Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 апреля 2008 г. N А05-6950/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 05 марта 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Кузнецовой Н.Г., Морозовой Н.А.,
рассмотрев 15.04.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.10.2007 (судья Панфилова Н.Ю.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2007 (судьи Виноградова Т.В., Маганова Т.В., Мурахина Н.В.) по делу N А05-6950/2007,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - Общество, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (далее - Инспекция) от 29.12.2006 N 22-19/4373 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений в части доначисления земельного налога за период с января по сентябрь 2003, а также о признании незаконным решения Управления Федеральной налоговой службы России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Управление) от 15.03.2007 N 19-10/03860.
Решением суда от 10.10.2007 требования Общества удовлетворены.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2007 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение от 10.10.2007 и постановление апелляционной инстанции от 24.12.2007, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекция продела выездную налоговую проверку Общества в лице Путевой машинной станции N 194 (далее - ПМС-194) дирекции по ремонту пути Северной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" за период с 01.10.2003 по 31.12.2005, по результатам которой составлен акт от 05.12.2006 и принято решение от 29.12.2006 N 22-19/4373. Обществу предложено уплатить налог на землю за 2003 год в сумме 65 241 руб. и пени по указанному налогу в размере 33 778 руб.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось с жалобой в Управление. Решением Управления от 15.03.2007 N 19-10/03860 жалоба оставлена без удовлетворения.
Инспекция считает, что спорный земельный участок относится к полосе отвода железной дороги только с 20.02.2004, а также ссылается на обязанность Общества уплатить земельный налог в соответствии с пунктом 9 статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку статья 9.3 Федерального закона от 07.07.2003 N 115-ФЗ вступила в силу с 01.01.2004.
Кассационная инстанция считает выводы судов правомерными и не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
ОАО "РЖД" создано на основании Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" и постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585, зарегистрировано в качестве юридического лица 23.09.2003.
В соответствии со статьей 50 НК РФ обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном названной статьей.
При этом исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. Правопреемник (правопреемники) должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям, а также причитающиеся суммы штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации. При выполнении возложенных на него обязанностей по уплате налогов и сборов правопреемник (правопреемники) пользуется всеми правами и исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации для налогоплательщиков.
Правопредшественником Общества - федеральным государственным унитарным предприятием "Северная железная дорога" (далее - ФГУП "СЖД") представлены в Инспекцию налоговые декларации по земельному налогу за 2003 год, согласно которым земельный налог по земельному участку площадью 25,3 га, занятому производственной базой ПМС N 194 исчислен по налоговой ставке 13, 32 руб./га.
Инспекция в решении от 29.12.2006 N 22-19/4373 указала на то, что Обществом в нарушение пункта 19 Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21.02.2000 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Инструкция) и статьи 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", согласно которым ставка земельного налога за расположенные вне населенных пунктов земли промышленности составила в 2003 году 2592 руб./га, применена ставка налога, установленная для земель в полосе отвода железной дороги.
В соответствии с пунктом 19 Инструкции налог за расположенные вне населенных пунктов земли промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью), транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения устанавливается в размере 20 процентов от средних ставок земельного налога, установленных в соответствии с Приложением N 2 (таблица 1) к Закону Российской Федерации "О плате за землю" для поселений с численностью до 20 тыс. человек.
Землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, а также устанавливаться санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования указанных в названном пункте земель (статья 88 Земельного кодекса Российской Федерации).
Землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (статья 90 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 19 пункта 5 Инструкции налог на землю, расположенную в полосе отвода железных дорог, взимается с предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта в размере до 25 процентов от ставки земельного налога, установленной за сельскохозяйственные угодья согласно Приложению N 1 Закона Российской Федерации "О плате за землю".
Под полосой отвода железной дороги понимается земельный участок, на котором размещается земляное полотно с верхним строением пути и водоотводными устройствами, защитные лесонасаждения, линии связи, электроснабжения, производственно-технические и другие железнодорожные сооружения.
Налог на другие земли железнодорожного транспорта, расположенные за пределами полосы отвода железных дорог, исчисляется по установленным законодательством ставкам от места расположения облагаемых объектов.
Статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении:
1) земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации;
2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления.
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; документах государственного земельного кадастра.
В материалах дела имеется кадастровый план земельного участка от 23.12.2002 с кадастровым номером 29:16:00 00 00:0008 и разрешенным использованием - для эксплуатации объектов железнодорожного транспорта (том 2, лист 54) и кадастровый план земельного участка от 15.12.2002 с кадастровым номером 29:16:22 02 01:0021 с разрешенным использованием - для производственных нужд (том 2, лист 54).
Из письма Центрального территориального отдела Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Архангельской области от 22.09.2003 N 63 (том 2, лист 57) следует, что земельный участок ПМС N 194 при постановке на кадастровый учет выделен как обособленный участок с кадастровым номером 29:16:22 02 01:0021, который вошел в единое землепользование с кадастровым номером 29:16:00 00 00:0008. Следовательно, участок с разрешенным использованием - для производственных нужд вошел в состав участка с разрешенным использованием - для эксплуатации объектов железнодорожного транспорта.
Из постановления главы местного самоуправления муниципального образования "Приморский район" от 03.12.2002 N 404 "О перерегистрации земельных участков ФГУП "Северная железная дорога МПС России" (том дела 2, лист 58) также видно, что ФГУП "СЖД" предоставлены земельные участки категории - земли транспорта, в состав которых входят земли площадью 25,3 га, занятые производственной базой ПМС N 194.
ФГУП "СЖД" в связи с камеральной налоговой проверкой письмом от 05.11.2003 N НФВБ/583 (том дела 2, лист 61) сообщило Инспекции Федеральной налоговой службы по Приморскому району Архангельской области о допущенной в постановлении от 03.12.2002 N 404 неточности в отношении земельного участка площадью 25,3 га: согласно техническому отчету по инвентаризации земель, занятых железной дорогой участка Исакогорка-Северодвинск, данный участок является полосой отвода, о чем свидетельствует акт по инвентаризации земель в Приморском районе.
Постановлением главы местного самоуправления муниципального образования "Приморский район" от 26.11.2003 N 426 (том 2 лист 59) в постановление от 03.12.2002 N 404 внесены изменения, согласно которым утверждены материалы инвентаризации земель, занятых железной дорогой Исакогорка-Северодвинск с включением в полосу отвода земельного участка площадью 25,3 га, занятого производственной базой ПМС N 194.
Данное постановление не свидетельствует о переводе спорного земельного участка в другую категорию земель. Инвентаризация земель вновь не проводилась. Указанные обстоятельства свидетельствуют о допущенной в постановлении от 03.12.2002 N 404 ошибке. Законодательство не запрещает органам местного самоуправления вносить изменения в принятые ими нормативные правовые акты в случае обнаружения ошибок при их принятии.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали недействительным решение Инспекции от 29.12.2006 N 22-19/4373 и при рассмотрении дела правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.10.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2007 по делу N А05-6950/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску в доход бюджета 1 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Судьи |
Н.Г. Кузнецова |
|
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 апреля 2008 г. N А05-6950/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника