Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 апреля 2008 г. N А05-6820/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Боглачевой Е.В., Малышевой Н.Н.,
рассмотрев 14.04.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Отделстрой" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2008 по делу N А05-6820/2007 (судьи Осокина Н.Н., Богатырева В.А., Маганова Т.В.),
установил:
Открытое акционерное общество "Отделстрой" (далее - общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Архангельской области о признании частично недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (далее - инспекция) от 15.06.2007 N 21-19/1585.
Решением суда от 30.07.2007 решение инспекции от 15.06.2007 N 21-19/1585 признано недействительным в части начисления налогов, соответствующих пеней и штрафов по эпизодам включения в расходы затрат на приобретение компьютерной техники: мониторов и системных блоков; на аннулированный заказ туристского агентства "Визит"; по эпизоду применения в 2003 году налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС), не примененных в налоговые периоды в 2002 году.
Постановлением апелляционной инстанции от 15.01.2008 решение суда от 30.07.2007 отменено в части признания недействительным решения инспекции от
15.06.2007 N 21-19/1585 о привлечении общества к налоговой ответственности по эпизоду применения в налоговые периоды 2003 года налоговых вычетов по НДС, не примененных в налоговые периоды 2002 года, в части начисления 9 489 руб. НДС, соответствующих пеней и штрафов. Обществу отказано в удовлетворении требований о признании недействительным решения налоговой инспекции в отмененной части. В остальной части решение суда от 30.07.2007 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление от 25.01.2008 в части отмены решения суда от 30.07.2007 по эпизоду применения налоговых вычетов в налоговые периоды 2003 года и оставить в силе решение суда в этой части. В обоснование податель жалобы указывает на нарушение судом апелляционной инстанции норм процессуального права пункта 4 статьи 260, пункта 1 статьи 261, пункта 1 статьи 263 и статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и материального права статьи 54, 81, 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, однако представители в суд не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения обществом налогового законодательства за период с 01.01.2003 по 30.11.2006, о чем составила акт от 10.05.2007 N 21-19/89ДСП.
В ходе проверки инспекция выявила ряд нарушений налогового законодательства.
По результатам рассмотрения материалов проверки инспекция вынесла решение от 15.06.2007 N 21-19/1585 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, доначислении налогов и начислении пеней.
При проверке инспекция установила, что в нарушение статей 171, 172 и 173 НК РФ общество необоснованно заявило в январе, марте, июне, июле и августе 2003 года налоговые вычеты по НДС по товарам, приобретенным и оплаченным в предыдущие налоговые периоды - в 2002 году. Инспекция доначислила 12 887 руб. НДС и пени.
Суд первой инстанции признал недействительным оспариваемое решение налоговой инспекции по этому эпизоду, указав, что положениями статей 171, 166 НК РФ не ограничено право налогоплательщика уменьшить общую сумму налога в последующие налоговые периоды на налоговые вычеты, ошибочно не примененные в предыдущие налоговые периоды. Применение налоговых вычетов в последующие налоговые периоды не несет ущерба бюджету.
Апелляционная инстанция не согласилась с решением суда первой инстанции, указав, что из содержания статей 171 и 172 НК РФ следует, что суммы налоговых вычетов подлежат отражению в том налоговом периоде, в котором налогоплательщик-покупатель принял товары (работы, услуги) к учету в установленном порядке, оплатил их, а также получил от налогоплательщика-поставщика предусмотренные пунктом 3 статьи 168 НК РФ счета-фактуры. В соответствии с пунктом 1 статьи 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки.
Кассационная инстанция считает постановление апелляционной инстанции ошибочным.
Согласно пункту 1 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ (за исключением налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК РФ), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ плательщик НДС имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ. на установленные главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи (пункт 2 статьи 171 НК РФ).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся при наличии: счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг); принятии товаров (работ, услуг) к учету; оплаты принятых к учету товаров (работ, услуг).
В силу пункта 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ.
Таким образом, право на налоговый вычет возникает у налогоплательщика с момента получения соответствующих счетов-фактур.
Судом первой инстанции установлено, что спорные счета-фактуры за товар, оприходованный и оплаченный в 2002 году, были получены заявителем от поставщиков только в январе, марте и июне 2003 года, что не оспаривается налоговым органом.
Поскольку налоговые вычеты по указанным счетам-фактурам не были применены в предыдущих налоговых периодах в силу отсутствия данных счетов-фактур у заявителя на момент составления налоговых деклараций по НДС за соответствующие налоговые периоды, налогоплательщик правомерно применил налоговые вычеты по счетам-фактурам в том налоговом периоде, в котором эти счета-фактуры фактически были получены.
Суд первой инстанции правомерно указал на то, что налоговое законодательство не содержит норм, ограничивающих право налогоплательщика на применение налогового вычета в более поздний период по сравнению с периодом оприходования и оплаты товара при соблюдении налогоплательщиком условий на его применение, применение налоговых вычетов в последующие налоговые периоды не несет причинения ущерба бюджету.
Этот вывод суда соответствует судебной практике (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2008 N 1759/08).
У суда апелляционной инстанции не было оснований для отмены решения суда первой инстанции по указанному основанию.
Довод заявителя о нарушении судом апелляционной инстанции норм процессуального права - пункта 4 статьи 260, пункта 1 статьи 261, пункта 1 статьи 263 АПК РФ и принятии апелляционной жалобы судом к рассмотрению без уплаты инспекцией государственной пошлины при отсутствии у нее льгот по ее уплате, отсутствии ходатайства о предоставлении отсрочки или рассрочке ее уплаты не может быть принят во внимание.
Невыполнение инспекцией пункта 4 определения суда апелляционной инстанции от 03.10.2007 не привело и не могло привести к принятию неправильного постановления (часть 3 статьи 288 АПК РФ).
Довод заявителя о нарушении судом апелляционной инстанции статьи 268 АПК РФ о том, что суд вышел за пределы заявленных исковых требований также не может быть принят во внимание.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов налоговых органов суд проверяет соответствие его закону или иному нормативному акту, в том числе по размеру доначисленных налогов, пеней и штрафов.
Довод заявителя о том, что в нарушение пункта 3 статьи 260 АПК РФ ему не было направлено дополнение к апелляционной жалобе и в деле отсутствуют доказательства его направления обществу, о наличии дополнений стало известно только 19.02.2008 при ознакомлении с материалами дела, не может являться основанием для отмены судебного акта.
Названное дополнение полностью совпадает с пунктом 3 апелляционной жалобы и новых доводов не содержит. Кроме того, сторона вправе знакомиться с материалами дела в любое время и никакими сроками не ограничена.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 5 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
отменить постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2008 по делу N А05-6820/2007 в части отмены решения Арбитражного суда Архангельской области от 30.07.2007 о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску от 15.06.2007 N 21-19/1585 о привлечении открытого акционерного общества "Отделстрой" к налоговой ответственности по эпизоду применения в налоговые периоды 2003 года налоговых вычетов по НДС, не примененных в налоговые периоды 2002 года, в части начисления 9 489 руб. НДС, соответствующих пеней и штрафов, и отказа обществу в удовлетворении требований по этому эпизоду.
В отмененной части оставить в силе решение Арбитражного суда Архангельской области от 30.07.2007.
В остальной части постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2008 оставить без изменения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску в пользу открытого акционерного общества "Отделстрой" 1 000 руб. судебных расходов, понесенных при рассмотрении дела в кассационной инстанции, и 1 000 руб. судебных расходов в доход федерального бюджета, связанных с рассмотрением дела в апелляционной инстанции.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
|
Н.Н. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 апреля 2008 г. N А05-6820/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника