Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б.
судей Мальмановой Э.К. и Богатых О.П.
Рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Бурмистровой О.Г. на определение Киевского районного суда горда Симферополя Республики Крым от 4 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 16 ноября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Бурмистровой О.Г. к Управлению труда и социальной защиты населения Киевского районного совета города Симферополя Автономной Республики Крым о понуждении совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, судебная коллегия
установила:
постановлением Киевского районного суда Симферополя Автономной Республики Крым от 4 мая 2011 года исковое заявление Бурмистровой О.Г. к Управлению труда и социальной защиты населения Киевского района совета город Симферополь Автономной Республики Крым о понуждении совершить определенные действия удовлетворено частично.
Постановлением Севастопольского апелляционного административного суда от 22 июля 2011 года постановление Киевского районного суда Симферополя Автономной Республики Крым от 4 мая 2011 года отменено.
Высшим административным судом Украины 6 февраля 2013 года удовлетворена кассационная жалоба Бурмистровой О.Г.; постановление Киевского районного суда города Симферополя Автономной Республики Крым от 4 мая 2021 года и постановление Севастопольского апелляционное административного суда от 22 июля 2011 года отменены. Исковое заявление Бурмистровой О.Г. удовлетворено. Признаны противоправными действие управления труда и социальной защиты населения Киевского районного совета города Симферополя Автономной Республики Крым касательно недоплаты Бурмистровой О.Г. помощи за уходом за ребенком по достижению ею трехлетнего возраста; возложена обязанность на Управление труда и социальной защиты населения Киевского районного совета города Симферополя Автономной Республики Крым начислить и выплатить Бурмистровой О.Г. помощь по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста в размере, определенном статьей 43 ЗУ "Об общеобязательном государственном страховании в связи с временной утратой трудоспособности и затратам обусловленным рождением и погребением", начиная с 14 сентября 2010 года.
Киевским районным судом города Симферополя Республики Крым 03.05.2018 года выдан исполнительный лист.
Постановлением судебного пристава - исполнителя ОСП по Киевскому району города Симферополя от 10 июля 2018 года возбуждено исполнительное производства N, предмет исполнения - возложение обязанности на Управление труда и социальной защиты населения Киевского районного совета города Симферополя Автономной Республики Крым начислить и выплатить пособие по уходу за ребенком, до достижения им трехлетнего возраста в размере, определенном статьей 43 ЗУ "Об общеобязательном государственном страховании в связи с временной утратой трудоспособности и затратам обусловленным рождением и погребением", начиная с 14 сентября 2010 года.
Ведущий судебный пристав-исполнитель ОСП по Киевскому району города Симферополя Республики Крым обратился в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства N126541/19/82003-ИП, ссылаясь на то, что в соответствии с постановлением Государственного совета Республики Крым от 11 апреля 2014 г. N2025-6/14 территориальные органы центральных органов исполнительной власти Украины в Республике Крым ликвидированы, в том числе территориальные органы государственной исполнительной службы АР Крым не являются правопреемниками Главных управлений Государственной исполнительной службы Министерства юстиции Украины в автономной Республики Крым город Симферополя.
Определением Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 4 июня 2021 г. заявление удовлетворено; прекращено исполнительное производство N 126541/19/82003-ИП от 10 июля 2018 года.
На указанное определение Бурмистровой О.Г. подана частная жалоба.
Суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению заявления ведущего судебного пристава-исполнителя ОСП по Киевскому району города Симферополя Республики Крым о прекращении исполнительного производства по правилам административного производства.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 16 ноября 2021 года определение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 4 июня 2021 г. отменено; заявление ведущего судебного пристава-исполнителя ОСП по Киевскому району города Симферополя Республики Крым удовлетворено; исполнительное производство в отношении должника Управление труда и социальной защиты населения Киевского районного совета горда Симферополя Автономной Республики Крым, возбужденное на основании постановления пристава-исполнителя ОСП по Киевскому району города Симферополя от 10 июля 2018 г. N, где предметом исполнения является возложение обязанности на Управление труда и социальной защиты населения Киевского районного совета города Симферополя Автономной Республики Крым начислить и выплатить пособие по уходу за ребенком, до достижения им трехлетнего возраста в размере, определенном статьей 34 ЗУ "Об общеобязательном государственном страховании в связи с временной утратой трудоспособности и затратам, обусловленным рождением и погребением", начиная с 14 сентября 2010 года, прекращено.
В кассационной жалобе, Бурмистрова О.Г. просит отменить определение суда и апелляционное определение. Судом допущено нарушение норм материального и процессуального права; вывод суда не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции 30 ноября 2022 года кассационная жалоба принята к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего дела судами были допущены такого характера нарушения.
Так, удовлетворяя заявления судебного пристава-исполнителя и прекращая исполнительное производство, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Из материалов дела следует, что определением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 24 апреля 2015 года, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от 26 июня 2015 года, в удовлетворении заявления судебного пристава-исполнителя ОСП по Киевскому району г. Симферополя УФССП по Республике Крым Юрченко М.Ю. о замене должника его процессуальным правопреемником, отказано.
