Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 апреля 2008 г. N А52-4632/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Казанцевой Р.В.,
судей Афанасьева С.В., Нефедовой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Собрания депутатов городского поселения "Остров" на решение Арбитражного суда Псковской области от 07.02.2008 по делу N А52.-4632/2007 (судьи Леднева О.А., Самойлова Т.Ю., Орлов В.А.),
установил:
Прокурор Псковской области (далее - Прокурор) обратился в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействующим решения Собрания депутатов городского поселения "Остров" (далее - Собрание) от 14.05.2007 N 65 "Об утверждении временных нормативов накопления твердых бытовых отходов, образующихся у потребителей на территории муниципального образования "Остров", ссылаясь на несоответствие данного нормативного акта статье 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления), статье 5 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, к участию в деле привлечено Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Псковской области (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда Псковской области от 07.02.2008 требования Прокурора удовлетворены. Суд пришел к выводу о том, что установление в решении Собрания от 14.05.2007 N 65 норм образования отходов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в процессе которой образуются отходы, не отнесено федеральным законодательством к компетенции органов местного самоуправления.
В кассационной жалобе Собрание просит отменить решение, принятое, по его мнению, с нарушением норм материального права.
При этом податель жалобы ссылается на следующее: оспариваемый нормативный акт принят Собранием в пределах полномочий, представленных органам местного самоуправления поселений по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Установленные Решением от 14.05.2007 N 65 нормативы накопления твердых бытовых отходов применяются для оценки объема бытовых отходов, а также в целях организации их сбора и вывоза, поддержания должного санитарного состояния на территории города и в его окрестностях, упорядочения работы по заключению договоров со специализированными организациями, осуществляющими сбор и вывоз твердых бытовых отходов, кроме того, они не являются теми нормативами образования отходов и потребления, разработка и утверждение которых предусмотрены Законом об отходах производства и потребления.
На кассационную жалобу представлен отзыв, доводы которого сводятся к тому, что принятое по делу решение является законным.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены, их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа проверил законность обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, Собранием депутатов городского поселения "Остров" принято Решение от 14.05.2007 N 65 "Об утверждении временных нормативов накопления твердых бытовых отходов, образующихся у потребителей на территории муниципального образования "Остров" (далее - Решение N 65).
В приложении к решению установлены нормативы накопления твердых бытовых отходов в виде среднегодовой нормы накопления отходов на единицу измерения (один квадратный метр для предприятий торговли, общественного питания, культуры и спорта, массового отдыха, аптек, вокзалов, одно место или посещение для медицинских учреждений, кинотеатров, бань, один человек для бытовых помещений предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений, общежитий, пансионатов).
По утвержденным Собранием нормативам, согласно пункту 2 Решения N 65, производится расчет объемов твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, при отсутствии разработанного в установленном порядке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Из текста Решения N 65 усматривается, что оно, являясь нормативным правовым актом, содержит для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязательные правовые нормы, регулирующие предельные размеры образования (накопления) отходов потребления.
Между тем, действующим в области обращения с отходами производства и потребления законодательством, предусмотрен порядок разработки юридическими лицами и предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере обращения, с отходами, индивидуальных проектов образования отходов производства и потребления и утверждение этих проектов территориальным органом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Таким образом, суд пришел к выводу, что установление органом местного самоуправления нормативов, обязательных для групп потребителей в указанной сфере, противоречит установленному порядку и, следовательно, не соответствует статье 18 Закона об отходах производства и потребления.
Кроме того, суд, отклоняя доводы Собрания, указал на то, что утвержденные оспариваемым решением обязательные к применению нормативы накопления подпадают под понятие нормативов образования отходов, указанных в Законе об отходах производства и потребления, и фактически заменяют данные нормативы.
Исполнение органом местного самоуправления функций, связанных с нормированием деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере образования отходов, вопреки доводам Собрания, не может рассматриваться как деятельность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, поскольку, в соответствии с положениями статьи 5 Закона об отходах производства и потребления и статьи 5 Закона об охране окружающей среды, установление государственных стандартов, правил, нормативов в сфере обращения с отходами отнесено к полномочиям Российской Федерации.
Руководствуясь тем, что действующее законодательство не предоставляет органам местного самоуправления право устанавливать обязательные для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нормы, регулирующие предельные размеры образования (накопления) отходов потребления, в том числе в целях их сбора и вывоза, суд обоснованно признал решение Собрания от 14.05.2007 N 65 недействующим в полном объеме.
Кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 07.02.2008 по делу N А52-4632/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Собрания депутатов городского поселения "Остров" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Р.В. Казанцева |
Судьи |
С.В. Афанасьев |
|
О.Ю. Нефедова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 апреля 2008 г. N А52-4632/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника