Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Х.З. Борс, рассмотрев жалобу Дёминой ФИО1 на вступившие в законную силу постановление судьи Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении Дёминой ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения решением судьи Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, Дёмина Н.О. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1 000 (одна тысяча) рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Дёмина Н.О. просит изменить состоявшиеся в отношении нее по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты путем замены назначенного административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
Изучив доводы жалобы во взаимосвязи с материалами дела об административном правонарушении, судья кассационного суда приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в настоящем постановлении изложены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Дёминой Н.О. к административной ответственности) невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.
Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 11 вышеназванного закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а"); устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" данного пункта (подпункт "у"); с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 указанного Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "а.1" статьи 10 названного Федерального закона (подпункт "ф").
Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Правила).
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункт "в", "г" пункта 4 Правил).
В соответствии с Указами Главы Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ N "О введении режима повышенной готовности", от ДД.ММ.ГГГГ N "О комплексе ограничительных и иных мероприятий, направленных на предотвращение распространения на территории Республики Адыгея новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)" и внесенных в них изменений, на территории Республики Адыгея с ДД.ММ.ГГГГ введен режим повышенной готовности.
В силу подпункта 2 пункта 5 20.5 Указа Главы Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ N "О введении режима повышенной готовности", гражданам предписано при посещении мест приобретения товаров, получения услуг, а также при нахождении в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, в такси, на парковках, в лифтах в обязательном порядке использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы).
Согласно Указу главы Республики Адыгея " О приостановлении действий отдельных указов главы Республики Адыгея" от ДД.ММ.ГГГГ N, приостановлено действие Указа Главы Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ N 27 "О введении режима повышенной готовности" за исключением пунктов 1 - 4 на неопределенный срок.
Как следует из материалов дела, основанием составления в отношении Дёминой Н.О. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ послужило то, что ДД.ММ.ГГГГ около 16 часов 50 минут Дёмина Н.О. находилась в общественном месте в ТЦ "Мега", расположенном по адресу: "адрес", а. Новая Адыгея, ул. "адрес", 27 без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски), чем нарушила правила поведения, установленные Указами Главы Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ N "О введении режима повышенной готовности", от ДД.ММ.ГГГГ N "О комплексе ограничительных и иных мероприятий, направленных на предотвращение распространения на территории Республики Адыгея новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)" и внесенных в них изменений.
В качестве доказательной базы представлены: протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, рапорт сотрудника полиции ОР ППСП ОМВД России по "адрес", объяснения свидетелей ФИО3 и ФИО4, фотографией с изображением Дёминой О.Н. без индивидуальных средств защиты органов дыхания (л.д. 4-6, 9, 10) и иные материалы дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия Дёминой Н.О. квалифицированы по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса.
Порядок и срок привлечения Дёминой Н.О. к административной ответственности соблюдены.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Согласно части 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 2 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела имеются основания для изменения обжалуемых актов в части назначенного административного наказания.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). При назначении административного наказания лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
Поскольку назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к правонарушителю в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства, имеются основания для изменения обжалуемых судебных актов в части назначенного Дёминой Н.О. административного наказания путем замены административного штрафа в размере 1 000 рублей на предупреждение.
Данный вывод не противоречит правовой позиции, изложенной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ (вопрос N).
В санкции части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, в том числе, административное наказание в виде предупреждения.
Учитывая конкретные обстоятельства настоящего дела, личность Дёминой Н.О, являющейся безработной, согласно справки N от 11.08.2022г. о регистрации в качестве безработного, материальное положение и то, что выплата штрафа повлечет ограничение имущественных прав, принимая во внимание отсутствие обстоятельств, отягчающих ответственность, исходя из приостановления действия нормативно-правого акта относительно введения режима повышенной готовности, назначенный административный штраф в размере 1 000 рублей не отвечает целям административной ответственности.
Изменение вида назначенного наказания с административного штрафа на предупреждение соответствует характеру допущенного Дёминой Н.О. правонарушения, степени его вины, и не приведет к чрезмерному, избыточному ограничению имущественных прав и интересов привлекаемого к административной ответственности лица.
При таких обстоятельствах постановление судьи Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ делу об административном правонарушении подлежит изменению путем замены назначенного административного наказания в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей на предупреждение.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении Дёминой ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, заменить назначенное Дёминой ФИО1 административное наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей на предупреждение.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Судья Х.З. Борс
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.