поддерживающих мероприятий в отношении фундамента и цокольного перекрытия, а также страховочных мероприятий и мероприятий по усилению конструкций в отношении несущих стен, потолков в жилых помещениях и чердачного перекрытия дома.
Указав в обоснование иска, что в результате проведенной прокуратурой города Салехард проверки установлен факт нарушения Администрацией муниципального образования города Салехард требований жилищного законодательства при расселении многоквартирного жилого дома "данные изъяты", который признан аварийным и подлежащим сносу распоряжением Администрации города Салехарда от 20 марта 2018 г. N "данные изъяты". Срок расселения указанного дома установлен до 31 декабря 2025 г, при этом согласно заключению МКУ "Салехардская дирекция единого заказчика" от 27 ноября 2017 г. состояние его фундамента и цокольного перекрытия характеризуется как аварийное, а состояние несущих стен, потолков в жилых помещениях и чердачного перекрытия характеризуется как недопустимое. В муниципальные и региональные программы по ремонту многоквартирного дома и переселению граждан, указанный дом не включен. Прокуратурой города на основании обращения Рудневой О.Н. совместно со специалистами Департамента государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа и ГКУ ЯНАО "Ямалтехэнергоконтроль" проведена проверка соблюдения Администрацией города Салехарда требований жилищного законодательства, в ходе которой установлены многочисленные повреждения, которые указывают на крайнюю аварийность и опасное состояние многоквартирного дома. Несмотря на это, срок расселения дома установлен в порядке общей очередности -.на 31 декабря 2025 г, что является необоснованным, поскольку в течение указанного периода времени возможны необратимые последствия, в том числе, его полное разрушение, что причинит вред жильцам, окружающим и неопределенному кругу лиц. Кроме того, это приведет к нарушению прав жильцов, в том числе и тех, кто имеет право на выкуп принадлежащих им на праве собственности жилых помещений в аварийном доме согласно ст. 32 ЖК РФ. Нахождение в доме людей является для них опасным. Поддерживающие работы и капитальный ремонт в данном доме не производились.
Решением Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 марта 2022 г, распоряжение администрации города Салехарда от 20 марта 2020 г. N 309-р в части установления срока расселения и сноса многоквартирного дома "данные изъяты" до 31 декабря 2025 г. признано незаконным. На. администрацию муниципального образования г. Салехард в месячный срок после вступления решения в силу установить срок расселения и сноса многоквартирного дома, расположенного по адресу: "данные изъяты" в период 2023 г... На время до расселения многоквартирного дома на Администрацию муниципального образования г. Салехард возложена обязанность по проведению в отношении фундамента, цокольного перекрытия страховочных мероприятий и мероприятий по усилению конструкций несущих стен, потолков в жилых помещениях и чердачного перекрытия дома "данные изъяты" для устранения угрозы жизни и здоровья проживающих в нем граждан.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 сентября 2022 г. решение изменено в части с изложением. абзаца второй резолютивной части решения в следующей редакции: возложить на администрацию муниципального образования г. Салехард обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу определить разумный срок отселения граждан, занимающих жилые помещения в многоквартирном доме "данные изъяты". Решение в остальной части оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит судебные постановления отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
В судебном заседании прокурор возражал против удовлетворения жалобы.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом, руководствуясь статьями 113, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при установленной явке.
Заслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, проверив судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, из представленной технической документации, 2-хэтажный многоквартирный жилой дом по адресу: "данные изъяты" 1975 г. постройки, имеет 19 жилых помещений (квартир), 13 из которых являются собственностью муниципального образования г. Салехард и предоставлены гражданам на основании договоров социального или служебного найма.
Руднева О.Н. на основании договора социального найма, заключенного с ответчиком 19 ноября 2009 г..N "данные изъяты" и дополнительных соглашений к нему N "данные изъяты" от 26 апреля 2011г, N "данные изъяты" от 21.02.2012г, проживает в жилом помещении.- квартире N "данные изъяты" вышеуказанного многоквартирного дома.
21 декабря 2021г. Руднева О.Н. обратилась к прокурору г. Салехарда с заявлением о проведении проверки в связи с плохими условиями проживания в вышеуказанном жилом помещении. Также Руднева О.Н. обратилась к прокурору за защитой ее интересов в суде по данному поводу.
На основании решения заместителя прокурора г. Салехарда от 21 декабря 2021г. N 589 в отношении Администрации МО г. Салехарда проведена проверка соблюдения ответчиком жилищного и санитарно-эпидемиологического законодательства.
Согласно заключению МКУ "Салехардская дирекция единого заказчика" от 27 ноября 2017 г. состояние фундамента и цокольного перекрытия вышеуказанного многоквартирного дома характеризуется как аварийное, состояние несущих стен, потолков в жилых помещениях и чердачного перекрытия характеризуется как недопустимое.
Заключением межведомственной комиссии от 25 января 2018 г. N "данные изъяты" принято решение о выявлении оснований для признания вышеуказанного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (согласно п.п. 10, 33, 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (Постановление Правительства РФ от 28 января 2006 г. N47).
Распоряжением Администрации муниципального образования г. Салехард от 20 марта 2018 г. N "данные изъяты" многоквартирный дом140 по ул. Республики г. Салехарда признан аварийным и подлежащим сносу. Срок расселения установлен на 31 декабря 2025г.
В муниципальные и региональные программы по ремонту многоквартирных домов и переселению граждан указанный дом не включен. Доказательств обратного стороной ответчика не представлено.
Прокуратурой города Салехарда совместно со специалистами Департамента государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа и ГКУ ЯНАО "Ямалтехэнергоконтроль" проведена проверка состояния многоквартирного дома, в ходе которой установлены следующие недостатки: повреждения биологического характера (гниение) свай у грунтового основания; полное разрушение отдельных свай; неравномерная осадка и искривление горизонтальной линии профиля здания; образование наледи на грунтовом основании здания повсеместно; прогибы, разрушения деревянных элементов ростверка на отдельных участках; повреждения механического характера (деформации) досок обшивки; перекосы дверных и оконных проемов; искривление горизонтальных и вертикальных линий профиля здания; повреждения механического характера (деформации) отделки наружных стен повсеместно; раскрытие мест сопряжения внутренних, наружных стен и пола (цокольное перекрытие) в квартире 2; деформация, уклоны цокольного перекрытия; деформации, уклоны покрытия полов (цокольное перекрытие); образование наледи на полу (цокольное перекрытие) в местах общего пользования (подъезд) на отдельном участке; деформации, разрывы линолеума на отдельных участках, трещины, разрушение керамической плитки местами, образование наледи на покрытии пола в квартире 2; деформации, уклоны, чердачного перекрытия; следы протечек (темные сухие пятна) на отделке потолков (чердачное перекрытие) в местах общего пользования (подъезд); повреждения механического характера (образование зазоров) досок площадок и лестниц; дефекты и повреждения (уклоны, деформации) конструкций крылец; механические повреждения (трещины, сколы, разрушения) листов покрытия кровли. Данные обстоятельства подтверждаются протоколом визуального обследования от 13 января 2022г. N8 и представленными фотоснимками.
Как следует из информационного письма ЕГУК от 15 апреля.2021г. N "данные изъяты", акта текущего осмотра от 12 апреля 2021г, при осмотре квартиры "данные изъяты" установлено контруклон, отхождение пола от стен в местах сопряжения. Направлены запросы в УЖКХ муниципального образования г. Салехард о проведении поддерживающих мероприятий по данному многоквартирному дому.
Как следует из информационного письма УЖКХ муниципального образования г. Салехард от 05 апреля 2021г. N "данные изъяты", проведение поддерживающий мероприятий многоквартирного дома "данные изъяты" планировалось в 2021 году.
Согласно представленных Администрацией муниципального образования г. Салехард муниципальных контрактов от 10 декабря 2021г. N "данные изъяты", и от 02 августа 2021г. N "данные изъяты", заключенных между МКУ "Финансовая дирекция городского хозяйства" и ООО "ТандемСтрой", общество обязалось осуществить поддерживающие мероприятия в жилом доме "данные изъяты". Как следует из представленных дефектных ведомостей N "данные изъяты" и N "данные изъяты", подрядчиком осуществлены ремонтные работы инженерных систем дома (замена утеплителя и покрытия трубопроводов и т.д.), замена обшивки цоколя. Доказательств проведения поддерживающих мероприятий в отношении несущих конструкций, пола указанного дома суду не представлено.
Согласно Уставу муниципального образования город Салехард, принятом на референдуме жителями муниципального образования г. Салехард 16 марта 1997 Муниципальное образование город Салехард в соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 июня 2004 г. N 26-ЗАО "О наделении статусом, определении административного центра и установлении границ муниципального образования город Салехард" является городским округом с административным центром город Салехард.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47, указав, что определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения из него физических лиц является компетенцией органа местного самоуправления, признав, что аварийное техническое состояние конструкций многоквартирного дома, представляет опасность для проживания в нем граждан, в связи с чем установленный администрацией муниципального образования город Салехард срок отселения из указанного дома граждан не отвечает требованиям разумности, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в данной части.
Соглашаясь с такими выводами суд апелляционной инстанции учитывал, что принятие решения о конкретном сроке отселения отнесено к компетенции органом местного самоуправления, в связи с чем решение суда было изменено с указанием на установление разумного срока.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу обстоятельствам, мотивированы, нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда и судебной коллегии по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Пунктом 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В силу абзаца второго п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Из разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации в п. 22 Постановления от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для направления органом, принявшим такое решение к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийным дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, а собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлен, однако они должны отвечать требованиям разумности.
Учитывая аварийное техническое состояние конструкций многоквартирного жилого дома "данные изъяты" - представляет опасность для проживания в нем граждан суды пришли к верному выводу, что установленный Администрацией г. Салехард срок отселения из указанного дома граждан до 31 декабря 2025 г. не отвечает требованиям разумности, является недопустимым при существующей угрозе обрушения дома, реальной угрозе жизни и здоровья граждан.
По указанным основаниям, учитывая установленные судами фактические обстоятельства, не могут быть приняты во внимание доводы жалобы о неправильном применении судом апелляционной инстанции положений Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Полномочия по принятию решения об установлении срока расселения жильцов аварийного многоквартирного дома, предоставленные вышеприведенными законами органам муниципальной власти, должны реализовываться в соответствии с требованиями разумности, и не могут осуществляться произвольно.
Между тем, судами достоверно установлено, что имеются сведения об исчерпании несущей способности и эксплуатационных характеристик спорного многоквартирного дома, в связи с чем существует опасность обрушения, вместе с тем, мер к сохранности состояния дома ответчиком до обращения прокурора в интересах материального истца в суд предпринято не было. Кроме того, несоблюдение вше приведенных требований в отношении жилого многоквартирного дома может повлечь угрозу жизни и здоровью проживающих в таком доме граждан и нарушает права неопределенного круга лиц на безопасные условия передвижения и пребывания вблизи вышеуказанных домов
Доводы кассационной жалобы направлены на оспаривание обоснованности выводов судов обеих инстанций об установленных обстоятельствах, иную оценку достаточности и достоверности доказательств, вследствие чего не могут служить основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений, поскольку применительно к положениям статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств, установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Предусмотренных статьей 379.7. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 марта 2022 г, с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 сентября 2022 г, и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 сентября 2022 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования города Салехард - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.