Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой Е.С.
судей Мартыновой Н.Н, Авериной Е.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Музалевой Анны Сергеевны к администрации Песчанокопского района Ростовской области о признании решения незаконным и устранении нарушения прав
по кассационной жалобе Музалевой Анны Сергеевны на решение Песчанокопского районного суда Ростовской области от 17 сентября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 16 декабря 2021 года.
Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С, представителя ответчика по доверенности Жданову Е.Ю, судебная коллегия
установила:
Музалева А.С. обратилась в суд с иском к администрации Песчанокопского района Ростовской области, в котором просила:
- признать незаконным решение администрации Песчанокопского района Ростовской области об отказе в выплате ежеквартальной премии за 1 квартал 2021 года Музалевой А.С, выраженное в письме от 17 мая 2021 года N;
- возложить на администрацию Песчанокопского района Ростовской области обязанность устранить нарушение прав Музалевой А.С. путем принятия решения о выплате ежеквартальной премии за 1 квартал 2021 года в размере 1, 5% должностного оклада;
- взыскать с администрации Песчанокопского района Ростовской области в пользу Музалевой А.С. компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
Решением Песчанокопского районного суда Ростовской области от 17 сентября 2021 года в удовлетворении исковых требований Музалевой А.С. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 16 декабря 2021 года решение Песчанокопского районного суда Ростовской области от 17 сентября 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец Музалева А.С. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в связи с несоответствием выводов судов, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права, приняв по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме заявленных требований.
В обоснование доводов кассационной жалобы истец Музалева А.С. указывает, что премии за выполнение особо важных и сложных заданий относятся к постоянным выплатам и включены в состав денежного содержания, в отличие от единовременных премий, при этом истец претендует на выплату ежеквартальной премии за выполнение особо важных и сложных заданий, которая выплачивается на основании критериев эффективности и от экономии фонда оплаты труда не зависит. Указывает, что оценку эффективности работы муниципальных служащих отраслевого органа администрации района и принятие решения об установлении им конкретных коэффициентов осуществляет руководитель отраслевого органа администрации района по согласованию с курирующим заместителем главы администрации Песчанокопского района, при этом глава администрации Песчанокопского района вправе принять решение об уменьшении размера ежеквартальной премии. Решением Собрания депутатов установлено, что премия не выплачивается, когда муниципальным служащим отработано менее 0, 5 квартала (прием, увольнение, временная нетрудоспособность), также премии не выплачиваются при наличии неснятых дисциплинарных взысканий. Вместе с тем, судами не установлено и ответчиком не представлено доказательств наличия вынесенных в отношении истца дисциплинарных взысканий в спорный период, либо доказательств того, что истцом отработан не полный квартал. Полагает, что права работодателя на премирование работника либо лишение премии работника могут в данном случае рассматриваться только с позиции буквального толкования вышеуказанного решения Собрания депутатов, с позиции предусмотрено ли такое право работодателя решением Собрания депутатов Песчанокопского района либо нет.
Поскольку наличие дисциплинарного взыскания может подтверждаться только соответствующим правовым актом о применении дисциплинарного взыскания, подтверждением количества отработанного времени может являться только табель учета рабочего времени, недостаточность средств фонда оплаты труда может подтверждаться только соответствующими документами финансового органа, штатным расписанием, то представление прокуратуры Песчанокопского района не может применяться в качестве основания возникновения юридических последствий в отношении Музалевой А.С, вместе с тем, указанному представлению прокуратуры фактически придан статус акта о дисциплинарном взыскании, с фактическим применением последствий такого акта. Указывает, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации". На территории Песчанокопского района действует решение Собрания депутатов Песчанокопского района от 16 марта 2016 года N80 "О денежном содержании муниципальных служащих муниципального образования "Песчанокопский район", которым установлен исчерпывающий перечень оснований и условий невыплаты ежеквартальных премий. Таким образом, при постановлении оспариваемых судебных актов неправильно определены нормы материального права, повлиявшие на квалификацию правоотношений сторон, судами не установлено оснований, предусмотренных решением Собрания депутатов Песчанокопского района от 16 марта 2016 года N80 "О денежном содержании муниципальных служащих муниципального образования "Песчанокопский район", влекущих невыплату премии истцу, не установлено обстоятельств, свидетельствующих о законности принятого отказа в выплате премии, выраженного в письме администрации Песчанокопского района N от 17 мая 2021 года.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Жданова Е.Ю. против удовлетворения кассационной жалобы возражала.
Истец, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явилась, причин неявки не сообщила.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Выслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 27 марта 2020 года между администрацией Песчанокопского района и Музалевой А.С. заключен трудовой договор с муниципальным служащим, которым на истца возложены обязанности по должности начальника отдела имущественных и земельных отношений администрации Песчанокопского района, которую истец замещала с 27 марта 2020 года по 01 апреля 2021 года.
В соответствии с пунктом 4 трудового договора N от 27 марта 2020 года Музалевой А.С. установлен должностной оклад в размере 12 600 рублей с последующей индексацией в соответствии с нормативными актами области, района; ежемесячные надбавки к должностному окладу: квалификационная в размере - 50%; за выслугу лет в размере - 20%; за особые условия муниципальной службы (сложность, напряженность, специальный режим работы, иные условия) в размере - 150%; ежемесячное денежное поощрение в размере - 3528 рублей; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере 2 двух должностных окладов; материальная помощь в размере 25% должностного оклада в квартал; ежегодная компенсация на лечение в размере 1, 2-х должностных окладов в квартал.
Представлением прокурора Песчанокопского района N от 16 апреля 2021 года об устранении нарушений земельного законодательства при предоставлении мер социальной поддержки многодетным семьям, прокурор потребовал принять меры по устранению нарушений законодательства, причин и условий им способствующих, и недопущению их впредь, а также рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц администрации района, ответственных за допущенные нарушения с указанием причин, способствовавших совершению выявленных нарушений.
12 мая 2021 года письмом администрации Песчанокопского района N на представление прокурора сообщено, что в связи с выявленными нарушениями, свидетельствующими о ненадлежащем исполнении обязанностей, начальник отдела имущественных и земельных отношений администрации района Музалева А.С. лишена ежеквартальной премии. Привлечь виновное лицо к дисциплинарной ответственности не представляется возможным в связи с произошедшими в администрации района кадровыми изменениями, а именно окончанием срока действия трудового договора начальника отдела имущественных и земельных отношений администрации района Музалевой А.С. (02 апреля 2021 года), непосредственного ответственного за подачу заявлений и прилагаемых документов на портал Росреестра, а также за утверждение схем расположения земельных участков, проведение торгов по проведению кадастровых работ и межеванию, постановке на кадастровый учет.
Судом также установлено, что 02 апреля 2021 года Музалева А.С. направила в адрес главы администрации Песчанокопского района заявление о выплате истцу премии по результатам работы за I квартал 2021 года.
17 мая 2021 года письмом администрации Песчанокопского района N истцу сообщено, что главой администрации района принято решение о невыплате премии за I квартал муниципальным служащим администрации Песчанокопского района.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Музалевой А.С. суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 15, 16, 57, 135 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 22 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", исходил из того, что премирование является правом работодателя и производится по его усмотрению, выплата премии и определение ее размера для каждого из работников является исключительной прерогативой работодателя, данная премия не входит в число обязательных выплат, при этом решение администрации Песчанокопского района об отказе в выплате ежеквартальной премии за 1 квартал 2021 года принято в отношении всех муниципальных служащих администрации Песчанокопского района, приняв в качестве доказательства должностных нарушений представление прокурора Песчанокопского района об устранении нарушений земельного законодательства при предоставлении мер социальной поддержки многодетным семьям от 16 апреля 2021 года.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что приведенные выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном применении к спорным отношениям норм материального права и сделаны с существенным нарушением требований процессуального закона.
Правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами (статья 42 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Согласно статье 2 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальная служба - это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").
Оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее также - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 22 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").
Виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (статья 26 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").
Частью 2 статьи 22 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органам муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (статья 26 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").
Порядок выплаты премии муниципальным служащим Песчанокопского района регламентированы решением Собрания депутатов Песчанокопского района от 16 марта 2016 года N80 "О денежном содержании муниципальных служащих муниципального образования "Песчанокопский район" (в редакции решения Собрания депутатов от 29 июня 2016 года N93).
16 марта 2016 года решением Собрания депутатов Песчанокопского района N80 утверждены: Положение о денежном содержании муниципальных служащих муниципального образования "Песчанокопский район" (далее - Положение), Порядок выплаты муниципальным служащим муниципального образования "Песчанокопский район" премий за выполнение особо важных и сложных заданий (далее - Порядок).
Согласно статье 1 Положения оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из дополнительных выплат, определяемых областным законодательством.
К дополнительным выплатам относятся:
1) ежемесячная квалификационная надбавка к должностному окладу;
2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет;
3) ежемесячная надбавка за особые условия муниципальной службы (сложность, напряженность, специальный режим работы, иные особые условия);
4) ежемесячное денежное поощрение;
5) ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
6) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
7) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;
8) материальная помощь.
Премии за выполнение особо важных и сложных заданий (далее - премии) выплачиваются муниципальному служащему в целях повышения его заинтересованности в результатах деятельности администрации Песчанокопского района и качестве выполнения им должностных обязанностей. Премии выплачиваются ежеквартально и единовременно. Максимальный размер премий не ограничивается. Порядок и условия выплаты премий муниципальному служащему определяются согласно приложению 3 к настоящему решению (статья 9 Положения).
Премии могут выплачиваться ежемесячно и единовременно. Максимальный размер премий не ограничивается (статья 1 Порядка).
В соответствии со статьей 2 Порядка размеры ежеквартальных премий определяются на основе критериев оценки эффективности работы муниципальных служащих в учетном периоде и соответствующих им коэффициентов согласно приложению к настоящему Порядку.
Оценку эффективности работы муниципальных служащих аппарата администрации района и принятие решения об установлении им конкретных коэффициентов осуществляет глава администрации Песчанокопского района.
Размеры ежеквартальной премии муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы, отнесенные к высшей и главной группам должностей, определяются главой администрации Песчанокопского района.
Оценку эффективности работы муниципальных служащих отраслевого органа администрации района и принятие решения об установлении им конкретных коэффициентов осуществляет руководитель отраслевого органа администрации района по согласованию с курирующим заместителем главы администрации Песчанокопского района (пункт 3).
Согласно пункту 5 статьи 2 Порядка глава администрации Песчанокопского района вправе принять решение об уменьшении размера ежеквартальной премии.
Премия не выплачивается, когда муниципальным служащим отработано менее 0, 5 квартала (прием, увольнение, временная нетрудоспособность) (пункт 6 статьи 2 Порядка).
Решение о выплате ежеквартальных премий оформляется распоряжением администрации Песчанокопского района (пункт 7 статьи 2 Порядка).
Решением Собрания депутатов Песчанокопского района от 29 июня 2016 года N93 статья 1 "Премии за выполнение особо важных и сложных заданий" в приложении 3 к решению Собрания депутатов Песчанокопского района от 16 марта 2016 года N80 "О денежном содержании муниципальных служащих муниципального образования "Песчанокопский район" дополнена пунктом 4, в которой установлено, что премии не выплачиваются при наличии неснятых дисциплинарных взысканий.
Согласно критериям оценки эффективности работы муниципальных служащих муниципального образования "Песчанокопский район" коэффициенты 1, 1-1, 5 устанавливаются в случае, если работником полученные задания выполнялись в полном объеме, самостоятельно, с соблюдением установленных сроков. При этом выполнялись дополнительные поручения по реализации заданий высокой степени сложности (сверх обычно выполняемого объема работы); 0, 6-1, 0 - полученные задания выполнялись в полном объеме, самостоятельно, с соблюдением установленных сроков; 0, 3-0, 5 - полученные задания выполнялись своевременно, но при постоянном контроле и необходимой помощи со стороны руководителя; 0, 1-0, 2 - полученные задания выполнялись своевременно, но при постоянной помощи со стороны руководителя; 0 - объем полученных заданий незначителен, полученные задания выполнялись на крайне низком исполнительном уровне, с нарушением сроком их исполнения.
Из приведенных нормативных положений следует, что премия за выполнение особо важных и сложных заданий является мерой материального поощрения муниципального служащего, является частью системы оплаты труда и включена в фонд оплаты труда.
С учетом приведенных норм материального права и локальных нормативных актов администрации Песчанокопского района Ростовской области юридически значимым для правильного разрешения спора, исходя из требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, являлось установление судами следующих обстоятельств: наличие либо отсутствие оснований для лишения истца премии по итогам работы за квартал, продолжительность работы истца в расчетном квартале.
Между тем, приведенным выше обстоятельствам судом первой инстанции при разрешении спора не дана надлежащая оценка.
Судом апелляционной инстанции данное нарушение не устранено.
Кроме того, решение о невыплате премии за 1 квартал муниципальным служащим администрации Песчанокопского района, на которое ответчик ссылается в ответе от 17 мая 2021 года на обращение истца, в материалы дела не представлено.
В силу части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно пунктам 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По изложенным основаниям судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, повлиявшими на исход дела, и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов заявителя, в связи с чем судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить дело в зависимости от установленных обстоятельств и в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Песчанокопского районного суда Ростовской области от 17 сентября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 16 декабря 2021 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Песчанокопский районный суда Ростовской области.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.