Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Егоровой Е.С, Бетрозовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Волгограда Волгоградской области в защиту интересов Пупыниной М.С, несовершеннолетних Пупынина С.И, Пупыниной В.И, Пупыниной Д.И. к Государственному казенному учреждению "Центр социальной защиты населения по Дзержинскому району Волгограда" о возложении обязанности назначить ежемесячную выплату, по кассационной жалобе Государственного казенного учреждения "Центр социальной защиты населения по Дзержинскому району Волгограда", поступившей с делом 25 августа 2022 г, на решение Дзержинского районного суда города Волгограда Волгоградской области от 7 сентября 2021 г, дополнительное решение Дзержинского районного суда города Волгограда Волгоградской области от 16 февраля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 2 июня 2022 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, выслушав прокурора Кириенко А.А, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Волгограда Волгоградской области в защиту интересов Пупыниной М.С. и несовершеннолетних детей Пупынина С.И, Пупыниной В.И, Пупыниной Л обратился в суд с иском к Государственному казенному учреждению "Центр социальной защиты населения по Дзержинскому району Волгограда" (далее ГКУ ЦСЗН по Дзержинскому району Волгограда) о возложении обязанности назначить ежемесячную выплату.
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой г. Волгограда по заявлению Пупыниной М.С. проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего вопросы предоставления дополнительных мер государственной поддержки семьям, имеющим детей.
В ходе проверки было установлено, что Пупынина М.С. 9 октября 2020 г. обратилась в ГКУ ЦСЗН по Дзержинскому району г. Волгограда с заявлением о назначения и выплаты пособия детям от трех до семи лет включительно.
В соответствии с расчетами ежемесячного дохода гражданина за 12 месяцев за период с 1 апреля 2019 г. по 31 марта 2020 г. ежемесячный среднедушевой доход семьи Пупыниной М.С. составил 11 471, 09 руб, в то время как величина прожиточного минимума составляла 10 048 руб.
Поскольку ежемесячный доход Пупыниной М.С. превышал величину расчетного прожиточного минимума для назначения мер социальной поддержки, ответчиком 16 октября 2020 г. принято решение об отказе в назначении таких выплат.
Вместе с тем, ответчиком необоснованно в расчет среднедушевого дохода семьи Пупыниной М.С. включена ежемесячная выплата лицам, осуществляющим уход за ребенком инвалидом. В то время как без учета такой выплаты среднедушевой доход семьи не превышает величину прожиточного минимума.
18 декабря 2020 г. и 31 января 2021 г. Пупыниной М.С. в ГКУ ЦСЗН поданы повторные заявления о назначении и выплате пособия детям от трех до семи лет включительно, по результатам рассмотрения которых учреждением в назначении пособия также отказано, поскольку ежемесячный доход членов семьи превышает величину расчетного прожиточного минимума для назначения мер социальной поддержки и помощи.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил обязать ГКУ ЦСЗН по Дзержинскому району Волгограда назначить Пупыниной М.С. ежемесячную выплату на детей от трех до семи лет включительно в отношении ее несовершеннолетних детей Пупынина С.И. и Пупыниной В.И 1 января 2020 г. согласно поданным заявлению и документам от 9 октября 2020 г.
Решением Дзержинского районного суда города Волгограда Волгоградской области от 7 сентября 2021 г, с учетом дополнительного решения Дзержинского районного суда города Волгограда Волгоградской области от 16 февраля 2022 г, исковые требования прокурора удовлетворены. На ГКУ ЦСЗН по Дзержинскому району Волгограда возложена обязанность назначить Пупыниной М.С. ежемесячную выплату на детей с 3 до 7 лет включительно в отношении ее несовершеннолетних детей Пупынина С.И, ДД.ММ.ГГГГ и Пупыниной В.И, ДД.ММ.ГГГГ, с 1 января 2020 г. согласно поданным заявлению и документам от 9 октября 2020 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 2 июня 2022 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить состоявшиеся судебные акты в связи с неправильным применением норм материального права. В обоснование доводов указывает, что постановлением Правительства Российской Федерации N 384 от 31 марта 2020 г. утверждены Основные требования к порядку назначения и осуществлению ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
Пособие от 3 до 7 лет назначается на основании Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", а также Постановления N 384 от 30 марта 2020 г, Приказа комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 24 апреля 2020 г. N 798.
Согласно подпункта "б" пункта 25 основных требований (в редакции от 31 марта 2020 г.) N 384 при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются ежемесячные выплаты на ребенка, установленные Федеральным законом N 418 "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей", произведенные за прошлые периоды. Данная выплата не входит в перечень основных требований, указанных в подпункте "б" пункта 25 Постановления N 384 от 30 марта 2020 г, и должна учитываться при расчете среднедушевого дохода членов семьи. В связи с тем, что Пупынина М.С. обратилась за пособием на ребенка от 3 до 7 лет 9 июня 2020 г. на момент действующего законодательства 2020 года, где в среднедушевой доход семьи учитывались спорные 10 000 руб, соответственно было принято законное решение об отказе в назначении указанной выплаты.
Ежемесячная выплата лицам, осуществляющим уход за детьми инвалидами и инвалидами с детства I группы, была исключена из расчета среднедушевого дохода семьи Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2021 г. N 489 (подпункт "г" пункта 25). Внесенные изменения вступили в законную силу 1 апреля 2021 г. и не могут распространяться на правоотношения, возникшие до 1 апреля 2021 г. Таким образом, данная выплата не может учитываться при расчете среднедушевого дохода только с 1 апреля 2021 г. Судебными инстанциями не было принято во внимание, что постановление Правительства Российской Федерации N 489 от 31 марта 2021 г, вступившие в законную силу 1 апреля 2021 г, не является основанием для перерасчета за 2020 год и для отмены законного решения на момент действовавшего на тот период законодательства.
В связи с изменениями Пупынина М.С. повторно обращалась в 2021 году с заявлениями о назначении указанной выплаты, и так же были приняты решение об отказе в назначении выплаты по причине превышения доходов среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения без учета спорных 10 000 руб.
В целях реализации Указа Президента по назначению и выплате пособия от 3 до 7 лет были приняты соответствующие постановления с четким определением критериев для назначения данной выплаты.
Судебные инстанции при вынесении решений руководствовались пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации N 175, Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512. Федеральным законом от 24 октября 2007 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме Российской Федерации", Федеральным законом от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одинокого проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказаниями им государственной социальной помощи". Тем самым судебные инстанции при вынесении решений ссылаются на нормы права не применимые при назначении пособия от 3 до 7 лет включительно.
Пупынина М.С, ответчик - представитель ГКУ ЦСЗН по Дзержинскому району Волгограда, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, причина неявки суду неизвестна.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося участника процесса.
Проверив материалы дела, обсудив изложенные доводы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно статье 38 Конституции РФ, материнство, детство и семья находятся под защитой государства.
Пунктом 1 статьи 29 Конституции РФ предусмотрено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В силу статьи 27 Конвенции о правах ребенка (ратифицированной постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г. N 1559-1), государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка. Государства-участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечении питанием, одеждой и жильем.
Защита семьи, материнства, отцовства и детства; создание условий для достойного воспитания детей в семье находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" 1 части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
В развитие приведенных конституционных норм и принципов федеральными и региональными законодательными и исполнительными органами принимаются нормативно-правовые акты, направленные, в том числе на поддержание материального уровня жизни семей с детьми.
Указом Президента РФ от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" с 1 января 2020 г. установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2020 г. N 384 утверждены основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении.
Согласно пунктам 1, 3, 4, 5, 7 указанного Постановления, требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, применяются органами государственной власти субъектов Российском Федерации при установлении порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, а также при установлении требований к имущественной обеспеченности семей для определения их нуждаемости при назначении ежемесячной выплаты.
Право на получение ежемесячной выплаты возникает в случае, если ребенок является гражданином Российской Федерации.
Право на получение ежемесячной выплаты имеет один из родителей или иной законный представитель ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации и проживающий на территории Российской Федерации.
Ежемесячная выплата осуществляется со дня достижения ребенком возраста 3 лет, но не ранее 1 января 2020 года, до достижения ребенком возраста 8 лет.
В случае наличия в семье нескольких детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно ежемесячная выплата осуществляется на каждого ребенка.
Согласно положениям пункта 9 Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2020 г. N 384 назначение ежемесячной выплаты осуществляется в заявительном порядке.
Ежемесячная выплата предоставляется в 2020 г. за прошедший период, начиная со дня достижения ребенком возраста 3 лет, если обращение за ней последовало не позднее 31 декабря 2020 г. (пункт 6).
Согласно пунктам 9, 10 Основных требований заявление о назначении ежемесячной выплаты в соответствии с типовой формой может быть подано в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление ежемесячной выплаты, либо в организацию, находящуюся в ведении указанного уполномоченного органа, которой в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации переданы полномочия по осуществлению ежемесячной выплаты лично; через многофункциональный центр 1 предоставления государственных и муниципальных услуг; в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг" или с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг - по решению органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии, с пунктом 16 Основных требований решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты принимается, в том числе в случае, если размер среднедушевого дохода семьи превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты.
Согласно подпункту "б" пункта 21, пунктов 22, 25 Основных требований (в редакции, действующей до 1 апреля 2021 г.) при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются, в том числе, следующие виды доходов семьи, полученные в денежной форме, пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) "законодательством субъекта Российской Федерации, актами (решениями) органов местного самоуправления.
Среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 6 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
При расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются: а) предусмотренные настоящими основными требованиями ежемесячные выплаты, произведенные за прошлые периоды; б) ежемесячные выплаты, установленные Федеральным законом "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" на ребенка, в отношении которого назначена предусмотренная настоящими основными требованиями ежемесячная выплата, произведенные за прошлые периоды; в) суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, а также в связи с террористическим актом.
Аналогичные положения содержатся в Приказе комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 24 апреля 2020 г. N 798 "Об утверждении Порядка и Условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно", принятого в соответствии с Указом Президента РФ N 199 и постановления Правительства РФ N 384.
Между тем, постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2021 г..N 489 пункт 25 Основных требований дополнен и изложен в следующей редакции: при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются: а) предусмотренные настоящими основными требованиями ежемесячные выплаты, произведенные за прошлые периоды (за исключением случаев расчета ежемесячной выплаты в соответствии с абзацами третьим и четвертым пункта 2 настоящих основных требований); б) ежемесячные выплаты, установленные Федеральным законом "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" на ребенка, в отношении которого назначена предусмотренная настоящими основными требованиями ежемесячная выплата, произведенные за прошлые периоды; в) суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, а также в связи с террористическим актом; г) ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы; д) ежемесячные денежные выплаты в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей на ребенка, в отношении которого назначена предусмотренная настоящими основными требованиями ежемесячная выплата, произведенные за прошлые периоды; е) суммы пособий и иных аналогичных выплат, а также алиментов на ребенка, который на день подачи заявления достиг возраста 18 лет (23 лет - в случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации); ж) единовременные страховые выплаты, производимые в возмещение ущерба, причиненного жизни и здоровью человека, его личному имуществу и имуществу, находящемуся в общей собственности членов его семьи, а также ежемесячные суммы, связанные с дополнительными расходами на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в соответствии с решением учреждения государственной службы
медико-социальной экспертизы; з) государственная социальная помощь на основании социального контракта.
Уполномоченный орган вправе проверять достоверность сведений о доходах семьи, указанных заявителем в заявлении. В этих целях уполномоченный орган вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимые сведения от органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, подведомственных государственным органам, органам местного самоуправления (пункт 28).
В Примерном перечне документов указаны, в том числе: сведения о вознаграждении за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, о денежном довольствии (денежном содержании), вознаграждении за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия; сведения о доходах от предпринимательской деятельности и от осуществления частной практики; сведения о недвижимом имуществе, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, сведения об ином имуществе, формируемые в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно Типовой формы заявления о назначении ежемесячной денежные выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N3 в графе "Сведения о доходах" указываются вид и размер доходов, сведения о которых не предусмотрены примерным перечнем документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной выплаты, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 38 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществлению ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении".
Постановлением Губернатора Волгоградской области от 7 апреля 2020 г. N24 "О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N199 и постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384 установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в Волгоградской области в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, также приказом комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 24 апреля 2020 г. N 798 утвержден Порядок и условия назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее Порядок от 24 апреля 2020 г.)
Порядком от 24 апреля 2020 г. установлен перечень сведений, необходимых для принятия решения о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - выплата), перечень оснований для принятия решений об отказе в назначении выплаты или прекращении ее осуществления, а также порядок принятия указанных решений.
Согласно пункту 2.7 Порядка от 24 апреля 2020 г. для получения выплаты лица, указанные в пункте 1.6 данного Порядка, представляют в территориальный орган заявление о назначении выплаты.
Заявление и документы (копии документов) представляются через территориальные органы социальной защиты населения Волгоградской области.
В силу подпункта "д" пункта 2.6 Порядка от 24 апреля 2020 г. при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком- инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы (в редакции приказа комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 7 апреля 2021 г. N 640).
В соответствии с пунктом 2.14 этого же Порядка, основаниями для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной денежной выплаты является превышение размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в субъекте Российской Федерации на дату обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты (подпункт "б").
Как следует из материалов дела и установлено судом, Пупынина М.С. состоит в зарегистрированном браке с Пупыниным И.Ф, имеет трех несовершеннолетних детей: Пупынина С.И, ДД.ММ.ГГГГ г.р, Пупынину В.П, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и Пупынину Д.И. ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Согласно справки Бюро МСЭ N14 от 5 декабря 2017 г. несовершеннолетнему Пупынину С.И. 1 декабря 2017 года повторно установлена инвалидность, категория "ребенок-инвалид" на срок до 21 октября 2030 г.
Пупынина М.С. 9 октября 2020 г. обратилась в ГКУ ЦСЗН по Дзержинскому району г. Волгограда с заявлением для назначения и выплаты пособия детям 3-7 лет включительно.
В соответствии с расчетами ежемесячного дохода гражданина за 12 месяцев за период с 1 апреля 2019 г. по 31 марта 2020 г. ежемесячный среднедушевой доход семьи Пупыниной М.С. составил 11 471, 09 руб, величина прожиточного минимума составляла 10 048 руб.
Поскольку ежемесячный доход Пупыниной М.С. превышал величину расчетного прожиточного минимума для назначения мер социальной помощи и поддержки ответчиком 16 октября 2020 г. принято решение об отказе в назначении мер поддержки.
18 декабря 2020 г. и 31 января 2021 г. Пупыниной М.С. в ГКУ ЦСЗН поданы повторные заявления о назначении и выплате пособия детям 3-7 лет включительно, по результатам рассмотрения которых, учреждением в назначении также отказано, поскольку ежемесячный доход членов семьи превышал величину расчетного прожиточного минимума для назначения мер социальной поддержки и помощи.
Обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор г. Волгограда указал, что при установлении ежемесячного среднедушевого дохода семьи Пупыниной М.С. в расчет необоснованно включена сумма ежемесячного пособия в размере 10 000 руб, назначенного и выплачиваемого Пупыниной М.С. в соответствии с Указом Президента РФ от 26 февраля 2013 г. N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми инвалидами и инвалидами с детства 1 группы".
Указанные обстоятельства дела подтверждаются представленными в материалы дела письменными доказательствами и не оспаривались сторонами в судебном заседании.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требоваш суд первой инстанции исходил из того, что Пупынина М.С. на основании поданного заявления от 9 октября 2020 г. имеет право на назначение ежемесячной выплаты на детей от 3 до 7 лет Пупынина С.И. и Пупыниной В.И, поскольку ежемесячный доход ее семьи не превышает величину расчетного прожиточного минимума для назначения мер социальной помощи и поддержки. При расчете дохода семьи Пупыниной М.С. ответчиком необоснованно учтены выплаты суммы ежемесячного пособия, назначенного и выплачиваемого Пупыниной М.С. в соответствии с Указом Президента РФ от 26 февраля 2013 г. N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми инвалидами, инвалидами с детства 1 группы".
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции указанные выводы находит законными и обоснованными, суды правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам.
Из приведенных нормативных положений Конституции Российской Федерации, федерального законодательства и законодательства Волгоградской области следует, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, особая забота со стороны государства направлена на принятие мер по поддержанию материального благополучия семей с детьми. Предоставление некоторых видов государственной социальной поддержки семьям, имеющим детей, обусловлено тем, что по независящим от членов семьи причинам их среднедушевой доход ниже регионального прожиточного минимума. Так, Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в целях повышения доходов семей, имеющих детей, с 1 января 2020 г. установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, которая предоставляется в случае, если среднедушевой доход семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации. Изданными Правительством Российской Федерации во исполнение названного указа Основными требованиями к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно определено, что при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются доходы семьи, полученные в денежной форме, в том числе пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты.
Довод кассационной жалобы ответчика, что мера государственной поддержки семей, имеющих детей, в виде ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно под понятие государственной социальной помощи малоимущим семьям не подпадает, поэтому положения Федерального закона от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" и принятого во исполнение его постановления Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи" к спорным отношениям применению не подлежат, судебная коллегия признает несостоятельным
В силу абзаца второго статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (далее - Федеральный закон "О государственной социальной помощи").
Статьей 3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" определены цели оказания государственной социальной помощи, в их числе поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 12 Федерального закона "О государственной социальной помощи" оказание государственной социальной помощи осуществляется, в частности, в виде денежных выплат (социальных пособий, субсидий и других выплат).
Из приведенных нормативных положений следует, что целями государственной социальной помощи, которая может осуществляться в том числе в виде денежных выплат, является поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, а также снижение уровня социального неравенства и повышение доходов населения.
Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет установлена в целях повышения доходов семей, имеющих детей, и предоставляется в случае, если среднедушевой доход семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации, то есть, по своей правовой природе предусмотренная названным указом ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет может быть отнесена к государственной социальной помощи, предназначенной для поддержания уровня жизни семей с детьми, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации.
Соответственно, вопреки доводам кассационной жалобы, с учетом правовой природы ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет суд первой инстанции правомерно применил к спорным отношениям положения Федерального закона от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" и Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи", согласно подпункту "д" пункта 1 которого из дохода семьи исключается сумма компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами.
Понятие нетрудоспособных граждан определяется статьей 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации": нетрудоспособными гражданами являются инвалиды, в том числе инвалиды с детства, дети-инвалиды, граждане, достигшие возраста 70 и 65 лет.
Таким образом, суды нижестоящих инстанций пришли к правильному выводу, что при определении среднедушевого дохода семьи не подлежат учету суммы компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, установленные Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами с детства 1 группы".
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию ответчика по делу, противоречат материалам дела и судебным актам, основаны на ошибочном толковании правовых норм, являлись предметом обсуждения в суде первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая оценка, не согласиться с которой судебная коллегия оснований не находит.
Приведенные в кассационной жалобе доводы выводов судов не опровергают, по своей сути, сводятся к несогласию заявителя с оценкой представленных доказательств и с постановленными судебными актами.
Указанные доводы кассационной жалобы основанием к отмене судебных постановлений служить не могут, поскольку применительно к положениям статей 379.6, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и апелляционной инстанции или были ими опровергнуты.
При таких обстоятельствах судебная коллегия оснований для удовлетворения кассационной жалобы не находит.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Дзержинского районного суда города Волгограда Волгоградской области от 16 февраля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 2 июня 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного казенного учреждения "Центр социальной защиты населения по Дзержинскому району Волгограда" - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Н.В. Бетрозова
Е.С. Егорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.