Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Жогина О.В, судей Макаровой Е.В, Дурневой С.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУП РК "Крымгазсети", ООО "Черноморнефтегаз Газификация" о признании газопровода самовольной постройкой, возложении обязанности переноса газопровода и восстановления прежнего состояния земельных участков по кассационной жалобе представителя ФИО1 по доверенности ФИО6 на решение Нижнегорского районного суда Республики Крым от 15 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 28 апреля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Жогина О.В, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУП РК "Крымгазсети", ООО "Черноморнефтегаз Газификация" о признании газопровода самовольной постройкой, возложении обязанности переноса газопровода и восстановления прежнего состояния земельных участков, в обоснование заявленных требований указав, что на основании решения Нижнегорского районного суда Республики Крым от 03.07.2017 по делу N она является собственником двух смежных земельных участков: с кадастровым номером N с кадастровым номером N, расположенных по адресу: "адрес", Митрофановский сельский совет. В ночь с 28.09.2021 по 30.09.2021 на принадлежащие истцу земельные участки выехала тяжелая техника, разрывшая в пределах указанных земельных участков траншеи шириной 1, 2м, глубиной от 2м. до 2, 5м. под строительство газопровода высокого давления без подписания собственником земельных участков соответствующего акта прохождения подземного газопровода высокого давления на территории, принадлежащей ей на праве собственности, предварительных уведомлений о нахождении земельных участков в пределах зоны, на которой принято решение о размещении объектов газоснабжения. На требование истца прекратить незаконное строительство рабочие строительство объекта не прекратили, в конце ноября 2021 начали прокладку труб высокого давления. На земельном участке с кадастровым номером N помимо траншеи выделили участок для установки технического объекта коммуникаций, который также разрыли, по периметру вбили колья, огородив часть земли красной лентой. Истец полагала, что поскольку право собственности на указанные земельные участки у нее наступило ранее, чем осуществлено строительство и проектирование сетей газоснабжения, а соответствующее разрешение на строительство газопровода ФИО1 до момента начала разработки проектно-сметной документации и установления публичного сервитута на земельный участок для строительства сетей газоснабжения не давала, ее права как собственника нарушены.
Истец просила суд признать участки газопровода, проложенные по территории земельных участков с кадастровыми номерами N N, самовольными постройками; возложить обязанность на ГУП РК "Крымгазсети", ООО "Черноморнафтегаз Газификация" вынести газопровод и его охранную зону за пределы границ указанных земельных участков, возложив на ответчиков обязанность по выполнению необходимых работ по реконструкции газопровода: выбор и согласование земельных участков под размещение газопровода, проведение геологических изысканий на согласованных землях, разработку специализированной организацией проектной документации на прокладку газопровода в обход земельных участков частной собственности истца, получение новых технических условий и разрешение на строительство (реконструкцию) газопровода, выполнение строительно-монтажных работ специализированной организацией с получением необходимых разрешительных документов при строительстве газовой сети, проведение работ по внесению изменений в государственный технический учет объектов капитального строительства и государственную регистрацию права собственности; обязать ООО "Черноморнефтегаз Газификация" восстановить прежнее состояние земельных участков с кадастровыми номерами N, N, расположенных по адресу: "адрес", Митрофановский сельский совет, позволяющее использовать земельные участки в соответствии с видом разрешенного использования; взыскать с ответчиков солидарно в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины 300 рублей; взыскать с ответчиков солидарно расходы по оплате услуг представителя в размере45 000 рублей.
Решением Нижнегорского районного суда Республики Крым от15 февраля 2022 года ФИО1 отказано в удовлетворении исковых требований.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 28 апреля 2022 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить указанные судебные постановления, считая, что судами допущены существенные нарушения норм права.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела ходатайств в кассационную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили.
При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 167, части 2 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения по следующим основаниям.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником двух смежных земельных участков, расположенных по адресу: "адрес", Митрофановский сельский совет, с кадастровым номером N площадью 71362 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: сельскохозяйственное использование, право собственности зарегистрировано 03.04.2018 на основании решения Нижнегорского районного суда по делу N от 03.07.2017, и с кадастровым номером N площадью 71442 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: сельскохозяйственное использование, право собственности зарегистрировано 16.04.2018 на основании решения Нижнегорского районного суда по делу N от 03.07.2017.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 30.12.2015 N 855 (ред. от 13.12.2019) "Об утверждении Схемы территориального планирования Республики Крым" (вместе с "Положением о территориальном планировании") отображена информация о размещении планируемых объектов регионального значения в области газоснабжения (под номерами 8.1-8.46).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 05.12.2017 N658 "Об утверждении Государственной программы Республики Крым "Газификация населенных пунктов Республики Крым" утверждена Государственная программа Республики Крым "Газификация населенных пунктов Республики Крым", целью которой является повышение уровня обеспечения природным газом всех категорий потребителей и улучшение социально-экономических условий жизни населения республики Крым.
Основными направлениями развития газораспределительной системы Республики Крым, в том числе, является строительство магистральных газопроводов и газопроводов-отводов, реконструкция существующих и строительство новых газораспределительных станций для обеспечения прироста газопотребления и повышения надежности системы газоснабжения.
В рамках программы предусмотрена газификация, в том числе, сел Нижнегорского района Республики Крым: "адрес". С. Приречное, "адрес". Данной программой предусмотрен ожидаемый эффект от реализации программы, поскольку программа направлена на социально-экономическое развитие Республики Крым, повышение энергообеспечения населения и улучшение экологической обстановки региона. Мероприятия, реализуемые в рамках программы, позволят развить газораспределительную систему в населенных пунктах Республики Крым, создать техническую возможность для дальнейшего развития газификации в целях улучшения комфортности среды проживания населения, что является одним из приоритетных направлений развития региона.
Согласно плану перспективной газификации населенных пунктов Нижнегорского района в этот план входят указанные села.
В приложении N1 к Постановлению Совета министров Республики Крым от 24.06.2015 N350 "О вопросах обеспечения реализации федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2025 года", определены направления строительства сетей газоснабжения, в том числе Нижнегорского района Республики Крым с определением отраслевого исполнительного органа государственной власти и главным распорядителем бюджетных средств - Министерство топлива и энергетики Республики Крым, заказчик (застройщик) - Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымгазсети".
В ответе от 22.06.2019 за N на обращение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым в отношении заявления ГУП "Крымгазсети" Государственный комитет по охране культурного наследия Республики Крым согласовал карту (план) "Зона публичного действия сервитута по объекту "Газоснабжение сел Акимовского направления Нижнегорского района Республики Крым (газопровод высокого давления, ГРП)".
В соответствии с информацией, предоставленной администрацией Чкаловского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым от 05.06.2020 N364 и N 366, администрацией Уваровского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым от 05.06.2020 N155/02-30, администрацией Пшеничненского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым от 05.06.2020 N332, администрацией Акимовского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым от 05.06.2020 N332/02-08, администрацией Зоркинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым от 05.06.2020 N 384, администрацией Лиственского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым от 05.06.2020 N374/02-08, администрацией Митрофановского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым от 05.06.2020 N222, администрацией Михайловского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым от 05.06.2020 N02-12-378, администрацией Охотского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым от 05.06.2020 N304/02-30, администрацией Емельяновского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым от 05.06.2020 N02-20/147, администрацией Нижнегорского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым от 09.06.2020 N02-06-20/1103, администрацией Изобильненского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым от 09.06.2020 N358, рассмотрена и согласована карта (план) зоны публичного сервитута по объекту: "Газоснабжение сел Акимовского направления Нижнегорского района Республики Крым (газопровод высокого давления, ГРП)".
Из ответа Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 18.06.2020 за N15040/1 следует, что согласование карты (плана) зоны публичного сервитута для размещения объекта: "Газоснабжение сел Акимовского направления Нижнегорского района Республики Крым (газопровод высокого давления, ГРП)" действующими законодательно-нормативными документами не предусмотрено согласование природоохранным органом карт (планов) объекта землеустройства. Также указано, что данный объект располагается вне границ особо охраняемых природных территорий, не отнесен к землям лесного фонда.
Согласно ответу Министерства строительства и архитектуры Республики Крым от 19.06.2020 за N01-15/8750/1, Министерство согласовало карту (план) "Зона публичного сервитута под размещение инженерных сооружений для целей строительства объекта "Газоснабжение сел Акимовского направления Нижнегорского района Республики Крым (газопровод высокого давления, ГРП)".
В ответе от 23.06.2020 за N5637/08-17.1 указано, что Государственный комитет по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым считает возможным согласовать представленные в запрашиваемых границах запрашиваемого карта (план) "Зона публичного сервитута для размещения объекта "Зона публичного сервитута для размещения объекта "Газоснабжение сел Акимовского направления Нижнегорского района Республики Крым (газопровод высокого давления, ГРП)", при условии соблюдения ст. 6, 11, 65 Водного кодекса РФ.
Согласно ответу Министерства топлива и энергетики Республики Крым от 23.06.2020 за N3988/03-1-15/1, рассмотрев карту (план): "Зона публичного сервитута по объекту "Зона публичного сервитута для размещения объекта "Газоснабжение сел Акимовского направления Нижнегорского района Республики Крым (газопровод высокого давления, ГРП)" на территории Нижнегорского района, площадью 557908 +/- 261кв.м, Министерство согласовывает указанную карту (план) при условии включения в решение по установлению публичного сервитута требований по обеспечению сохранности существующих инженерных сетей: "Обязать держателя сервитута: 1. При выполнении проектно-изыскательских и строительных работ получить у эксплуатирующих организаций инженерных сетей: технические условия (требования) на проектирование пересечений и параллельных прохождений; письменные согласования на выполнение строительно-монтажных работ. 2. Выполнять изыскательские и строительные работы в границах охранных зон, в присутствии представителей соответствующих эксплуатирующих организаций. 3. Обеспечить беспрепятственный доступ сотрудников эксплуатирующих организаций для выполнения работ на подведомственных им объектах, предусмотреть возможность доставки и складирования необходимых материалов и размещения техники".
Письмом от 25.06.2020 N82-20-08-4709-2020 Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Крым и г. Севастополе" сообщило, что на основании Федерального закона от 19.07.2011 N248 ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" внесены изменения, в соответствии с которыми отменены меры по согласованию проектируемых объектов с выдачей заключений по выбору и отводу земельных участков. Также указано на необходимость проведения лабораторных исследований почвы, грунтовых вод с целью профилактики и недопущения инфекционных заболеваний.
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 08.07.2020 за N 3117 установлен публичный сервитут сроком на 49 лет для размещения объекта "Газоснабжение сел Акимовского направления Нижнегорского района Республики Крым (газопровод высокого давления, ГРП)" согласно карте (плану) "Зона публичного сервитута по объекту: "Газоснабжение сел Акимовского направления Нижнегорского района Республики Крым (газопровод высокого давления, ГРП)", на территории Нижнегорского района Республики Крым, общей площадью557 909 кв.м. Обладателем публичного сервитута определено ГУП РК "Крымгазсети".
В соответствии с распоряжением Совета Министров Республики Крым от 04.08.2020 за N 1117-р утверждена документация по планировке территории (проекта планировки и проекта межевания территории) в целях размещения линейного объекта "Газоснабжение сел Акимовского направления Нижнегорского района Республики Крым (газопровод высокого давления, ГРП)" в следующем составе: 1.1 Газоснабжение сел Акимовского направления Нижнегорского района Республики Крым (газопровод высокого давления, ГРП). Проект планировки территории (основная часть); 1.2 Газоснабжение сел Акимовского направления Нижнегорского района Республики Крым (газопровод высокого давления, ГРП). Проект планировки территории (основная часть); 1.3 Газоснабжение сел Акимовского направления Нижнегорского района Республики Крым (газопровод высокого давления, ГРП). Проект межевания территории (основная часть); 1.4 Газоснабжение сел Акимовского направления Нижнегорского района Республики Крым (газопровод высокого давления, ГРП). Проект межевания территории (основная часть).
Как следует из уведомления Государственного комитета по Государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 01.09.2020, в ЕГРН внесены сведения о публичном сервитуте для размещения объекта "Газоснабжение сел Акимовского направления Нижнегорского района Республики Крым (газопровод высокого давления. ГРП)" (на территории Нижнегорского района Республики Крым), присвоен идентификационный N. ДД.ММ.ГГГГ.
Из заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ГУП РК "Крымгазсети" (заказчик) и ООО "Черноморнефтегаз Газификация" (подрядчик) контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Газоснабжение сел Акимовского направления "адрес" Республики Крым" усматривается, что место исполнения контракта: села Акимовского направления "адрес" Республики Крым ("адрес".
Согласно актам о приемке выполненных работ N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, ООО "Черноморнефтегаз Газификация" выполнило работу по контракту от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с актами приемочной комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ к Контракту от ДД.ММ.ГГГГ, выполненные строительно-монтажные работы по объекту: "Газоснабжение сел Акимовского направления "адрес" Республики Крым (газопровод высокого давления, ГРП)" были приняты в порядке и в сроки, предусмотренные контрактом от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно акту выполненных работ N от ДД.ММ.ГГГГ, подрядчик выполнил строительно-монтажные работы в срок, установленный контрактом. Экспертиза результатов проводилась силами приемочной комиссии. Обязанности подрядчика выполнены в соответствии с Техническим заданием на выполнение работ.
Из контракта от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение строительно-монтажных работ, заключенного между ГУП РК "Крымгазсети" (заказчик) и ООО "Альфагазивест" (подрядчик) следует, что подрядчик взял на себя обязательство по заданию заказчика выполнить строительно-монтажные работы по объекту: "Строительство сетей газоснабжения к селам: Новогригорьевка, Владиславовка, Коренное, "адрес" Республики Крым и сдать их результат в объеме и в сроки, предусмотренные контрактом, а заказчик обязался принять результат работ и в соответствии с условиями контракта оплатить стоимость работ.
Из ордера на производство земляных работ администрации Митрофановского сельского поселения "адрес" Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N усматривается, что он выдан ООО "Черноморнефтегаз Газификация" на право производства земляных работ при строительстве объекта "Газоснабжение сел Акимовского направления "адрес" Республики Крым (газопровод высокого давления, ГРП)" на землях Митрофановского сельского поселения "адрес" Республики Крым.
В материалах дела отсутствуют доказательства нарушения прав истца действиями ответчиков, доказательства существенных затруднений в использовании истцом земельного участка, на котором расположен газопровод и относительно которого установлен сервитут, а также доказательства соразмерности последствий переноса газопровода и его охранной зоны за пределы границ земельных участков тому вреду, который может наступить, с учетом общественных интересов.
При таких обстоятельствах, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что газопровод предназначен для газоснабжения, в том числе сел Нижнегорского района Республики Крым, в связи с чем демонтаж газопровода может повлечь нарушение прав и неопределенного круга лиц, суд первой инстанции (с ним согласился и суд апелляционной инстанции), руководствуясь статьей 78 Конституции Российской Федерации, статьями 12, 222, 264, 274, 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 23, 39.37, 60 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 7, 9, 41, 41.1, 42, 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьями 1, 2, 3, 4, 5, 6 Закона N 74-ЗРК "О размещении инженерных сооружений", положениями пунктов 2, 6 Постановления Правительства РФ от 12.05.2017 N 564 "Об утверждении Положения о составе и содержании документации по планировке территории, предусматривающей размещение одного или нескольких линейных объектов", положениями Постановления Совета министров Республики Крым от 30.12.2015 N 855 "Об утверждении Схемы территориального планирования Республики Крым", положениями Постановления Совета министров Республики Крым от 05.12.2017 N 658 "Об утверждении Государственной программы Республики Крым "Газификация населенных пунктов Республики Крым", положениями Постановления Совета министров Республики Крым от 24.06.2015 N 350 "О вопросах обеспечения реализации федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2025 года", пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1
Выводы суда первой и апелляционной инстанции соответствуют обстоятельствам дела, подтверждены исследованными и надлежаще оцененными доказательствами, подробно мотивированы.
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания, по которым следует не соглашаться с выводами судов нижестоящих инстанций.
Довод жалобы о необоснованном отказе в удовлетворении ходатайства о назначении судебной строительно-технической экспертизы на предмет проверки соблюдения установленных требований при строительстве газопровода подлежит отклонению, поскольку в силу статьи 79 ГПК РФ назначение экспертизы является правом, а не обязанностью суда. Суды, рассмотрев заявленное ходатайство, не усмотрели оснований для проведения экспертизы и сочли возможным рассмотреть дело по имеющимся в деле доказательствам. Процессуальные права заявителя в части предоставления доказательств отказом в удовлетворении ходатайства о назначении экспертизы судами не были нарушены.
По существу, иные доводы кассационной жалобы о том, что истец лишена возможности пользования земельным участком, повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судов, которыми правомерно отвергнуты, как несостоятельные.
Данные доводы фактически сводятся к несогласию с оценкой суда представленных по делу доказательств, что в соответствии со статьей 379.6 ГПК РФ не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.
В соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Принятые по делу судебные постановления вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нижнегорского районного суда Республики Крым от 15 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 28 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ФИО1 по доверенности ФИО6 - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Жогин
Судьи Е.В. Макарова
С.Н. Дурнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.