Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Борс Х.З., рассмотрев жалобу Потерпевший N1 на вступившее в законную силу решение судьи Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Астраханского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении Общества с ограниченной ответственность "Производственно ? коммерческая фирма "Фалкон" по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 11 ст. 15.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Определением юрисконсульта 1 категории юридического отдела Отделения по "адрес" Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации N от ДД.ММ.ГГГГ отказано в возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 11 статьи 15.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Общества с ограниченной ответственность "Производственно ? коммерческая фирма "Фалкон" в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Решением судьи Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ определение Отделения по "адрес" Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации N от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
Решением судьи Астраханского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение судьи Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Потерпевший N1 выражает несогласие с вынесенными судебными актами, считая их незаконными. Просит принять новый судебный акт, которым отменить определение Отделения по "адрес" Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации N от ДД.ММ.ГГГГ и вернуть дело на новое рассмотрение.
В своих возражениях представитель Центрального банка Российской Федерации Косенко В.А. просит в удовлетворении заявленных требований Потерпевший N1 отказать.
Изучение представленных материалов и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 11 статьи 15.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях незаконный отказ в созыве или уклонение от созыва общего собрания участников общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, а равно нарушение требований федеральных законов к порядку созыва, подготовки и проведения общих собраний участников обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об обществах с ограниченной ответственностью) участники общества вправе участвовать в управлении делами общества в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и уставом общества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Закона об обществах с ограниченной ответственностью орган или лица, созывающие общее собрание участников общества, обязаны не позднее чем за тридцать дней до его проведения уведомить об этом каждого участника общества заказным письмом по адресу, указанному в списке участников общества, или иным способом, предусмотренным уставом общества.
В силу статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно пункту 3 статьи 36 Закона об обществах с ограниченной ответственностью к информации и материалам, подлежащим предоставлению участникам общества при подготовке общего собрания участников общества, относятся годовой отчет общества, заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества и аудитора по результатам проверки годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов общества, сведения о кандидате (кандидатах) в исполнительные органы общества, совет директоров (наблюдательный совет) общества и ревизионную комиссию (ревизоры) общества, проект изменений и дополнений, вносимых в устав общества, или проект устава общества в новой редакции, проекты внутренних документов общества, а также иная информация (материалы), предусмотренная уставом общества.
Если иной порядок ознакомления участников общества с информацией и материалами не предусмотрен уставом общества, орган или лица, созывающие общее собрание участников общества, обязаны направить им информацию и материалы вместе с уведомлением о проведении общего собрания участников общества, а в случае изменения повестки дня соответствующие информация и материалы направляются вместе с уведомлением о таком изменении.
Указанные информация и материалы в течение тридцати дней до проведения общего собрания участников общества должны быть предоставлены всем участникам общества для ознакомления в помещении исполнительного органа общества.
Как следует из представленных материалов и установлено судебными инстанциями, в Управление Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Южном федеральном округе поступило обращение ФИО3, представителя по доверенности Потерпевший N1 - участника общества, о нарушениях Общества с ограниченной ответственность "Производственно ? коммерческая фирма "Фалкон" требований законодательства Российской Федерации об обществах с ограниченной ответственностью, регламентирующих порядок созыва, подготовки и проведения общих собраний участников общества.
В своем обращении заявитель просил привлечь генерального директора Общества с ограниченной ответственность "Производственно ? коммерческая фирма "Фалкон" ФИО4 к административной ответственности по части 11 статьи 15.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами по делу, которым дана оценка на предмет допустимости, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 34 Закона N14-ФЗ очередное общее собрание участников общества проводится в сроки, определенные уставом общества, но не реже чем один раз в год. Очередное общее собрание участников общества созывается исполнительным органом общества.
Уставом общества должен быть определен срок проведения очередного общего собрания участников общества, на котором утверждаются годовые результаты деятельности общества. Указанное общее собрание участников общества должно проводиться не ранее чем через два месяца и не позднее чем через четыре месяца после окончания финансового года.
Согласно пункту 1 статьи 37 Федерального закона N14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общее собрание участников общества проводиться в порядке, установленном Федеральным законом N 14-ФЗ, уставом общества и его внутренними документами.
В соответствии с пунктом 9.8 Устава общества, если не собран кворум (не менее 2/3 тот общего числа голосов), то собрание распускается. Повторное собрание назначается не позднее, чем через тридцать дней.
Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ о созыве очередного собрания участников Общества с ограниченной ответственность "Производственно ? коммерческая фирма "Фалкон", назначенное на ДД.ММ.ГГГГ очередное общее собрание участников общества созывалось в связи с ранее несостоявшимся ДД.ММ.ГГГГ очередным общим собранием участников общества.
Пунктом 1 статьи 36 Федерального закона N14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" установлено, что орган или лица, созывающие общее собрание участников общества, обязаны не позднее чем за тридцать дней до его проведения уведомить об этом каждого участника общества заказным письмом по адресу, указанному в списке участников общества, или иным способом, предусмотренным уставом общества.
В соответствии с пунктом 2 статьи 36 Федерального закона N14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" в уведомлении должны быть указаны время и место проведения общего собрания участников общества, а также предлагаемая повестка дня.
Любой участник общества вправе вносить предложение о включении в повестку для общего собрания участников общества дополнительных вопросов не позднее, чем за пятнадцать дней до его проведения. Дополнительные вопросы, за исключением вопросов, которые не относятся к компетенции общего собрания участников общества или не соответствуют требованиям федеральных законов, включаются в повестку дня общего собрания участников общества.
Орган или лица, созывающие общее собрание участников общества, не вправе вносить изменения в формулировки дополнительных вопросов, предложенных для включения в повестку дня общего собрания участников общества.
В случае, если по предложению участников общества в первоначальную повестку для общего собрания участников общества вносятся изменения, орган или лица, созывающие общее собрание участников общества, обязаны не позднее, чем за десять дней до его проведения уведомить всех участников общество о внесенных в повестку дня изменениях способом, указанным в пункте 1 статьи 36 Федерального закона N14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
Пунктом 6.2.9 Устава общества установлено, что участники общества вправе вносить предложения по повестке дня, отнесенные к компетенции общества собрания участников.
ДД.ММ.ГГГГ Общества с ограниченной ответственность "Производственно ? коммерческая фирма "Фалкон" в адрес участника общества Потерпевший N1 направлено уведомление о проведении ДД.ММ.ГГГГ очередного общего собрания участников общества с повесткой дня собрания.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес общества направлено заявление Потерпевший N1, в котором требовалось включить в повестку дня Собрания дополнительные вопросы.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ, направленным Общества с ограниченной ответственность "Производственно ? коммерческая фирма "Фалкон" в адрес участника Потерпевший N1 ДД.ММ.ГГГГ, сообщалось, что предлагаемые им вопросы повестки дня очередного собрания участников общества, не противоречащие положениям п. 2 ст. 36 и п. 2 ст. 35 Федерального закона N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" в части соответствия требованиям федеральных законов, внесены в повестку дня очередного собрания, назначенного на ДД.ММ.ГГГГ.
Статьей 33 Федерального закона N14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" определен перечень вопросов, относящихся к компетенции общего собрания участников, в том числе решение иных вопросов, предусмотренных Федеральным законом N14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" или уставом общества.
Пунктом 9.2 Устава Общества установлен перечень вопросов, относящихся к компетенции общего собрания Участников.
Вопросы, предложенные Потерпевший N1 для включения в повестку дня Собрания, содержащиеся в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: истребование у участника общества ФИО4 оригинала или нотариально заверенной копии свидетельства о праве собственности пережившего супруга на долю в Обществе с ограниченной ответственность "Производственно ? коммерческая фирма "Фалкон", выданное нотариусом "адрес" ФИО5 в рамках наследственного дела; распределение доли, принадлежавшей умершей ФИО6 между всеми участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале; приведение в соответствие записи в ЕГРЮЛ распределению долей участников общества, с учетом решения собрания по 1 пункту повестки собрания и свидетельством о праве собственности пережившего супруга на долю в Обществе с ограниченной ответственность "Производственно ? коммерческая фирма "Фалкон", не относятся к компетенции общего собрания участников общества и не соответствуют требованиям федеральных законов.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес участника Общества с ограниченной ответственность "Производственно ? коммерческая фирма "Фалкон" Потерпевший N1 направлены уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об ознакомлении с документацией и материалами, выносимыми на рассмотрение очередного общего собрания участников Общества с ограниченной ответственность "Производственно ? коммерческая фирма "Фалкон" и повторное уведомление о созыве ДД.ММ.ГГГГ очередного общего собрания участников общества, что не противоречит требованиям пунктов 2, 3 статьи 36 Федерального закона N14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
В соответствии с пунктом 3 статьи 36 Федерального закона N14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" к информации и материалам, подлежащим предоставлению участникам общества при подготовке общего собрания участников общества, относятся годовой отчет общества, заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества и аудитора по результатам проверки годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов общества, сведения о кандидате (кандидатах) в исполнительные органы общества, совет директоров (наблюдательный совет) общества и ревизионную комиссию (ревизоры) общества, проект изменений и дополнений, вносимых в устав общества, или проект устава общества в новой редакции, проекты внутренних документов общества, а также иная информация (материалы), предусмотренная уставом общества.
Если иной порядок ознакомления участников общества с информацией и материалами не предусмотрен уставом общества, орган или лица, созывающие общее собрание участников общества, обязаны направить им информацию и материалы вместе с уведомлением о проведении общего собрания участников общества, а в случае изменения повестки дня соответствующие информация и материалы направляются вместе с уведомлением о таком изменении.
Указанные информация и материалы в течение тридцати дней до проведения общего собрания участников общества должны быть предоставлены всем участникам общества для ознакомления в помещении исполнительного органа общества. Общество обязано по требованию участника общества предоставить ему копии указанных документов. Плата, взимаемая обществом за предоставление данных копий, не может превышать затраты на их изготовление.
Пунктом 9.12 Устава общества установлено, что к информации и материалам, подлежащим предоставлению Участникам общества при подготовке общего собрания Участников, относятся: годовой отчет общества, заключение ревизора общества и аудитора по результатам проверки годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов общества; сведения о кандидатурах на должности Генерального директора, проект изменений и дополнений, вносимых в учредительные документы общества, или учредительных документов общества в новой редакции; проекты внутренних документов общества, а также иная информация (материалы), предусмотренная уставом.
В соответствии с пунктом 9.10 Устава общества генеральный директор общества утверждает повестку дня и организует подготовку к проведению общих собраний Участников общества. Генеральный директор общества обязан известить Участников о дате и месте проведения общего собрания Участников, повестке дня, обеспечить ознакомление участников с документами и материалами, выносимыми на рассмотрение общего собрания участников и осуществить другие необходимые действия не позднее, чем за 30 дней до даты проведения собрания.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес участника Общества с ограниченной ответственность "Производственно ? коммерческая фирма "Фалкон" Потерпевший N1 направлены письма о повторном уведомлении участника общества о созыве очередного общего собрания участников ООО "ПКФ "Фалкон" и уведомление об ознакомлении с документацией и материалами, выносимыми на рассмотрение очередного общего собрания участников общества.
Также, уведомление об ознакомлении с документацией к Собранию содержало информацию о том, что в обществе действует Положение о конфиденциальности информации (коммерческой тайне) Общества с ограниченной ответственность "Производственно ? коммерческая фирма "Фалкон" от ДД.ММ.ГГГГ в силу которого предоставление конфиденциальной документации Общества с ограниченной ответственность "Производственно ? коммерческая фирма "Фалкон" возможно только после предъявления расписки, в которой участник подтвердит, что предупрежден о конфиденциальности получаемой информации и об обязанности ее сохранять.
В соответствии с абзацами 1, 2 пункта 15 информационного письма Президиума высшего Арбитражного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ" согласно абзацу третьему пункта 2 статьи 67 ГК РФ участники хозяйственного общества обязаны не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности общества. В связи с этим в случае, если документы, которые требует предоставить участник хозяйственного общества, содержат конфиденциальную информацию о деятельности общества, в том числе коммерческую тайну, общество, прежде чем передать соответствующие документы и (или) их копии, может потребовать выдачи расписки, в которой участник подтверждает, что предупрежден о конфиденциальности получаемой информации и об обязанности ее сохранять.
ДД.ММ.ГГГГ на ознакомление с документацией Потерпевший N1 не явился, не обеспечил явку своего законного представителя.
Административный орган пришел к выводу, что Обществом предприняты действия по предоставлению информации и материалов, подлежащих предоставлению участникам Общества при подготовке Собрания, в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", пункта 9.10 Устава Общества.
Подпунктом 3 пункта 3 статьи 67.1 ГК РФ принятие общим собранием участников хозяйственного общества решения на заседании и состав участников общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются в отношении общества с ограниченной ответственностью путем нотариального удостоверения, если иной способ (подписание протокола всеми участниками или частью участников; с использованием технических средств, позволяющих достоверно установить факт принятия решения; иным способом, не противоречащим закону) не предусмотрен уставом такого общества либо решением общего собрания участников общества, принятым участниками общества единогласно.
В соответствии с пунктом 2 статьи 181.1 ГК РФ решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании (участников юридического лица, сособственников, кредиторов при банкротстве и других - участников гражданско-правового сообщества), а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.
Иной способ подтверждения общего собрания участников Общества и состава участников, присутствовавших при его принятии уставом Общества, утвержденным решением общего собрания акционеров Общества с ограниченной ответственность "Производственно ? коммерческая фирма "Фалкон", протокол N от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрен.
Поскольку Собрание распущено в связи с отсутствием кворума и исходя из положений ГК РФ о нотариальном заверении решений, принятых общим собранием участников, нарушений требований подпункта 3 пункта 3 статьи 67.1 ГК РФ не усматривается.
Юрисконсульт юридического отела Отделения по "адрес" Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации, рассмотрев заявление представителя Потерпевший N1 - ФИО3, установила, что в деяниях Общества с ограниченной ответственность "Производственно ? коммерческая фирма "Фалкон" отсутствуют признаки события административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 15.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Основания для составления протокола об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственность "Производственно ? коммерческая фирма "Фалкон" по части 11 статьи 15.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют.
Вопреки доводам жалобы, рассматривая административный материал, должностное лицо административного органа дало надлежащую правовую оценку всем имеющимся в нем доказательствам, правильно установило все фактические и юридически значимые обстоятельства и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных материалов дела, пришло к обоснованному выводу об отсутствии события административного правонарушения.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Наличие события административного правонарушения является одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении (ст. 26.1 КоАП РФ).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является одним из обстоятельств, при наличии которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
Исходя из анализа Особенной части КоАП РФ, следует прийти к выводу, что событие административного правонарушения - это факт нарушения каких-либо норм законодательства, за которое предусмотрена административная ответственность, то есть, под отсутствием события административного правонарушения подразумеваются ненаказуемые деяния, укладывающиеся в рамки закона, а равно отсутствие проступка как такового, несмотря на совершение лицом тех или иных действий или бездействие, не подлежащих квалификации как нарушение закона, что и следует из вышеназванных обстоятельств, установленных должностным лицом, принявшим решение об отсутствии события административного правонарушения в действиях (бездействиях) Общества смысле положений КоАП РФ.
Оснований не согласиться с таким решением не имеется, таковые заявителем жалобы не названы, а приведенные в жалобе доводы не могут быть признаны таковыми.
Законность и обоснованность вынесенного должностным лицом определения последовательно проверены судьями районного и областного суда в соответствии со ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В их решении изложены выводы об отсутствии оснований для отмены определения должностного лица.
Жалоба Потерпевший N1 не содержит доводов, которые не являлись бы предметом проверки судебных инстанций. Приведенные в ней суждения об устранении в нарушение статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностного лица и судей от всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела, свидетельствующем о существенном нарушении процессуальных требований, равно как и субъективное мнение заявителя о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 15.23.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направлены на переоценку установленных обстоятельств и выводов судебный инстанций и не свидетельствуют о незаконности судебных решений.
Правовая позиция заявителя жалобы, основанная на субъективном подходе определения предмета доказывания и правил оценки фактов, являющаяся ошибочной, не может являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Обстоятельства, на основании которых судебные инстанции обосновали свои выводы, оценка материалов дела с позиции положений КоАП РФ являются достаточными, чтобы исключить сомнения в отсутствии оснований для возбуждения производства по делу об административном правонарушении в отношении Общества, потому не могут служить основанием к отмене обжалуемых определения должностного лица административного органа и судебных актов.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Таким образом, обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Астраханского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении Общества с ограниченной ответственность "Производственно ? коммерческая фирма "Фалкон" по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 11 ст. 15.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Потерпевший N1 - без удовлетворения.
Судья Х.З. Борс
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.