Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой Е.С.
судей Руденко Ф.Г, Мартыновой Н.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Королёва Александра Васильевича к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации города Судака Республики Крым о восстановлении права на предоставление ежемесячной компенсации на оплату занимаемой площади и коммунальных услуг, возложении обязанности произвести перерасчет
по кассационной жалобе представителя Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Судака Республики Крым на решение Судакского городского суда Республик Крым от 22 сентября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 21 декабря 2021 года.
Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С, судебная коллегия
установила:
Королёв А.В обратился в суд с иском к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации города Судака Республики Крым о восстановлении права на предоставление ежемесячной компенсации на оплату занимаемой общей площади жилых помещение и коммунальных услуг в размере 50 % потребления с июля 2020 года, о перерасчете указанной ежемесячной компенсации с 1 июля 2020 года.
Решением Судакского городского суда Республики Крым от 22 сентября 2021 года иск Королёва А.В. удовлетворен.
Судом восстановлено право истца на получение меры социальной поддержки, предусмотренной частью 7 статьи 8 Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 года N35-ЗРК "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым", а именно ежемесячной компенсации на оплату занимаемой общей площади жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50% с 1 июля 2020 года.
Суд обязал Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Судака Республик Крым произвести перерасчет меры социальной поддержки, предусмотренной частью 7 статьи 8 Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 года N35-ЗРК "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 21 декабря 2021 года решение Судакского городского суда Республики Крым от 22 сентября 2021 года изменено в части изложения третьего абзаца резолютивной части решения.
Суд апелляционной инстанции возложил на Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Судака Республики Крым обязанность возобновить Королёву А.В. предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных частью 7 статьи 8 Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 года N35-ЗРК "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым", а именно ежемесячной компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов.
В остальной части решение Судакского городского суда Республики Крым от 22 сентября 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Судака Республики Крым просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в связи с несоответствием выводов судов, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права, постановив новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Королёва А.В. в полном объеме.
В обоснование доводов кассационной жалобы представитель Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Судака Республики Крым указывает, что у истца отсутствует право на меры социальной поддержки. Частью 7 статьи 8 Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 года N35-ЗРК "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым" предусмотрено, что пенсионерам из числа лиц работников налоговой милиции, милиции, службы безопасности Украины, уволенным со службы по возрасту, болезни или выслуге лет, имевшим по состоянию на 31 декабря 2014 года право в соответствии с законодательством, действовавшим на территории Республики Крым до 21 февраля 2014 года, предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов. До 21 февраля 2014 года на территории Республики Крым действовал Закон Украины от 20 декабря 1990 года N 565-XII "О милиции", в котором согласно статье 22 указано, что работникам милиции и членам их семей предусматривалась социальная мера в размере 50% оплаты за пользование жильем и коммунальными услугами при условии, если размер предоставленных льгот в денежном эквиваленте вместе со среднемесячным доходом работника милиции за предыдущие шесть месяцев не превышает величины дохода, дающего право на налоговую социальную льготу. Указывает, что данная льгота сохранялась за сотрудником милиции в том случае, если сотрудник уволен со службы по возрасту, болезни или выслуге лет. Обращает внимание, что основанием для предоставления льгот является не вид пенсии за выслугу лет, а причина (статья) увольнения, которая должна содержать либо по возрасту, либо по болезни, либо по выслуге лет.
Данное положение подтверждается письмом министерства внутренних дел по Республике Крым от 13 сентября 2021 года N 1186 Указывает, что справка отдела пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Крым от 20 сентября 2021 года N 55/4079 показывает, что причиной увольнения Королёва А.В. является статья 64 "ж", по собственному желанию. Указанное, по мнению представителя Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Судака Республики Крым, подтверждает отсутствие права истца на указанные меры социальной поддержки. Также обращает внимание, что справка N от 26 января 2012 года, выданная Управлением труда и социальной защиты населения Судакского городского совета Республике Крым об отнесении Королёва А.В. к категории пенсионера Министерства внутренних дел и наличие права на 50% льготу при оплате жилищно-коммунальных услуг и удостоверение о назначении пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 не могут являться документами, подтверждающими наличие права на указанные меры социальной поддержки. Указывает, что Департаментом труда и социальной защиты населения администрации города Судака Республики Крым проведена проверка личного дела Королёва А.В. В данном деле отсутствовал документ, устанавливающий право на льготы, а именно справка, где указано, что гражданин имеет право на льготы согласно статье 22 Закона Украины "О милиции".
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, не сообщили о причинах неявки.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не допущено судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Королёву А.В. с января 2012 года предоставлена мера социальной поддержки в виде ежемесячной компенсации на оплату занимаемой общей площади живых помещений и коммунальных услуг.
Королев А.В. приобрел гражданство Российской Федерации в связи с проживанием на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 года.
Управлением пенсионного обеспечения военнослужащих и некоторых иных категорий граждан Главного управления Пенсионного Фонда Украины в Республике Крым 24 декабря 2011 года Королёву А.В. выдана справка о том, что он получает пенсию за выслугу лет согласно Закона Украины "О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц".
Управлением труда и социальной защиты населения Судакского городского совета 26 января 2012 года выдана справка N о том, что Королёв А.В. включен в единый реестр автоматизированной системы получателей льгот в Управлении труда и социальной защиты населения Судакского городского совета как пенсионер Министерства внутренних дел Российской Федерации, количество льготников - 2, имеет право на 50% скидку при оплате жилищно-коммунальных услуг (водоснабжение, газ, электроэнергия, квартплата, вывоз мусора, отопление), справка действительна бессрочно.
28 октября 2015 года Королеву А.В. выдано удостоверение, подтверждающее назначение ему пенсии за выслугу лет согласно Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Специалистом Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Судака Республики Крым с целью получения достоверных сведений о причине увольнения Королёва А.В. из органов Министерства внутренних дел Украины направлен запрос о предоставлении архивных данных пенсионного дела. В ответе на данный запрос указано, что Королёв А.В. уволен из органов Министерства внутренних дел Украины по собственному желанию, справка о праве на льготы на жилищно-коммунальные услуги не выдавалась.
В июле 2020 года данная льгота Королёву А.В. перестала предоставляться по причине отсутствия справки о праве на льготы на жилищно-коммунальные услуги, выданная соответствующими органами, которая ранее при назначении компенсации не требовалась.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, исследовав представленные сторонами доказательства, руководствуясь положениями статьей 7 Конституции Российской Федерации, частью 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом статьями 2, 7 Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 года N35-ЗРК "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым", пришел к выводу, что в выплате ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной частью 7 статьи 8 Закона Республики Крым "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым", истцу отказано неправомерно.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым согласилась с выводами суда первой инстанции относительно наличия у истца права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных частью 7 статьи 8 Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 года N35-ЗРК "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым".
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит изменению, изложив третий абзац резолютивной части решения суда в иной редакции, обязав Департамент возобновить предоставление Королеву А.В. мер социальной поддержки, предусмотренных частью 7 статьи 8 Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 года N35-ЗРК "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым", с момента ее прекращения, то есть с 01 июля 2020 года.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, с соблюдением процессуального права.
Согласно статьи 12 Федерального Конституционного закона Российской Федерации "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности не кредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым.
В соответствии с частью 3 статьи 11 Федерального Конституционного закона Российской Федерации "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не могут быть ниже размеров пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых этим категориям граждан и лиц по состоянию на 21 февраля 2014 года. При изменении порядка и условий реализации льгот, представлявшихся этим категориям граждан и лиц до 21 февраля 2014 года в натуральной форме, а также порядка и условий осуществления выплат, производимых до указанной даты, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия их предоставления не могут быть ухудшены.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 2 Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 года N 35-ЗРК "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым" меры социальной поддержки предоставляются пенсионерам из числа лиц работников налоговой милиции, милиции, службы безопасности Украины, уволенным со службы по возрасту, болезни или выслуге лет, имевшим по состоянию на 31 декабря 2014 года такие права в соответствии с законодательством, действовавшим на территории Республики Крым до 21 февраля 2014 года.
Согласно части 7 статьи 8 Закона Республики Крым "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым", гражданам, указанным в пункте 20 части 1 статьи 2 настоящего Закона и имевшим на 31 декабря 2014 года право на льготы, предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
а) платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади). Лица, проживающие в сельской местности и в поселках городского типа, освобождаются от оплаты занимаемой общей площади жилых помещений в пределах социальной нормы площади жилья;
б) взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членам семей, совместно с ними проживающим;
в) платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
г) платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Лица, проживающие в сельской местности и в поселках городского типа, освобождаются от оплаты освещения и отопления жилых помещений в пределах нормативов потребления коммунальных услуг;
д) оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей, совместно с ними проживающим, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.
Согласно пунктом "а" части 1 статьи 5 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, приобретают право на пенсию: за выслугу лет, если они имеют предусмотренную настоящим Законом выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации.
Судом установлено, что Королёв А.В. является пенсионером из числа работников Министерства внутренних дел Украины, уволенных со службы по собственному желанию по выслуге лет.
28 октября 2015 года истцу Королеву А.В. выдано удостоверение, подтверждающее назначение ему пенсии за выслугу лет, указанное удостоверение не признано в установленном порядке недействительным, кроме того, из АИС "Социальная поддержка населения" Республики Крым" сведения об истце, как о лице, не имеющего права на соответствующие льготы, не исключались.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами нижестоящих судов о том, что удостоверением Королёва А.В. о назначении ему Министерством внутренних дел по Республике Крым пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации - за выслугу лет, подтверждает наличие оснований для сохранения за истцом права на меры социальной поддержки, получаемые в период действия законодательства Украины на основании статьи 22 Закона Украины "О милиции", и предусмотренные региональным законодательством Республики Крым частью 7 статьи 8 Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 года N 35-ЗРК "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым", поскольку факт признания и подтверждения территориальным органом Министерства внутренних дел Украины права Королева А.В. на льготы, предусмотренные статьей 22 Закона Украины "О милиции", вытекает из самих обстоятельств предоставления указанных льгот до 18 марта 2014 года, а также официальным внесением Королёва А.В. в Единый реестр автоматизированной системы получателей льгот, назначением пенсии по выслуге лет.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводом суда первой и апелляционной инстанции о том, что по состоянию на 31 декабря 2014 года Королёв А.В. имел право на льготы соответствии с законодательством, действовавшим на территории Республики Крым до 21 февраля 2014 года, поскольку Королёв А.В, как пенсионер Министерства внутренних дел Российской Федерации, включен в соответствии с законодательством Украины в единый реестр автоматизированной системы получателей льгот в Управлении труда и социальной защиты населения, о чем ему выдана соответствующая справка N от 26 января 2012 года.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Королёва А.В, суды исследовали необходимые юридически значимые обстоятельства, правильно применив к установленным обстоятельствам нормы материального права, обоснованно пришли к выводу, что у истца имеются правовые основания для получения льготы.
В судебных актах приведен исчерпывающий перечень толкования норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные в кассационной жалобе доводы представителя Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Судака Республики Крым сводятся к несогласию с выводами судов и переоценке представленных доказательств, не опровергают вывода судов первой и апелляционной инстанций, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции и апелляционное определение являются законными и обоснованными, они приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для отмены указанных судебных постановлений, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Судакского городского суда Республик Крым от 22 сентября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 21 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Судака Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.