Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой Е.С.
судей Мартыновой Н.Н, Бетрозовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Паращука Владимира Яковлевича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю об установлении факта, признании незаконным решения, назначении страховой пенсии по старости
по кассационной жалобе представителя Государственного учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Севастополю на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 23 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 28 февраля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С, судебная коллегия
установила:
Паращук В.Я. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю, в котором просил:
- установить факт принадлежности трудовой книжки без серии и номера, выданной Николаевской городской телефонной станцией 09 сентября 1963 года Паращуку В.Я, ДД.ММ.ГГГГ года рождения;
- признать незаконным решение Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе N от 06 мая 2021 года об отказе в назначении страховой пенсии по старости Паращуку В.Я.;
- признать за Паращуком В.Я. право на назначение (установление) страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях";
- возложить на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю обязанность назначить (установить) страховую пенсию по старости Паращуку В.Я. с момента возникновения права на получение пенсии по старости с 05 февраля 2021 года.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 23 ноября 2021 года исковые требования Паращука В.Я. удовлетворены частично.
Установлен факт принадлежности Паращуку В.Я, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, трудовой книжки, выданной Николаевской городской телефонной станцией 09 сентября 1963 года.
За Паращуком В.Я. признано право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
На Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Севастополю возложена обязанность назначить страховую пенсию по старости Паращуку В.Я. с момента возникновения права на получение страховой пенсии по старости с 04 февраля 2021 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 28 февраля 2022 года решение Ленинского районного суда города Севастополя от 23 ноября 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ответчика просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в связи с несоответствием выводов судов, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, нарушением норм материального права, постановив новое решение об отказе истцу в удовлетворении иска в полном объеме заявленных требований.
В обоснование доводов кассационной жалобы представитель ответчика указывает, что по состоянию на 04 февраля 2021 года право на пенсию у Паращука В.Я. отсутствует, в связи с отсутствием необходимого стажа (6 лет) и наличия индивидуального пенсионного коэффициента (6, 6 балов), поскольку изменение даты рождения в трудовой книжке от 09 сентября 1963 года внесено с нарушением Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Государственного комитета Совета министров ССР по вопросам труда и заработной платы от 9 июля 1958 года N 620 Указанная трудовая книжка не может принята к рассмотрению с целью подтверждения страхового стажа заявителя. С целью оказания содействия истцу пенсионным органом направлены запросы об истребовании сведений о периодах работы заявителя, однако в течение трех месяцев ответы на запросы не поступили. Поскольку однозначно установить принадлежность истцу трудовой книжки не представлялось возможным, у ответчика отсутствовали правовые основания для принятия к рассмотрению трудовой книжки. Критикует вывод суда о том, что не предоставление государственными органами Украины сведений, подтверждающих трудовой стаж истца, не может являться основанием для лишения истца права на установление страховой пенсии по старости, гарантированное Конституцией Российской Федерации, указывая что в силу действующего законодательства, именно территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, а не какие-либо иные организации, учреждения вправе осуществлять оценку пенсионных прав застрахованных лиц при установлении страховых пенсий.
Кроме того, обращает внимание, что на момент подачи заявления о назначении страховой пенсии по старости (04 февраля 2021 года) истец являлся гражданином иностранного государства - Украины, следовательно, на него распространяются положения Соглашения от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения". В этой связи территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации необходимо во всех случаях осуществлять подтверждение обоснованности и достоверности сведений о стаже (или о заработной плате), приобретенных на территории государств-участников соглашений, путем направления соответствующих запросов в адрес компетентных учреждений (органов) этих государств. Указывает, что сведения, отраженные в представленных трудовой книжке, справках о стаже, заработке считаются достоверными и подтвержденными, если они поступили в территориальный орган пенсионного фонда в ответ на запрос от компетентного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение на территории соответствующего государства-участника международного договора, работодателя, архивной организации и подтверждают запрашиваемые сведения. Обращает внимание, что без соответствующего подтверждения со стороны компетентных органов иностранного государства, в данном случае - Украины, периоды работы истца на территории названного государства не могли быть учтены в страховой стаж на момент вынесения решения об отказе в установлении пенсии, в связи с чем у истца отсутствовал необходимый элемент - стаж, как обязательное условие для наличия права на страховую пенсию. Полагает, что судом апелляционной инстанции проигнорированы нормы статьи 10 Соглашения от 13 марта 1992 года, а судом первой инстанции положения указанного Соглашения не применены к спорным отношениям.
Полагает ошибочным применение судом апелляционной инстанции к спорным правоотношениям разъяснений, содержащихся в письме Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года N, поскольку письма Министерства труда Российской Федерации носят рекомендательный характер и не являются нормативными правовыми актами, обязательными к исполнению. Указывает, что поскольку судом первой инстанции не признано незаконным решение пенсионного органа N от 06 мая 2021 года об отказе истцу в назначении страховой пенсии по старости, то отсутствуют условия, необходимые для применения признания права как способа защиты гражданских прав. Таким образом, у нижестоящих судов отсутствовали правовые основания для возложения на ответчика обязанности назначить страховую пенсию по старости Паращуку В.Я. с момента возникновения права на получение страховой пенсии по старости.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, представитель ответчика ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра решения суда первой инстанции и апелляционного определения в части в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, имеются.
Судом установлено и следует из материалов дела, что с 01 ноября 2020 года Паращук В.Я. является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
04 февраля 2021 года Паращук В.Я, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в Государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Одновременно с заявлением истцом предоставлены документы: вид на жительство иностранного гражданина серия 82 N от 02 апреля 2020 года и трудовая книжка образца до 1974 года, оформленная работодателем 09 сентября 1963 года.
Согласно трудовой книжке Паращука В.Я, оформленной ДД.ММ.ГГГГ, год рождения истца исправлен с "1964" на "1946".
С целью оказания содействия Паращуку В.Я. территориальным органом пенсионного фонда направлены запросы об истребовании сведений о периодах работы заявителя в Главное управление Пенсионного фонда Украины в Николаевской области, Главное управление Пенсионного фонда Украины в г. Киеве, однако в течение трех месяцев с момента подачи заявления ответы не поступили.
06 мая 2021 года решением Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе N Паращуку В.Я. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по причине отсутствия необходимого страхового стажа (6 лет).
Пенсионным органом в страховой стаж не включены все периоды работы по трудовой книжке от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку исправление в дате рождения не заверено в установленном порядке, что является нарушением Инструкции ведения трудовых книжек на предприятиях и организациях.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Паращука В.Я, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 8, 11, 13, 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 264, 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N, постановлением Министерства труда Российской Федерации от 10 октября 2003 года N, исходил из того, что факт принадлежности трудовой книжки Паращуку В.Я. подтверждается представленными истцом доказательствами, при этом не предоставление государственными органами Украины сведений, подтверждающих трудовой стаж истца, не может являться основанием для лишения истца права на установление страховой пенсии по старости, гарантированного Конституцией Российской Федерации.
С учетом установления факта принадлежности истцу трудовой книжки, суд первой инстанции пришел к выводу, что истец имеет право на исчисление страховой пенсии по старости исходя из стажа, указанного в трудовой книжке, и о наличии достаточных оснований для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с даты обращения с заявлением о назначении пенсии с 04 февраля 2021 года.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда согласилась с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций в части оставления без изменения решения Ленинского районного суда города Севастополя от 23 ноября 2021 года в отношении даты назначения страховой пенсии по старости Паращуку В.Я. основаны ошибочном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, с нарушением норм процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 01 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (часть 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (часть 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В силу разъяснений, содержащихся в абзаце 2 пункта 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня его обращения с заявлением в указанный орган, либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом N 173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона N 173-ФЗ).