Указанными судебными определениями установлено, что согласно пп. 15.1 пункта 15 решения Симферопольского городского совета N 102 от 4 декабря 2014 года "О вопросах правопреемства", Администрация города Симферополя считается правопреемником по погашению текущих начислений по льготам, компенсациям и другим социальным выплатам Управления труда и социальной защиты населения Киевского райсовета г. Симферополя, в том числе.
Таким образом, как указал суд апелляционной инстанции, вступившими в законную силу судебными постановлениями установлено, что Администрация города Симферополя Республики Крым не является правопреемником Управления труда и социальной защиты населения Киевского райсовета города Симферополя Автономной Республики Крым по долгам, возникшим до образования Администрации города Симферополя Республики Крым.
Управление труда и социальной защиты населения Киевского райсовета города Симферополя Автономной Республики Крым ликвидировано решением Симферопольского городского совета 2-й сессии 1-го созыва N 11 от 31 октября 2014 года, сведения о нем единый государственный реестр юридических лиц Российской Федерации не вносились.
Ссылаясь на изложенное, положения пункта 1 статьи 43 Закона РФ "Об исполнительном производстве", суд апелляционной инстанции пришел к выводу о невозможности исполнения исполнительного листа N от 10 июля 2018 года.
С выводом суда апелляционной судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться.
В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В силу статьи 11 названного закона, устанавливающей гарантии в сфере социальной защиты и охраны здоровья, гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанным гражданами Российской Федерации в соответствии с данным Федеральным конституционным законом или приобретшим гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, предоставляется возможность получения пенсий, пособий и иных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1).
Часть 3 статьи 11 названного Закона закрепляет правила о приведении в течение переходного периода ранее установленных размеров пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме, в соответствие с размерами таких социальных выплат и гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и о недопустимости снижения размеров таких выплат по сравнению с производившимися по состоянию на 21 февраля 2014 года, а применительно к льготам, предоставленным до указанной календарной даты в натуральной форме, устанавливает для случаев изменения порядка и условий их реализации запрет уменьшения совокупного объема финансирования и ухудшения условий их предоставления.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Определение N 2333-О от 26 октября 2017 года) следует, положения частей 1 и 3 статьи 11 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" направлены на достижение целей интеграции Республики Крым и города федерального значения Севастополя в Российскую Федерацию в части правового регулирования социальной защиты посредством распространения на названную выше категорию граждан предусмотренных законодательством Российской Федерации гарантий обеспечения пенсиями, пособиями и мерами социальной поддержки с предоставлением возможности реализации социальных прав в объеме не ниже приобретенного в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города Севастополя на момент их принятия в состав Российской Федерации.
На основании пункта 3 постановления Государственного Совета Республики Крым от 17 марта 2014 года N 1748-6/14 "О правопреемстве Республики Крым" нормативные правовые и иные акты органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления в Автономной Республике Крым, принятые до провозглашения Республики Крым как независимого суверенного государства, являются действующими на территории Республики Крым и соответствующих регионов в части, не противоречащей интересам Республики Крым.
Как следует из материалов дела, частности, предметом исполнения по оспариваемому исполнительному производству, является право Бурмистровой О.Г. на начисление и получение пособия по уходу за ребенком, до достижения им трехлетнего возраста в размере, определенном статьей 34 ЗУ "Об общеобязательном государственном страховании в связи с временной утратой трудоспособности и затратам, обусловленным рождением и погребением", начиная с 14 сентября 2010 года.
Частью 2 статьи 3 Федерального закона от 8 июня 2015 года N 138-ФЗ "О применении положений Федерального закона "Об исполнительном производстве" на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополь" предусмотрено, что исполнительные документы, выданные либо вынесенные судами Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя до 18 марта 2014 года, для целей принудительного исполнения имеют ту же юридическую силу, что и исполнительные документы, выданные либо вынесенные судами Российской Федерации, и подлежат принудительному исполнению в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если местом жительства (пребывания) или местом нахождения сторон исполнительного производства либо если местом жительства (пребывания) или местом нахождения взыскателя и местом нахождения имущества должника является территория Российской Федерации.
Поскольку указанными выше нормами разрешен вопрос об органах, на которые возложены обязанности по выплате причитающихся гражданам социальных выплат, к которым относится и определенная решением суда выплата (пособие по уходу за ребенком) Бурмистровой О.Г, вывод суда апелляционной инстанции о наличии оснований для прекращения исполнительного производства, в связи с невозможностью его исполнения, нельзя признать законным и обоснованным.
Данная правовая позиция согласуется с Кассационным определением Верховного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2017 года N 127-КГ17-16.
При таких обстоятельствах судебные акты нельзя признать законными, поскольку оно принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов Бурмистровой О.Г, что согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления.
Учитывая, что все имеющие значение для дела обстоятельства установлены, судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, отменить определение суда и апелляционное определение с принятием нового судебного постановления, об отказе в удовлетворении заявления судебного пристава-исполнителя о прекращении исполнительного производства.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
определение Киевского районного суда горда Симферополя Республики Крым от 4 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 16 ноября 2021 года отменить, в удовлетворении заявления ведущего судебного пристава-исполнителя ОСП по Киевскому району городу Симферополя Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым Исаенко У.С. о прекращении исполнительного производства N отказать.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 23 декабря 2022 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Богатых О.П.
Мальманова Э.К.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.