Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Богатых О.П. и Монмаря Д.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы администрации муниципального образования города Краснодар и департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 16 марта 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 20 июля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению общество с ограниченной ответственностью "Апорт" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере равной их рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, судебная коллегия
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Апорт" (далее - ООО "Апорт") обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило установить по состоянию на 1 января 2018 года кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером N, равной его рыночной стоимости в размере 65 753 000 руб. и по состоянию на 1 января 2020 года земельного участка с кадастровым номером N, равной его рыночной стоимости в размере 65 818 000 руб, расположенных по адресу: "адрес"
Решением Краснодарского краевого суда от 16 марта 2022 года заявленные административные исковые требования удовлетворены частично с учетом результатов судебной экспертизы, установлена кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества - нежилого здания с кадастровым номером N в размере рыночной стоимости, составляющей 69 838 000 руб. по состоянию на 1 января 2018 года и земельного участка с кадастровым номером N247 в размере рыночной стоимости, составляющей 71 525 000 руб. по состоянию на 1 января 2020 года. Датой подачи заявления о кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества постановлено считать 10 декабря 2021 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 20 июля 2022 года решение от 16 марта 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной в суд первой инстанции 23 сентября 2022 года, представитель администрации муниципального образования города Краснодар (далее - администрация) просил отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявление отказать в полном объеме. Судебные акты являются незаконными и необоснованными. Допущено нарушение норм материального и процессуального права; неверно определены обстоятельства по делу.
Определением судьи от 11 октября 2022 года кассационная жалоба с делом приняты к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В кассационной жалобе, поданной в суд первой инстанции 11 ноября 2022 года, представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) просил отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявление отказать в полном объеме. Судебные акты являются незаконными и необоснованными. Допущено нарушение норм материального и процессуального права; неверно определены обстоятельства по делу.
Определением судьи от 23 ноября 2022 года кассационная жалоба с делом приняты к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 и 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно п. 2 и 3 ст. 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В п. 19 Постановления Пленума N 28 разъяснено, что по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений. Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (ч. 5 ст. 247 и ч. 1 ст. 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
В силу ст. 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как следует из материалов дела и установлено судами, объекты недвижимого имущества: нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес" земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес" принадлежат административному истцу на праве собственности, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 6 декабря 2021 года N, от 6 декабря 2021 года N
Общество являясь правообладателем вышеуказанных объектов недвижимости и налогоплательщиком, административный истец вправе оспаривать его кадастровую стоимость, применяемую для целей налогообложения.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости с кадастровым номером N определена уполномоченным органом по состоянию на 1 января 2018 года в размере 99 282 461, 99 рублей; кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2020 года в размере 95 593 567, 68 рублей.
Административным истцом в подтверждение рыночной стоимости земельного участка представлен отчет об оценке N, N от 2 декабря 2021 года, выполненного ООО "Краснодарский центр кадастра, оценки и экспертизы", рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N составляет 65 818 000 руб, объекта недвижимости с кадастровым номером N составляет 65 753 000 руб.
В связи с возникшими сомнениями в обоснованности отчета об оценке и достоверности определения рыночной стоимости судом первой инстанции назначена судебная экспертиза с целью определения рыночной стоимости объекта недвижимости.
Согласно заключению эксперта ООО "Юг эксперт Центр" N от 11 февраля 2022 года отчеты об оценке N, N от 2 декабря 2021 года, выполненного ООО "Краснодарский центр кадастра, оценки и экспертизы", признаны не соответствующим требованиям законодательства об оценочной деятельности, по состоянию на 1 января 2018 года рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N составляет 69 838 000 рублей; по состоянию на 1 января 2020 года рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N составляет 71 525 000 рублей.
Удовлетворяя административные исковые требования о пересмотре кадастровой стоимости, суд первой инстанции исходил из предусмотренных законом оснований для установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, определенной в заключении судебной оценочной экспертизы.
С указанными выводом суда первой инстанции суд апелляционной инстанции согласился в силу следующего.
Исходя из анализа положений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", требования Федерального стандарта оценки (ФСО), суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что суд первой инстанции, разрешая спор, верно применил приведенные положения федерального законодательства, установилобстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, пришел к обоснованному выводу о том, что кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть установлена в размере рыночной стоимости, определенной в заключении судебной оценочной экспертизы.
Судом апелляционной инстанцией установлено, что исследуя совокупность доказательств по делу согласно ст. 84 КАС РФ, судом первой инстанции выявлено несоответствие отчеты об оценке N К-210/10-1, N К 210/10-2 от 2 декабря 2021 года, выполненные ООО "Краснодарский центр кадастра, оценки и экспертизы", требованиям законодательства оценочной деятельности в Российской Федерации, в связи с чем, отчеты об оценке не могут быть признаны доказательством, объективно подтверждающим размер рыночной стоимости объектов недвижимости.
Руководствуясь положениями ч. 8 ст. 82 КАС РФ, суд апелляционной инстанции установил, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заключение эксперта ООО "Юг эксперт Центр" N от 11 февраля 2022 года выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта.
Суд апелляционной инстанции отметил, что с учетом изложенного, принимая во внимание, что обоснованность доводов административных истцов о несоответствии кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества его рыночной стоимости нашла подтверждение в ходе судебного разбирательства, иных допустимых доказательств рыночной стоимости объекта, кроме заключения эксперта, не имеется, учитывая, что данным заключением судебной оценочной экспертизы подтверждены несоответствие отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности и действительный размер рыночной стоимости объекта недвижимого имущества, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о том, что кадастровая стоимость нежилого здания по состоянию на 1 января 2018 года и кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена по состоянию на 1 января 2020 года на основании заключения судебной экспертизы N от 11 февраля 2022 года.
При таких обстоятельствах, судом апелляционной инстанции установлено, что обжалуемое решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, поскольку доказательств, ставящих под сомнение правильность заключения судебной оценочной экспертизы, материалы дела не содержат.
Оснований не соглашаться с данными выводами судов не имеется, так как выводы судов обеих инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам права.
Суды правильно приняли решение в соответствии с заключением повторной судебной экспертизы, поскольку при определении рыночной стоимости земельного участка эксперт учел все необходимые и достаточные факторы и показатели, влияющие на действительную стоимость объекта исследования. Заключение судебной экспертизы не оспорено, исследовано судом наряду с другими доказательствами.
Доводы кассационных жалоб повторяют позицию административного истца в апелляционной жалобе, которая нашла подробную оценку в апелляционном определении, с которой суд кассационной инстанции соглашается.
Поскольку суды первой и апелляционной инстанций правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, проверили доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, правильно применили закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, выводы судов мотивированы и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка, судебная коллегия пришла к выводу о том, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, в связи с чем, основания для их отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, отсутствуют.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущено, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В соответствии со ст. 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить судебный акт суда апелляционной инстанции без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 16 марта 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 20 июля 2022 года оставить без изменения, кассационные жалобы без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 12 декабря 2022 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Богатых О.П.
Монмарь Д.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.