Данные разъяснения применимы и при разрешении споров, связанных с реализацией права на назначение страховой пенсии по старости, так как в Федеральном законе от 17 ноября 2014 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" содержатся аналогичные нормы о порядке установления страховых пенсий и сроках их назначения (статьи 21, 22 названного Федерального закона).
Из приведенного нормативного правового регулирования, позиции Конституционного Суда Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что страховая пенсия по старости, по общему правилу назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на данную пенсию.
Из материалов дела следует, что с заявлением о назначении пенсии по старости Паращук В.Я. обратился 04 февраля 2021 года, решением пенсионного органа от 06 мая 2021 года в назначении страховой пенсии по старости отказано ввиду отсутствия страхового стажа на дату обращения.
При первичном обращении Паращука В.Я. с заявлением о назначении страховой пенсии по старости представлена трудовая книжка, достоверность записей в которой требовала дополнительного подтверждения.
При этом судом установлено, что на 04 февраля 2021 года Паращук В.Я. являлся гражданином Украины, паспорт гражданина Российской Федерации выдан истцу 14 апреля 2021 года.
Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" о страховых пенсиях иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Украиной, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 года).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), в основу которого положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила от 2 октября 2014 года N 1015).
Разделом II названных правил определены документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж.
Согласно пункту 11 Правил от 2 октября 2014 года N 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке.
При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертного кассационного суда общей юрисдикции находит заслуживающими внимание доводы кассационной жалобы относительно того, что на момент обращения 04 февраля 2021 года с заявлением о назначении страховой пенсии по старости трудовая книжка Паращука В.Я. не соответствовала требованиям законодательства, в связи с чем у пенсионного органа отсутствовали правовые основания для принятия ее в качестве доказательства, подтверждающего страховой стаж истца.
Судом первой инстанции в указанной части постановлено противоречивое решение, поскольку решение ответчика об отказе истцу в назначении пенсии от 06 мая 2021 года незаконным не признано. Решение мотивировано невозможностью принятия трудовой книжки истца, имеющей исправление.
В том случае, если суд согласился с правомерностью отказа пенсионного органа в назначении истцу страховой пенсии по старости по причине несоответствия трудовой книжки требованиям действовавшего законодательства, не определено, в связи с чем суд счел возможным назначить истцу страховую пенсию по старости с даты обращения за ней.
Указанное противоречие судом апелляционной инстанции не устранено.
Вследствие неправильного применения норм материального права, судами первой и апелляционной инстанций не определили и не установили юридически значимое для правильного разрешения настоящего спора обстоятельство, а именно с какого момента у Паращука В.Я. возникло право на страховую пенсию по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Судами первой и апелляционной инстанций не исследованы и оценены обстоятельства, касающиеся полноты и достаточности документации, представленной истцом ответчику при первоначальном обращении за назначением страховой пенсии по старости.
При изложенных обстоятельствах выводы судов первой и апелляционной инстанций о наличии оснований для назначения Паращуку В.Я. страховой пенсии по старости на 04 февраля 2021 года, являются преждевременными.
Учитывая изложенное, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что допущенные нижестоящими судами нарушения являются существенными, поскольку непосредственным образом повлияли на результат рассмотрения дела.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального и процессуального права существенными, повлиявшими на исход дела, что согласно пункту 2 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены апелляционного определения в части оставления без изменения решения Ленинского районного суда города Севастополя от 23 ноября 2021 года в отношении даты назначения страховой пенсии по старости Паращуку В.Я. и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные отношения, установленными обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
В остальной части апелляционное определение подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 28 февраля 2022 года отменить в части оставления без изменения решения Ленинского районного суда города Севастополя от 23 ноября 2021 года в отношении даты назначения страховой пенсии по старости Паращуку Владимиру Яковлевичу.
Дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Севастопольский городской суд.
В остальной части решение Ленинского районного суда города Севастополя от 23 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 28 февраля 2022 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.