Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Родиной А.К, Судей Коренева А.С, Храмцовой О.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N 2-136/2022 по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области к МУП Муниципальная управляющая компания городского округа Красноуральск, Администрации городского округа Красноуральск о понуждении юридического лица к выполнению обязательных требований санитарного законодательства, по кассационной жалобе Администрации городского округа Красноуральск на решение Красноуральского городского суда Свердловской области от 19 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 17 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Родиной А.К. о вынесенных по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
У с т а н о в и л а:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области обратилось в суд в интересах неопределённого круга лиц к Администрации городского округа Красноуральск, МУП "Муниципальная управляющая компания городского округа Красноуральск" (далее - МУП "МУК") со следующими требованиями:
- признать бездействие МУП "МУК" в неисполнении требований санитарного законодательства незаконным в части неисполнения мероприятий по обеспечению населения городского округа Красноуральск безопасной в эпидемиологическом отношении питьевой водой централизованной системы питьевого водоснабжения;
- признать бездействие Администрации городского округа Красноуральск в неисполнении требований законодательства Российской Федерации незаконным в части несоблюдения санитарно-гигиенических требований при организации водоснабжения населения городского округа Красноуральск;
- обязать МУП "МУК": разработать и согласовать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям (обеспечить выполнение производственного лабораторного контроля за качеством подаваемой населению воды централизованных систем питьевого водоснабжения в соответствии с согласованными с территориальным отделом Роспотребнадзора рабочими программами лабораторных исследований, получение санитарно-эпидемиологических заключений на источники питьевого водоснабжения о соответствии их требованиям санитарных правил - поверхностный источник питьевого водоснабжения (река Тура), 4 подземных источника питьевого водоснабжения - скважина пос. Дачный, скважина пос. Краснодольский, скважина пос. Октябрьский, скважина пос. Птицефабрика, разработать проекты зон санитарной охраны и обеспечить получение санитарно-эпидемиологических заключений на организацию зон санитарной охраны источников централизованной системы питьевого водоснабжения);
- обязать Администрацию городского округа Красноуральск: утвердить техническое задание на разработку инвестиционной программы, обеспечить утверждение и согласование инвестиционной программы организации, осуществляющей холодное водоснабжение, обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям (рассмотреть вопрос о реконструкции существующего либо выборе альтернативного места на реке Тура с целью строительства нового водозаборного сооружения в соответствии с требованиями действующего законодательства, обеспечить условия для получения санитарно-эпидемиологического заключения на поверхностный водный объект централизованной системы водоснабжения города Красноуральск, обеспечить разработку проекта и получение санитарно-эпидемиологического заключения по проекту зон санитарной охраны поверхностного источника питьевого водоснабжения - река Тура.
В обоснование исковых требований указано на выявление в ходе проведения административных расследований на основании многочисленных жалоб жителей городского округа Красноуральск в связи с резким ухудшением качества питьевой воды нарушений, допущенных ответчиками, выразившихся в неисполнении мероприятий по обеспечению населения городского округа безопасной в эпидемиологическом отношении питьевой водой централизованной системы питьевого водоснабжения, а также в несоблюдении санитарно-гигиенических требований при организации водоснабжения населения городского округа Красноуральск.
Решением Красноуральского городского суда Свердловской области от 19 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 17 августа 2022 года, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Администрация городского округа Красноуральск просит отменить решение суда и апелляционное определение, ссылаясь на их незаконность и необоснованность.
В суде кассационной инстанции представитель Администрации городского округа Красноуральск Крылова О.И. поддержала доводы кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, при надлежащем извещении в судебное заседание не явились. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании ст. ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения судебных постановлений по доводам заявителя не имеется.
Судами установлено, что для целей питьевого водоснабжения на территории городского округа Красноуральск эксплуатируется поверхностный источник реки Тура, в месте водозабора поселок Дачный в 11 км от города Красноуральск, а также 4 скважины: в пос. Октябрьский, пос. Краснодольский, пос. Дачный, пос. Птицефабрика.
Постановлением Администрации городского округа Красноуральск от 18 марта 2013 года N 413 МУП "МУК" была определена как гарантирующая и ресурсоснабжающая организация, обеспечивающая население городского округа Красноуральск питьевой водой.
В ходе административного расследования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Качканар, городе Кушва, городе Красноуральск, городе Нижняя Тура по вопросу соблюдения МУП "МУК" санитарно-эпидемиологических требований к качеству питьевой воды, подаваемой населению городского округа, установлено, что МУП "МУК" при обеспечении населения города Красноуральск питьевой водой не соблюдаются санитарно-гигиенические требования к качеству подаваемой населению питьевой воды. На основании протоколов лабораторных испытаний установлено ухудшение качества питьевой воды перед подачей в разводящую сеть и в разводящей сети по мутности, цветности, привкусу, превышения в ней ПДУ железа, алюминию, бактерий.
В связи с выявленными нарушениями постановлениями Красноуральского городского суда Свердловской области от 8 декабря 2020 года и от 28 июня 2021 года МУП "МУК" привлечено к административной ответственности по ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
МУП "МУК" не организован и не проводился производственный лабораторный контроль за качеством подаваемой населению городского округа Красноуральск воды централизованной системы питьевого водоснабжения в соответствии с согласованной с Качканарским территориальным отделом Роспотребнадзора рабочей программой лабораторных исследований, в установленные сроки (до 1 апреля 2022 года) в Администрацию городского округа Красноуральск на согласование не представлен проект инвестиционной программы по развитию систем водоснабжения и водоотведения городского округа Красноуральск.
Кроме того, на указанные выше источники питьевого водоснабжения отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов, а также санитарно-эпидемиологические заключения по проекту организации санитарно-защитных зон источников питьевого водоснабжения.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, с которым согласилась судебная коллегия областного суда, руководствуясь положениями ст. 11, п. 5 ст. 18, ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 1 ст. 6, ч.ч. 2, 7 ст. 23, ч.ч. 1, 2, 5 ст. 40 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", установив, что на территории городского округа Красноуральск систематически допускается поставка населению городского округа питьевой воды, не соответствующей санитарно-эпидемиологических требований к её качеству, МУП "МУК" не предприняты в полном объеме меры, направленные на улучшение качества и безопасности подаваемой населению воды централизованной системы питьевого водоснабжения, со стороны Администрации городского округа Красноуральск не в полном объёме приняты своевременные меры по разработке технического задания и утверждению инвестиционной программы организации, осуществляющей холодное водоснабжение, согласованная инвестиционная программа по развитию систем водоснабжения и водоотведения отсутствует, как отсутствуют и санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов, а также санитарно-эпидемиологические заключения по проекту организации санитарно-защитных зон источников питьевого водоснабжения, пришел к выводу о наличии оснований для признания незаконным бездействия ответчиков по недопущению нарушений требований санитарного законодательства по обеспечению населения городского округа Красноуральск безопасной в эпидемиологическом отношении питьевой водой централизованной системы питьевого водоснабжения и возложения на них обязанности по устранению выявленных недостатков исполнения санитарного законодательства.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит указанные выводы судов первой и апелляционной инстанций мотивированными, основанными на верном применении норм материального и процессуального права.
Ссылка в кассационной жалобе на отсутствие бездействия со стороны администрации, указание на принятие должных мер по организации водоснабжения населения городского округа, свидетельствует о несогласии заявителя с произведенной судами двух инстанций оценкой доказательств и установленных на основании данной оценки обстоятельств ненадлежащего выполнения ответчиками обязанности по соблюдению санитарно-гигиенических требований при организации водоснабжения населения городского округа. Тогда как в силу ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции правом оценки доказательств и установления обстоятельств по делу не наделен.
Указание в жалобе на утверждение Администрацией технического задания на разработку инвестиционной программы не свидетельствует о незаконности принятых судебных актов в части возложения на орган местного самоуправления соответствующей обязанности, учитывая установленное судом несоответствие качества воды, поставляемой населению городского округа, санитарно-эпидемиологическим требованиям и предусмотренную ч.ч. 5, 6 ст. 23 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" обязанность внесения изменений в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, факт выполнения которой администрацией не подтвержден.
Доводы кассационной жалобы о невозможности исполнения решения суда в части обеспечения условий для получения санитарно-эпидемиологического заключения на поверхностный водный объект централизованной системы водоснабжения города, а также обеспечения разработки проекта и получения санитарно-эпидемиологического заключения по проекту зон санитарной охраны поверхностного источника питьевого водоснабжения - река Тура, выводов судов о наличии оснований для удовлетворения требований не опровергают, об их неправомерности не свидетельствуют, подлежат оценке на стадии исполнения принятого судом решения.
Несогласие Администрации с решением суда в части возложения обязанности обеспечить утверждение и согласование инвестиционной программы организации, осуществляющей холодное водоснабжение, со ссылками на отсутствие у органа местного самоуправления полномочий по утверждению инвестиционной программы, не может быть расценено в качестве основания для отмены судебных актов. Решением суда на Администрацию городского округа возложена обязанность не утвердить инвестиционную программу, а обеспечить ее утверждение, что согласуется с положениями ч. 5 ст. 40 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", раздела IV Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 641 "Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения", предусматривающих возможность направления инвестиционной программы для утверждения только после ее согласования органом местного самоуправления.
На основании ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приложенное к кассационной жалобе письмо Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 16 июня 2021 года приобщению к материалам дела в качестве нового доказательства не подлежит.
Обстоятельства по делу установлены правильно, требования разрешены в соответствии с нормами закона и представленными доказательствами. Полномочие вышестоящего суда по пересмотру дела должно осуществляться в целях исправления судебных ошибок, неправильного отправления правосудия, а не пересмотру по существу. Отступления от этого принципа оправданы только, когда являются обязательными в силу обстоятельств существенного и непреодолимого характера.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
Определила:
решение Красноуральского городского суда Свердловской области от 19 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 17 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации городского округа Красноуральск - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.