Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кукарцевой Е.В, судей Маркеловой Н.А, Шелепова С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело 2-91/2022 по иску Марусина Александра Сергеевича к обществу с ограниченной ответственностью "Торговый центр "Планета Авто" о защите прав потребителя, по кассационной жалобе Марусина Александра Сергеевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 19.07.2022.
Заслушав доклад председательствующего об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, пояснения Марусина А.С, его представителя Кузьминой М.В, поддержавших доводы кассационной жалобы, пояснения представителей ООО "Торговый центр "Планета Авто" Иванова О.С, Шалдина С.В, действующих на основании доверенностей полагавших доводы жалобы несостоятельными, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Марусин А.С. обратился в суд с иском (в редакции заявления об уточнении) к обществу с ограниченной ответственностью "Торговый центр "Планета Авто" (далее по тексту - ООО "Торговый центр "Планета Авто") о защите прав потребителя, расторжении заключенного между сторонами договора купли-продажи N "данные изъяты", взыскании денежных средств, уплаченных за автомобиль в размере 245 000 руб, неустойки 245000 руб, расходов на оплату юридических услуг - 50 000 руб, убытков - 2 418 руб, компенсации морального вреда - 30 000 руб, штрафа в соответствии с положениями ст. 13 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", ссылаясь на безосновательное оставление продавцом без удовлетворения претензии об отказе от заключенного 15.06.2021 между сторонами договора купли-продажи бывшего в употреблении автомобиля и возврате уплаченных по договору денежных средств в связи с выявлением недостатков качества товара не оговоренных продавцом при заключении договора (неисправность в работе коробки передач ("пинки" при переключении передач), неисправность в системе кондиционирования, стук в ходовой части при движении автомобиля, посторонние шумы при работе двигателя, кроме того, при диагностике автомобиля, диагностическая программа выдает многочисленные ошибки, неисправность термостата, неисправность рулевой рейки); наличие запретов на совершение регистрационных действий в отношении автомобиля, препятствующих постановке автомобиля на учет; отказе тормозов при движении автомобиля 09.07.2021 и запрете его дальнейшей эксплуатации.
Решением Калининского районного суда г. Челябинска от 31.01.2022 с учетом определения об исправлении описки от 08.02.2022, заявленные требования удовлетворены частично; принят отказ от исполнения договора N ГО391 купли-продажи бывшего в эксплуатации транспортного средства от 15.06.2021 марки "Opel Astra", VIN: "данные изъяты", "данные изъяты" года выпуска, заключенного между Марусиным А.С. и ООО "Торговый центр "Планета Авто". С ООО "Торговый центр "Планета Авто" пользу Марусина А.С. взысканы уплаченные по договору купли-продажи денежные средства в размере 245 000 руб, убытки - 2 418 руб, неустойка - 50 000 руб, компенсация морального вреда - 15 000 руб, штраф - 50 000 руб.; расходы на оплату услуг представителя - 30 000 руб, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Этим же решением взыскана с ООО "Торговый центр "Планета Авто" в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 6 474, 18 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 19.07.2022 постановлено: решение Калининского районного суда г. Челябинска от 31.01.2022 отменить, принять по делу новое решение. В удовлетворении иска Марусина А.С. к ООО "Торговый центр "Планета Авто" о защите прав потребителей отказать.
В кассационной жалобе Марусиным А.С. поставлен вопрос об отмене обжалуемого судебного постановления в связи с допущенными нарушениями норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя при рассмотрении жалобы по существу суд апелляционной инстанции, ошибочно оценив предоставленные в материалы дела доказательства, пришел к неправильным выводам об отказе в удовлетворении требований, возможности возникновения спорных дефектов как до передачи товара покупателю так и после; оставил без внимания доводы о непредоставлении продавцом при заключении договора информации о наличии запретов на совершение регистрационных действий в отношении автомобиля, допустил нарушения при оценке пояснений эксперта в заседании суда апелляционной инстанции, не усмотрел оснований для критической оценки заключения судебной экспертизы, допущенных экспертом нарушениях порядка проведения экспертизы, поверхностном исследовании, не усмотрел оснований для назначения по делу повторной либо дополнительной экспертизы; не учел, что предоставленное заявителем в материалы дела заключение с указанием на наличие спорных неисправностей содержит четкие и непротиворечивые выводы относительно их наличия в автомобиле до передачи товара покупателю. Ууказав в определении на отказ потребителя от разборки двигателя суд не уточнил в присутствии каких свидетелей это произошло, не учел обстоятельства свидетельствующие о злоупотреблении правом со стороны продавца.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Торговый центр "Планета Авто" просит оставить обжалуемое постановление суда без изменения, считая их законными, а приведенные в жалобе доводы - несостоятельными.
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст.ст. 379.5, 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 15.06.2021 между ООО "Торговый центр "Планета Авто" и Марусиным А.С. заключен договор N ГО391 купли-продажи бывшего в эксплуатации транспортного средства, согласно которому Марусин А.С. приобрел у ООО "Торговый центр "Планета Авто" автомобиль "Opel Astra" VIN: "данные изъяты", "данные изъяты" года выпуска, по цене 245000 руб. Оплата произведена Марусиным А.С. в полном объеме, что подтверждается кассовым чеком от 15.06.2021 и сторонами не оспаривается.
Согласно п.1.3. договора покупатель ознакомлен и согласен с тем, что товар (автомобиль) не является новым, ранее эксплуатировался и находится в состоянии с учетом износа (бывший в употреблении товар). Покупатель готов принять транспортное средство в том состоянии, которое есть на момент заключения настоящего договора.
В силу п.1.4. перечень недостатков автомобиля, а также рекомендации продавца по его техническому состоянию и эксплуатации указаны в приложении N1 к настоящему договору. Покупатель обязуется самостоятельно устранить недостатки и следовать указанным рекомендациям. Подписание настоящего договора подтверждает и согласен, что гарантия качества на бывшее в эксплуатации транспортное средство продавцом не представляется и покупатель лишается права на предъявление продавцу требований в отношении качества товара, в том числе по недостаткам, имеющимся в автомобиле на момент заключения настоящего договора. Покупатель ознакомлен с недостатками, которые устранялись продавцом в данном автомобиле до его продажи покупателю, в том числе по гарантии. Покупатель ознакомлен с заказами-нарядами и всеми документами, содержащими сведения об устранявшихся недостатках, в том числе по гарантии.
Из п. 4.8. договора усматривается, что покупателю предоставлена вся имеющаяся у продавца информация по автомобилю, в том числе: участие в ДТП, ремонты, история обслуживания, данные по пробегу, нахождении в розыске, наличие обременении и ограничений, количество владельцев со следующих ресурсов: "Автотека", официальный сайт ГИБДД, официальный сайт с реестром залогов движимого имущества. Иной информацией по автомобилю продавец не владеет.
Пунктом 4.9 договора продавец проинформировал покупателя о том, что в ходе эксплуатации автомобиля могут возникать некоторые недостатки и дефекты, в том числе: вибрационные звуки любых полок, шторок дверей и багажного отделения, дверей салона, выдвинутых подстаканников, ключей в замке зажигания, незакрепленных инструментов и вещей в багажнике и перчаточном ящике (вещевом отсеке подлокотника), перемещением топлива в баке; резонанс панелей дверей и салона при использовании аудиосистемы; скрипы уплотнений элементов кузова, возникающие при движении автомобиля; спускание колес, в том числе в результате проколов, порезов шины, выхода из строя ниппеля, нарушения герметичности, резкого перепада температур окружающего воздуха и т.д.; незапуск автомобиля с первого раза, особенно при отрицательных температурах (ниже -20 С); потребление двигателем моторного масла, в объеме, регламентированном заводом-изготовителем; отклонение от нормы режима работы аккумуляторной батареи вплоть до полного разряда; толчки (рывки) ощущаемые при переключении трансмиссии на повышающую или понижающую передачу; скрип тормозных колодок, возникающий при торможении автомобиля; звуки в подвеске и элементах рулевого управления автомобиля, не вызванные наличием люфтов и зазоров; замедленное отображение информации на всех видах информационных дисплеев при отрицательных температурах; перегорание ламп в приборах освещения и индикации, либо предохранителей; наличие неравномерной шагрени лакокрасочного покрытия кузова, нанесенного заводом-изготовителем; разница в величинах зазоров сопрягаемых деталей кузова и панелей салона, не регламентированных заводом-изготовителем и национальными стандартами РФ; наличие неоднородного преломления светового потока через элементы остекления Автомобиля (лобовое стекло, заднее стекло, стекла дверей и т.д.); шумы в салоне автомобиля, обусловленные набегающим потоком воздуха при движении автомобиля с большой скоростью; неплотное прилегание форсунок омывателей фар к бамперу в
выключенном положении; закрывание дверей автомобиля с приложением к ним неравномерного усилия; скрипы, вибрации, вызванные замерзанием и обледенением кузовных элементов, а также отдельных узлов и агрегатов автомобиля; запахи, поступающие в салон автомобиля (сероводорода, сырости, затхлости, отработанных газов автомобилей и т.д.), при работе климатической установки; разрегулировка механизмов дверных замков и капота; на лакокрасочном покрытии автомобиля могут быть разнооттеночность, неровности, шероховатости, засорённость, мелкие вмятины, царапины и сколы; неровные швы обивки салона, возможно неплотное прилегание резиновых уплотнителей, наглядных элементов; расслоение резиновой части стеклоочистителей; увеличение расхода топлива, обусловленное эксплуатацией Автомобиля в специфических дорожных, климатических и иных условиях; вибрация, передаваемая работающим двигателем на элементы кузова; откатывание назад или вперед припаркованного автомобиля без активированного тормоза стояночной тормозной системы; звуки, пульсации педали тормоза при срабатывании систем активной безопасности ABS, TRC, VSC, ESP и других систем; "рысканье", "галопирование" автомобиля на высоких скоростях; появление индикации неисправностей двигателя (индикация "Check"/ "Check Engine"); ослабление и коррозия клеммных соединений АКБ и массовых контактов; появление морщин, складок, потертостей, деформации материалов, использованных в интерьере салона, в процессе эксплуатации автомобиля; некорректная работа системы помощи при парковке, видео камер и датчиков парковки (парктроников), обусловленная обледенением или загрязнением элементов системы (датчиков и видео камер); просачивание масел, технических жидкостей или смазок сквозь прокладки и сальники.
Перечень недостатков товара, а также рекомендации продавца: номер "данные изъяты", указаны в приложении N 1 к договору купли - продажи N "данные изъяты" от 15.06.2021, согласно которому: запотевание бачка жидкости ГУР, течь масла из под капанной крышки, стук в ГВЦ на XX при запуске (требуется замена масла и клапанов фазорегуляторов), течь масла ГУР с левого пыльника рулевой реке, заменить ремень ГРМ (в масле), заменить ветровое стекло, не работают задние стеклоподъемники, ошибки Р0036 (лямда2) Р001 (неисправность фаз газораспределения), Р0365 U2195 не работает кондиционер (нет хладагента), заменить лампу заднего правого габарита, не работает фараомыватель, запотевание поддона ДВС, запотевание компрессора кондиционера, запотевание ЗП суппорта, побег в блоке управления 217138. Расходные и смазочные материалы на момент продажи имеют эксплуатационный износ, покупателю рекомендуется их замена на новые (в зависимости от степени износа) и проведение полного технического обслуживания автомобиля после покупки. Покупатель должен самостоятельно следить за состоянием указанных расходных и смазочных материалов и элементов и производить их своевременную замену в течение всего срока службы автомобиля.
15.06.2021 Марусину А.С. был передан автомобиль "Opel Astra" VIN: "данные изъяты", "данные изъяты" выпуска, на основании акта приема-передачи (т. 1 л.д. 30-32).
21.06.2021 Марусин А.С. обратился в ООО "Торговый центр "Планета Авто" с претензией в которой указал, что после покупки и передачи автомобиля были выявлены следующие его недостатки, не оговоренные в договоре купли-продажи: неисправная работа коробки передач ("пинки" при переключении передач); неисправна система кондиционирования; стук в ходовой части при движении автомобиля; посторонние шумы при работе двигателя, кроме того, при диагностике автомобиля, диагностическая программа выдаёт многочисленные ошибки двигателя; неисправность термостата; неисправность рулевой рейки (требуется замена). Кроме того указал, что при постановке на учёт автомобиля было выявлено два запрета регистрационных действий, препятствующих проведению соответствующих регистрационных действий с автомобилем. Просил произвести устранение указанных неоговоренных недостатков автомобиля, а также обеспечить снятие запретов на регистрационные действия с автомобиля.
24.06.2021 в ответ на претензию ООО "Торговый центр "Планета Авто" сообщило Марусину А.С. о том, что заявленные недостатки были доведены до его сведения надлежащим образом, отражены в приложении N 1 к договору купли-продажи N "данные изъяты" от 15.06.2021, в соответствии с постановлением Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области от 20.05.2021 отменены меры о запрете на совершение регистрационных действий, приняты меры по исключению этих мер из государственного, реестра, подлежит снятию арест с автомобиля, постановление было направлено в адрес МВД России - ГИБДД посредством электронного сервиса, рекомендовано повторно представить данное постановление в адрес ГИБДД.
Не согласившись с отказом Марусин А.С. обратился в суд с настоящим иском.
В ходе рассмотрения дела по ходатайству Марусина А.С. по делу была назначена автотехническая экспертиза, производство которой было поручено эксперту ООО "Центр оценки "Эксперт 74" "данные изъяты"
Согласно выводам эксперта, изложенным в заключении N 2110094, следует, что на момент осмотра автомобиля "Opel Astra" имеет недостатки полученные как до передачи автомобиля покупателю, так и после. Все выявленные дефекты являются следствием эксплуатации автомобиля. В товаре присутствуют следы эксплуатации автомобиля, влияющие на безопасность дорожного движения. Выявленные дефекты в автомобиле "Опель Астра" являются существенными, стоимость устранения которых составит 133184 руб, но устранимыми. Товар не отвечает целям для своего прямого назначения (т.1 л.д. 123-160).
Из письменных пояснений эксперта ООО "Центр оценки "Эксперт 74" "данные изъяты" следует, что датчик давления масла ДВС - течь масла установлена органолептическим методом при осмотре автомобиля, зафиксирована на фотоматериале. Проверка на работоспособность его не проведена, так как решение о замене принято из-за повреждений: резинотехнической части данного элемента, которая отдельно не поставляется. Вне зависимости от работоспособности датчика, если он не поддерживает герметичность системы, он должен быть заменен. Рулевой наконечник левый - обнаружен люфт в шаровом соединении с поворотным кулаком. Суммарной люфт рулевого управления в целом не проверялся. Допустимые значения для легковых автомобилей составляет 10 градусов. Рычаг подвески передний правый - обнаружен люфт в шаровом соединении, люфт в переднем сайлентблоке. Для определения неисправностей ходовой части на автомобиле не требуется специального оборудования, проведена фото и видеофиксация неисправностей. Присутствующие при осмотре имели возможность лично видеть и слышать стуки и визуально наблюдаемые люфты. Специальное оборудование необходимо к применению в случаях, когда невозможно визуально достоверно определить биение и люфты элементов. Стороны не готовы были нести дополнительные траты на диагностику, тем более необходимости в диагностике не было. Видео на диске в суд не предоставлялось, т.к. стороны в процессе осмотра не оспаривали наличия стуков. Диагностика автомобиля при осмотре (выявлены множественные ошибки (неисправностей автомобиля) проведена в условиях дилерской станции "данные изъяты" с помощью диагностического сканера фирмы "AUTEL", выявленные ошибки являются активными, при стирании которых они выявляются вновь. Масло АКПП (визуальный осмотр) темного - цвета с ярко выраженным запахом горелого. Почернение масляной жидкости считается частой проблемой. Может возникнуть как в старых машинах, так в современных. Циркуляция масла в АКПП осуществляется замкнуто.
Маслонасос прокачивает нефтепродукт по специальным каналам, чтобы все запчасти оказались смазанными. Лишняя смазка остается в трансмиссионном картере. Ее цвет может поменяться по следующим причинам: высокая рабочая температура, продолжительное использование, содержание в нефтепродукте посторонних веществ. В автомате масляная жидкость разогревается до ста двадцати градусов. При такой температуре масло может исполнять свою главную задачу. Она обеспечивает смазывание запчастей, устраняет нагарные отложения. Из-за этого ее оттенок меняется, становится из красного/розового темно-коричневым. Если продолжительное использование автомасла не привело к изменению его цвета, значит, оно не располагает хорошими показателями, не чистит агрегат. Ввиду этого нужно заливать в АКПП качественные нефтепродукты от известных производителей. При эксплуатации в интенсивном режиме нефтепродукт закипает. Если смазка в автоматической коробке переключения передач сделалась черной (как мазут), это свидетельствует о её прогорании. Также почернение может указывать на то, что не исправлен маслонасос. Так же запах горелого масла АКПП появляется не из-за его перегрева. Основная причина кроется в недостатке давления масла. Фрикционные диски неплотно сжимаются и начинают проскальзывать. Данное повреждение относится к эксплуатационным повреждениям, полученным до передачи автомобиля, так как пробег после покупки автомобиля составил 1349 км. Так же стоит отметить, что собственник купленного транспортного средства обратил внимание на плохое переключение передач в АКПП. Диагностировать данные дефекты не удалось в виду невозможности запуска ДВС. Радиатор кондиционера - повреждения в виде изгиба элемента по всей площади элемента.
Данное повреждение не отражено в приложении N1 к договору купли-продажи N "данные изъяты", образовано до покупки автомобиля, так как повреждения на пыльнике переднего бампера отсутствуют, следовательно, механических повреждений эксплуатационного характера в виде наездов на препятствия не было (также отражена неисправность "не работает кондиционер (нет хладагента)". Проверка данного, элемента на герметичность и системы кондиционирования в целом проверена не была. Необходимость замены обусловлена деформацией элемента, Даже в случае герметичности и работоспособности изогнутый радиатор подлежит замене. Балка задней подвески - разрыв резинотехнической части правого сайлентблока. Сайлентблок или по-другому резинометаллический шарнир, представляет собой две металлические втулки, между которыми имеется резиновая вставка. Сайлентблок служит для соединения деталей подвески, и за счет упругой вставки между втулками (резина или полиуретан) гасит колебания, передаваемые от одного узла к другому. На него приходятся самые тяжелые нагрузки, ведь он должен противостоять деформации, которая получает подвеска автомобиля. Обычно, сайлентблоки служат до 100000 километров пробега. Данное повреждение относится к эксплуатационным повреждениям, полученным до передачи автомобиля, так как пробег после покупки автомобиля составил 1349 км. Причиной возникновения является износ резинотехнической части и отрыв ее от основания (обоймы). Индикатор Check engine (ошибка работы двигателя) - неисправна, данная система отключена и запитана на систему "АБС" (антиблокировочная система), данное отключение возможно сделано для того чтобы владелец автомобиля не смог распознать имеющиеся неисправности в работе двигателя. Данная неисправность выявлена при диагностике автомобиля, а так же зафиксирована на видео, когда при включении системы АБС загорается Check engine совместно. Кроме того, представлена видеозапись осмотра автомобиля.
Разрешая спор, суд первой инстанции, принимая во внимание, что в автомобиле, являющемся предметом договора купли-продажи, имеются недостатки, не оговоренные продавцом, при заключении договора, учитывая, что истец обратился к продавцу с требованием расторгнуть договор купли-продажи до истечения 15-дневного срока после заключения договора, указывая на наличие в товаре данных недостатков, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований Марусина А.С. о расторжении договора купли-продажи автомобиля, взыскании денежных средств, фактически оплаченных за автомобиль в размере 245000 рублей. При этом, установив, что Марусиным А.С. не были выполнены рекомендации продавца по обслуживанию спорного автомобиля после его приобретения, что повлекло нарушение работы узлов и агрегатов автомобиля и их поломки, пришел к выводу о том,, что ответчик не лишен права обратиться с требованием к истцу о возмещении стоимости ущерба, причиненного истцом спорному автомобилю после заключения договора купли продажи от 15.06.2021.
Суд апелляционной инстанции, полагая ошибочными выводы суда первой инстанции, а доводы апелляционной жалобы ООО "Торговый центр "Планета Авто" заслуживающими внимания, исследовав и оценив в соответствии с положениями ст.ст. 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предоставленные в материалы дела доказательства в совокупности, в частности заключение судебной экспертизы, пояснения эксперта "данные изъяты" в заседании суда апелляционной инстанции, проанализировав фактические обстоятельства дела, пришел к выводу о том, что доводы иска о нарушении со стороны ответчика прав истца как потребителя подтверждения материалами дела не нашли, в заключении судебной экспертизы экспертом сделан вывод о том, что установленные в автомобиле дефекты могли возникнуть как до передачи автомобиля истцу, так и после передачи, при этом выявленные дефекты являются устранимыми; истцом не доказано, что выявленные дефекты были образованы до передачи ему транспортного средства и что о данных дефектах он не был предупрежден ответчиком; экспертом установлено, что Марусиным А.С. не в полной мере выполнены рекомендации ответчика, указанные в акте приема-передачи автомобиля, что могло явиться причиной повреждения двигателя автомобиля; по истечении гарантийного срока истец предъявил требование о расторжении договора купли-продажи и о возврате уплаченных за товар денежных средств к продавцу ООО "Торговый центр "Планета Авто", который не является изготовителем, не является уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером, следовательно, ответственность ООО "Торговый центр "Планета Авто", за имеющиеся в товаре существенные недостатки, ограничивается периодом гарантийного срока, за пределами которого права потребителя на отказ от договора и возврат уплаченной за товар денежной суммы не могут быть удовлетворены за счет продавца, в связи с чем руководствуясь положениями ст.ст. 5, 18, 19 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1
"О защите прав потребителей", постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2011 N 924 "Об утверждении перечня технически сложных товаров", разъяснениями изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", п. 7 "Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам о защите прав потребителей, связанным с реализацией товаров и услуг", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.10.2018, отменил постановление суда первой инстанции с принятием по существу спора решения об отказе в удовлетворении требований.
При проверке постановления суда первой инстанции судом апелляционной инстанции допрошен эксперт "данные изъяты"
Согласно пояснениям эксперта в заключении отражены повреждения транспортного средства, которые были обнаружены. В договоре купли-продажи указаны общие фразы о том, что автомобиль имеет повреждения лакокрасочного покрытия и не перечислены в акте приема-передачи автомобиля, поскольку повреждения лакокрасочного покрытия и коррозия автомобиля являются внешними повреждениями, поэтому при покупке автомобиля покупатель может оценить внешнее состояние автомобиля, даже не обладая специальными познаниями. Масло для механической коробки передач при осмотре было темного цвета, двигатель не запускался, коробку не разбирали, поскольку истец не дал согласия. Темное масло есть у многих транспортных средств, оно могло появиться после эксплуатации автомобиля истцом. Темное масло не говорит о том, что автомобиль был неисправен. Радиатор кондиционера был изогнут и скрыт наружными облицовочными элементами автомобиля. В акте приема-передачи говорилось о том, что радиатор не работает и отсутствует хладагент, о том, что он изогнут в акте не видел. Радиатор кондиционера был поставлен на замену, поскольку он имеет механические деформации, и он не работал, имел дефекты, которые не были отражены в акте приема-передачи. Повреждение радиатора было получено в результате ДТП, был наезд на какое-то препятствие, это не эксплуатационный дефект. По поводу балки задней подвески ее повреждения будут видны при подъеме автомобиля. В акте этого не указано. Звуки в подвеске элементов рулевого управления возникают при движении, они появляются в результате повреждения резиново-технических изделий, которые изнашиваются. Передняя опора ДВС начинает стучать во время работы двигателя. Когда был произведен ремонт опоры, определить нельзя. Повреждения глушителя можно увидеть при подъёме транспортного средства. Момент образования повреждений неизвестен, они могли возникнуть, как и до эксплуатации, так и во время эксплуатации автомобиля истцом. В договоре купли-продажи о данных повреждениях не указано.
Невозможно определить, когда возникли повреждения люфта в шаровом соединении с поворотным кулаком и разрыв металла на теплозащите туннеля. Индикатор запитали другим индикатором. В момент, когда включается зажигание транспортного средства, происходит тестирование всех систем. Компьютер это всё тестирует, затем идёт возврат с элементов, что они все в порядке. Лампочки перестают гореть. При тестировании было установлено, что есть ошибка ДВС, но при этом лампочка не горела. Чтобы лампочки не горели, провода с блока АБС были задублированы на датчик. Когда возвращается сигнал с АБС, что всё в порядке, гасли оба датчика. Это является обманом. Этот недостаток не был нигде отражен. Лампочка не соответствует индикации двигателя, поэтому она не отражает показания двигателя. Лампочка индикации была просто не подключена. С одной стороны ответчик предупреждал об этом истца, а с другой стороны о том, что лампочка не подключена нигде не говорится. В данной ситуации при включении двигателя на панели управления транспортного средства появляется информация о том, что двигатель исправен, хотя исправен блок антиблокировочной системы, а не двигатель. Не считая неисправностей лакокрасочного покрытия и неисправностей ходовой части автомобиля, другие неисправности могли возникнуть при невыполнении рекомендаций ответчика истцом. В полном объёме не были выполнены все рекомендации. Соответственно, двигатель в аварийном состоянии какое-то время проработал, затем прекратил работать. На момент продажи автомобиля двигатель находился в аварийном состоянии. Эксплуатация транспортного средства была бы возможна после устранения перечня дефектов. Запотевание является начальной стадией разрушения каких-либо уплотняющих резиново-технических изделий. Гидроусилитель руля никаким образом не влияет на ДВС. Ошибки неисправности фаз газораспределения могут быть главной причиной неисправности ДВС.
Ошибки неисправности фаз газораспределения, запотевание поддона ДВС, течь масла из под клапана и крышки - любой из этих пунктов может привести к выходу из строя ДВС. Действия потребителя могли привести к выходу из строя ДВС. С уверенностью этого подтвердить невозможно, поскольку разбор двигателя не производился. Отказ потребителя от разборки двигателя происходил при свидетелях. О том, что двигатель несправен истец мог установить в сервисе, где ремонтировал транспортное средство. По лампочке неисправности установить было нельзя, так как она гасла. Повреждения люфта в шаровом соединении за такой период времени эксплуатации с вероятностью 90% возникнуть не могли, только при агрессивной или длительной эксплуатации. Они могли образоваться и до и после продажи транспортного средства. Невыполнение рекомендаций, указанных в акте приема-передачи могли привести к поломке двигателя.
Оснований, по которым возможно не согласиться с выводами суда рассматриваемая кассационная жалоба не содержит.
По существу приведенные в кассационной жалобе доводы основаны на ошибочном толковании положений действующего законодательства применительно к установленным по делу обстоятельствам, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств, что в силу ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда при кассационном производстве, выводы суда не опровергают, не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для отмены обжалуемого судебного акта в кассационном порядке.
Нарушений норм материального и (или) процессуального права, в том числе являющихся в силу ч. 4 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции также не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 19.07.2022 оставить без изменения кассационную жалобу Марусина Александра Сергеевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.