Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 апреля 2008 г. N А13-3197/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 05 февраля 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе:
председательствующего Казанцевой Р.В.,
судей Афанасьева С.В., Нефедовой О.Ю.,
при участии от департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области - Коноваловой М.С. (доверенность от 20.03.2008), от закрытого акционерного общества "Вологдавтормет" - Рыбановой Е.К. (доверенность от 17.04.2007),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2007 (судьи Чельцова Н.С., Мурахина Н.В., Пестерева О.Ю.) по делу N А13-3197/2007,
установил:
Закрытое акционерное общества "Вологдавтормет" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области (далее - Департамент) о признании недействительным пункта 1 предписывающей части акта контрольного мероприятия от 09.02.2007 (предписание N 8).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 04.09.2007 (судья Кудин А.Г.) признан недействительным и несоответствующим Федеральному закону от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" пункт 1 предписывающей части акта контрольного мероприятия Департамента от 09.02.2007 (предписание N 8) в части возложения на Общество обязанности оборудования площадки временного хранения отходов в соответствии с пунктом 3.7 СанПин 2.1.7.1322-03. В остальной части требований отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2007 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент просит отменить постановление, в удовлетворении заявления отказать. Доводы жалобы сводятся к тому, что выводы судов обеих инстанций являются ошибочными.
В судебном заседании представитель Департамента, уточнив требования кассационной жалобы, просил отменить принятые по делу решение от 04.09.2007 и постановление от 31.10.2007 в части удовлетворения заявленных требований.
Представитель Общества обратился к суду с просьбой отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Кассационная инстанция, исходя из доводов, приведенных в кассационной жалобе, проверив законность обжалуемых судебных актов, не усматривает оснований для их отмены в связи со следующим.
Судом установлено, что на основании приказа от 06.02.2007 N 29 с целью проверки исполнения предписывающей части контрольного мероприятия от 09.11.2006 в период с 09 по 14.02.2007 в отношении Общества Департаментом проведено контрольное мероприятие на объекте, расположенном по адресу: Вологда, ул. Ленинградская, д.51.
В ходе проверки Департаментом установлено, что Обществом, в частности не исполнен пункт 2 ранее выданного предписания от 09.11.2006 - оборудовать в срок до 15.01.2007 площадку временного хранения отходов в соответствии с санитарными и экологическими нормами и правилами; площадка не оборудована: не имеет искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, отсутствует обваловка и ливневая канализация.
По результатам проверки составлен акт контрольного мероприятия от 09.02.2007, вынесено предписание N 8, состоящее из трех пунктов.
Оспариваемым Обществом пунктом 1 предписано оборудовать площадку временного хранения отходов в соответствии с санитарными и экологическими нормами и правилами в срок до 15.04.2007.
Правовые основы деятельности предприятий в области обращения с отходами производства и потребления регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон).
Согласно статье 1 Закона к отходам производства и потребления относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
В абзаце 2 статьи 1 Закона дано понятие опасных отходов - это отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.
Статьей 14 Закона регламентируются требования к обращению с опасными отходами:
1. Опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.
3. На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет Правительство Российской Федерации.
Паспорт опасных отходов является документом, который должен не только удостоверять принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, но и содержать сведения об их составе. Паспортизация опасных отходов является одним из обязательных требований обращения с ними, что установлено статьей 14 Закона.
Отсутствие паспорта опасных отходов служит препятствием к их транспортированию. Порядок паспортизации опасных отходов в настоящее время установлен Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2000 г. N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов", форма паспорта опасного отхода - Приказом МПР России от 2 декабря 2002 г. N 785 "Об утверждении паспорта опасного отхода".
Обществом представлены в материалы дела копии паспортов опасных отходов.
Существует нескрлько классификаций отходов по критериям их опасности для окружающей природной среды, по степени воздействия токсичных отходов на человека и окружающую среду (в соответствии с Санитарными правилами СП 2.1.7.1386-03), по комплексному критерию - общности их классификационных признаков (по происхождению, агрегатной и физической форме, опасным свойствам и их комбинациям, по степени опасности для окружающей природной среды).
Названными санитарно-эпидемиологические правилами (далее - санитарные правила), разработанными в соответствии с действующим Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", установлены гигиенические требования к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации мест централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления (объектов).
Требования санитарных правил предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов и рекультивацией земель.
Критериями гигиенической безопасности функционирования эксплуатируемых или закрытых объектов складирования являются предельно допустимые концентрации химических веществ в воздухе рабочей зоны, атмосферном воздухе, в воде открытых водоемов и в почве, а также предельно допустимые уровни физических факторов.
Удовлетворение заявления мотивировано тем, что Департаментом не представлено доказательств, подтверждающих хранение заявителем отходов, которые классифицируются по степени их воздействия на человека и окружающую среду, так как экспертное заключение от 16.05.2007 N 3, протоколы КХА 49-50, 51-52, 53-54, полученные после составления оспариваемого ненормативного акта, не приняты судом во внимание.
Данный вывод подтверждается материалами дела и не опровергнут Департаментом.
При таком положении кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 04.09.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2007 по делу N А13-3197/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Р.В. Казанцева |
Судьи |
С.В. Афанасьев |
|
О.Ю. Нефедова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 апреля 2008 г. N А13-3197/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника