Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Губаревой С.А, Бетрозовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колемаскиной Н.А. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области о признании незаконным решения, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, назначить досрочную страховую пенсию по старости, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области, поступившей с делом 2 сентября 2022 г, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 9 июня 2022 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, судебная коллегия
установила:
Колемаскина Н.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области (далее - ОПФР по Волгоградской области), в котором просила суд признать незаконным решение ответчика от 4 мая 2021 г. об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, возложить на ответчика обязанность включить Колемаскиной Н.А. в специальный страховой стаж: период работы в должности старшей вожатой в МКОУ "Троицкая СОШ" с 1 сентября 1995 г. по 6 марта 1996 г, с 7 марта по 23 июля 1996 г, с 1 сентября 1997 г. по 31 августа 1999 г. (2 года 10 месяцев 23 дня); период работы в должности старшей вожатой в Рогожинской муниципальной основной общеобразовательной школе с 4 января по 31 августа 2000 г. (7 месяцев 27 дней); период работы в должности учителя математики с 10 по 15 ноября 2008 г. (6 дней); дополнительный выходной день с 2 по 2 февраля 2018 г.; признать за ней право на досрочную страховую пенсию с 9 февраля 2021 г. и взыскать с ответчика в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины при подаче иска в суд в размере 300 руб.
Решением Михайловского районного суда Волгоградской области от 8 февраля 2022 г. исковые требования удовлетворены частично. Судом постановлено: "признать незаконным решение Государственного учреждения Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области N 61776/21 от 4 мая 2021 г. в части не включения в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию, следующих периодов работы:
- с 1 сентября 1995 г. по 6 марта 1996 г. (00 лет 06 мес. 06 дн.);
- с 7 марта 1996 г. по 23 июля 1996 г. (00 лет 04 мес. 17 дн.);
- с 2 февраля 2018 г. по 2 февраля 2018 г. (00 лет 00 мес. 01 дн).
Обязать Государственного учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области включить в стаж Колемаскиной Н.А, дающий право на досрочную страховую пенсию, следующие периоды:
- с 1 сентября 1995 г. по 6 марта 1996 г. (00 лет 06 мес. 06 дн.) - старшая вожатая МКОУ "Троицкая СШ";
- с 7 марта 1996 г. по 23 июля 1996 г. (00 лет 04 мес. 17 дн.) - старшая вожатая МКОУ "Троицкая СШ";
- с 2 февраля 2018 г. по 2 февраля 2018 г. (00 лет 00 мес. 01 дн).
В удовлетворении остальной части исковых требований о включении в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию, следующих периодов работы: с 1 сентября 1997 г. по 31 августа 1999 г. (2 года 00 мес. 00 дн.) - старшая вожатая МКОУ "Троицкая СШ"; с 4 января 2000 г. по 31 августа 2000 г. (00 лет 07 мес. 27 дн.) - старшая вожатая в Рогожинской муниципальной основной общеобразовательной школе; с 10 ноября 2008 г. по 15 ноября 2008 г. (00 лет 00 мес. 6 дн.) - учитель математики в Рогожинской основной общеобразовательной школе; признании права на досрочное назначение пенсии, отказать".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 9 июня 2022 г. решение суда первой инстанции отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований Колемаскиной Н.А. о включении в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию, следующих периодов работы: с 1 сентября 1997 г. по 31 августа 1999 г. (2 года 00 мес. 00 дн.) - старшая вожатая МКОУ "Троицкая СШ"; с 4 января 2000 г. по 31 августа 2000 г. (00 лет 07 мес. 27 дн.) - старшая вожатая в Рогожинской муниципальной основной общеобразовательной школе; с 10 ноября 2008 г. по 15 ноября 2008 г. (00 лет 00 мес. 6 дн.) - учитель математики в Рогожинской основной общеобразовательной школе, в указанной части принято новое решение, которым данные исковые требования Колемаскиной Н.А. удовлетворены.
Признано незаконным решение Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области N 61776/21 от 4 мая 2021 г. в части не включения в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию, следующих периодов работы Колемаскиной Н.А.: с 1 сентября 1997 г. по 31 августа 1999 г. (2 года) - старшая вожатая МКОУ "Троицкая СШ"; с 4 января по 31 августа 2000 года (7 мес. 27 дн.) - старшая вожатая в Рогожинской муниципальной основной общеобразовательной школе; с 10 по 15 ноября 2008 г. (6 дн.) - учитель математики в Рогожинской основной общеобразовательной школе и возложить на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области обязанность включить указанные периоды работы в стаж Колемаскиной Н.А, дающий право на досрочную страховую пенсию.
В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 9 июня 2022 г, оставив в силе решение суда первой инстанции. В обоснование доводов указывает, что дата регистрации истца в системе государственного пенсионного страхования 22 октября 1997 г.
9 февраля 2021 г. Колемаскина Н.А. обратилась с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ. В соответствии с решением ответчика от 4 мая 2021 г. N 61776/21 в специальный стаж Колемаскиной Н А. засчитаны периоды работы продолжительностью 21 год 06 месяцев 08 дней, при требуемой продолжительности специального стажа - 25 лет.
Кассатором в специальный стаж Колемаскиной Н.А. не засчитаны периоды работы: с 1 сентября 1997 г. по 31 августа 1999 г. - в должности старшей вожатой в МКОУ "Троицкая СШ" и с 4 января 2000 г. по 31 августа. 2000 г. - в должности старшей вожатой в Рогожинской муниципальной основной общеобразовательной школе, поскольку в соответствии с абзацем 4 пункта 2 Положения N 1397, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего положения, засчитывается работа в школах в качестве штатных пионервожатых. Для включения в педагогический стаж периода работы в должности пионервожатой по Положению N 1397 необходимо выполнить два условия: 1) не менее 2/3 стажа (16 лет 8 месяцев, при льготном стаже 25 лет педагогического стажа), требуемого для назначения досрочной страховой пенсии по старости, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на такую пенсию на дату обращения за назначением страховой пенсии по старости, 2) имеются периоды по специальности соответствующей работы до 1 октября 1993 г. Указанные условия истцом не выполнены. Истец начала осуществлять работу в должности учителя только с 1 сентября 1999 г. В соответствии с разделом "Наименование должностей" Списка от 29.10.2002 г. N 781 в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, засчитываются периоды работы в должностях, прямо предусмотренных Списком.
Наименование должности "старшая вожатая" Списком не предусмотрено. Тарификационные списки, представленные истцом в качестве подтверждения работы в должности учителя в спорные периоды работы, исследованы судом в полном объеме, в результате установлены периоды работы с 1 сентября 1995 г. по 6 марта 1996 г, с 7 марта 1996 г. по 23 июля 1996 г. в которые наряду с работой в должности работы старшей вожатой Колемаскина Н.А. имела педагогическую нагрузку учителя, в связи с чем судебная коллегия посчитала этот факт самостоятельным основанием для зачета данных периодов в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости. В иные же периоды, сведений о наличии педагогической нагрузки в должности учителя, указанные тарификационные списки не содержат, в связи с чем отказ во включении в специальный стаж истца спорных периодов работы в должности старшей вожатой с 1 сентября 1997 г. по 31 августа 1999 г, а также с 4 января 2000 г. по 31 августа 2000 г. является законным и обоснованным.
Ответчиком в специальный стаж Колемаскиной Н.А. не засчитан период работы с 10 ноября 2008 г. по 15 ноября 2008 г. - в должности учителя математики. Указанный период не может быть засчитан в специальный стаж, т.к. при подсчете страхового стажа периоды работы и иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" подтверждаются только на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Индивидуальные сведения за данный период работы Колемаскиной Н.А. подтверждают полную занятость на общих основаниях, работодатель не подтверждает факт льготной работы (отсутствует код профессии в индивидуальных сведениях).
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом первой инстанции установлено, что 9 февраля 2021 г. Колемаскина Н.А. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначения досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи Федерального закона 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ).
Решением Пенсионного фонда от 4 мая 2021 г. Колемаскиной Н.А. отказано в назначении пенсии, поскольку на дату обращения у неё отсутствовала требуемая продолжительность 25 лет осуществления педагогической деятельности в учреждениях для детей. Пенсионным фондом в специальный стаж педагогической деятельности истца включено 21 год 6 месяцев 8 дней. Не зачтены в специальный стаж истца (но зачтены в страховой стаж), в том числе:
- периоды работы в должности старшей вожатой МКОУ "Троицкой СШ": с 1 сентября 1995 г. по 6 марта 1996 г, с 7 марта по 23 июля 1996 г, с 1 сентября 1997 г. по 31 августа 1999 г.; в должности старшей вожатой в Рогожинской муниципальной основной общеобразовательной школе с 4 января по 31 августа 2000 г. (итого 3 года 6 месяцев 20 дней), поскольку в выписке из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица отсутствует код особых условий труда, ввиду того, что наименование должности не предусмотрено Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность;
- период работы в должности учителя математики в Рогожинской муниципальной основной общеобразовательной школе с 10 по 15 ноября 2008 г. (6 дней), поскольку работодатель не подтвердил факт льготной работы (отсутствует код профессии в индивидуальных сведениях);
- с 2 по 2 февраля 2018 г. (1 день) - выходной день в честь 75-ой годовщины разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве, в соответствии с пунктами 4 и 5 Правил N 516.
Разрешая требования Колемаскиной Н.А. о включении в специальный стаж периода работы старшей вожатой МКОУ "Троицкая СШ" с 1 сентября 1995 г. по 6 марта 1996 г, с 7 марта по 23 июля 1996 г. суд первой инстанции исходил из того, что в указанный период истец также осуществляла педагогическую деятельность в качестве учителя, вела уроки музыки, что подтверждается копией трудовой книжки. Включая в специальный стаж истца дополнительный выходной день с 2 по 2 февраля 2018 г, суд исходил из того, что в этот период за ней сохранялась заработная плата, из которой работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд.
В указанной части решение суда первой инстанции в апелляционном порядке не обжаловалось.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части включения в специальный страховой стаж истца периодов работы старшей вожатой в МКОУ "Троицкая СШ" с 1 сентября 1997 г. по 31 августа 1999 г, старшей вожатой в Рогожинской муниципальной основной общеобразовательной школе с 4 января 2000 г. по 31 августа 2000 г, суд первой инстанции исходил из того, что должность старшей вожатой не предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (далее - Список N 781), Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утверждённый Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 (далее - Список N 1067), Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лег по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утверждённый Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 (далее - Список N 463).
Указанная должность была предусмотрена Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), которое применяется для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Также суд исходил из того, что в указанный спорный период истец, занимая должность старшей вожатой, не имела педагогической нагрузки в качестве учителя.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием о том, что не подлежит включению в специальный стаж периоды работы в должности старшей вожатой и учителя математики, поскольку, по мнению суда апелляционной инстанции указанные спорные периоды соответствуют требованиям, необходимым для досрочного назначение страховой пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона N 400 - ФЗ.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и требованиях подлежащего применению к правоотношениям пенсионного законодательства.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Закона N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее по тексту - Постановление N 665).
В соответствии с подпунктом "м" пункта 1 Постановления N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона " О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 781) - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 2002 г.;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абз. 3 п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию-за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 декабря 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Пунктами 1 и 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, предусматривалось, что учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах, служба в составе Вооруженных Сил СССР, работа на руководящих, инструкторских и инспекторских должностях в учреждениях, органах и организациях народного профессионального и профессионально-технического образования.
Абзацем 4 пункта 2 Положения от 17 декабря 1959 года N 1397 предусматривалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.
При этом в силу пункта 4 названного Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого же Положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Из приведённых нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определённой профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. Сохранение возможности зачёта в стаж работы по специальности учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения иных периодов деятельности, в том числе работы в качестве штатных пионервожатых, предусмотрено в силу пункта 4 Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397 только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 г. в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397.
С 1 января 1992 г. Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых не стала учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Сохранение возможности зачёта таким лицам в стаж работы по специальности работы в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых допускается только при условии работы в период действия Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397, то есть до 1 января 1992 г, и только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 г. в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённый Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397.
Между тем, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретённых прав, действенности их государственной защиты.
Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретённого ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
В названном постановлении Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что вносимые законодателем изменения не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования. У таких граждан сохраняются ранее приобретённые права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Из приведённых выше нормативных положений в их взаимосвязи следует, что согласно действующим в спорный период нормативным правовым актам время работы в должности старшей пионервожатой в школе засчитывалось в стаж работы по специальности, при наличии на день обращения не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Положением N1397.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке засчитываются в стаж независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы, за исключением случаев, определённых настоящими Правилами.
В силу пункта 6 указанных Правил, работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
При этом указанные выше нормы не содержат ограничений для включения в специальный стаж работы по совместительству. Юридическое значение для определения возможности включения спорного периода работы в льготный стаж имеет лишь факт осуществления функций учителя в сельской местности без учёта, является ли такая работа основной либо работой по совместительству.
Из пункта 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённого приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, следует, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно трудовой книжке серии АТ-УН N5235042, выданной 1 июля 1993 г. на имя истца, она работала в Троицкой средней школе с 1 июля 1993 г.; с 1 сентября 1995 г. переведена на должность старшей вожатой, уволена 31 августа 1999 г. С 1 сентября 1999 г. принята на должность учителя математики в Рогожинскую муниципальную основную общеобразовательную школу, с 4 января 2000 г. назначена на должность старшей вожатой на 0, 5 ставки, с 1 сентября 2000 г. переведена на должность учителя математики, 20 августа 2015 г. уволена в порядке перевода. С 21 августа 2015 г. принята в МКОУ "Средняя общеобразовательная школа N 7 городского округа город Михайловка Волгоградской области" на должность учителя математики в порядке перевода, где продолжает работать до настоящего времени.
Из материалов дела следует, что в период работы с 1 сентября 1997 г. по 31 августа 1999 г. старшей вожатой МКОУ "Троицкая СШ" истец работала на ставку учителя музыки, вела кружки, преподавала литературу и осуществляла классное руководство, что подтверждается карточками- справками за 1997-1999 годы (л. д. 36-40).
Так, в карточке справке на Колемаскину Н.А. за 1997 год в графе "ставка учителя" указано - "музыка", а также имеется запись о выходе истца на работу с 1 сентября 1997 г.; в графах о начислении заработной платы имеется запись о начислении заработной платы за преподавание литературы за 3 и 4 кварталы.
В карточке-справке за 1998 год в графе "ставка учителя" поименовано - "музыка".
Из карточки-справки за 1999 год следует, что Колемаскиной Н.А. предоставлялся очередной отпуск за период работы с 1 июля 1998 г. по 30 июня 1999 г. в количестве 56 календарных дней, то есть за работу учителя. Кроме того, ей производилась доплата за кружки и классное руководство.
Также из материалов дела следует, что в период работы с 4 января по 31 августа 2000 г. старшей вожатой в Рогожинской муниципальной основной общеобразовательной школе Колемаскина Н.А. работала учителем математики в 5 классе, что подтверждается карточкой-справкой за 2000 год и классным журналом. Указанные обстоятельства также подтверждаются представленными в материалы дела расчётными листками за январь-август 2000 года, согласно которым в указанный период времени истцу производилось начисление за часы, проверку тетрадей, классное руководство, кружок.
Является неверным решение ответчика о невключении в специальный стаж истца указанных выше периодов работы, а также периода работы учителем математики в Рогожинской основной общеобразовательной школе с 10 по 15 ноября 2008 год, в связи с отсутствием в выписке из индивидуального лицевого счёта кода особых условий труда.
Спорные периоды имели место после регистрации истца в системе индивидуального персонифицированного учёта (27 октября 1997 года).
Из выписки из индивидуального лицевого счёта истца следует, что работодатель не кодировал работу истца в периоды с 27 октября 1997 года по 31 августа 1999 год, с 4 января по 31 августа 2000 год, с 10 по 15 ноября 2008 год, как льготную.
Вместе с тем, в силу статьи 8 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" именно на работодателя возложена обязанность по представлению в Пенсионный фонд необходимых сведений и отчислению взносов и непредставление работодателем таких сведений не может влиять на пенсионные права истца, вины которого в этом не имеется.
В этой связи отсутствие кода особых условий труда на индивидуальном лицевом счёте застрахованного лица, не может служить основанием для исключения спорных периодов из специального стажа при доказанности факта работы в особых условиях труда.
Факт работы истца в особых условиях подтверждается приведёнными выше доказательствами: карточками-справками, классным журналом, расчётными листками, в которых отражена работа истца в качестве учителя.
Таким образом, суд апелляционной инстанции правильно указал, что в педагогический стаж истца подлежат включению периоды работы: с 1 сентября 1997 г. по 31 августа 1999 г. в должности старшей вожатой МКОУ "Троицкая СШ"; с 4 января по 31 августа 2000 г. в должности старшей вожатой в Рогожинской муниципальной основной общеобразовательной школе; с 10 по 15 ноября 2008 г. в должности учителя математики в Рогожинской основной общеобразовательной школе.
Исходя из сложения периодов специального стажа учтённых ответчиком бесспорно - 21 года 6 месяцев 8 дней и периодов, включенных по решению суда, специальный стаж истца на дату подачи заявления в пенсионный орган - 9 февраля 2021 г, составляет 25 лет 1 месяц 5 дней.
В силу части 1.1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на её получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19-21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Указанным приложением 7 предусмотрено увеличение на 36 месяцев срока назначения страховой пенсии, если право на страховую пенсию по старости возникло в 2021 году.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложением 7, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, право на обращение за страховой пенсией по старости указанной категории граждан при наличии требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ считается отложенным.
Согласно частям 1, 2 статьи 22 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днём обращения за страховой пенсией считается день приёма органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учётом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Исходя из системного толкования перечисленных выше положений, следует, что момент назначения досрочной пенсии по старости законодатель связывает с двумя обстоятельствами, а именно с заявительным порядком назначения пенсии и наличием у гражданина права на её получение. Если хотя бы одно из указанных условий не было соблюдено, то оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости не имеется.
Юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими доказыванию при разрешении вопроса о праве Колемаскиной Н.А. на досрочное назначение страховой пенсии по старости, являются: дата возникновения у истца права на страховую пенсию по старости, а также дата истечения срока отложения права на назначение пенсии.
Исходя из изложенных выше положений пенсионного законодательства, срок назначения страховой пенсии по старости у истца 9 февраля 2021 г. не наступил, поскольку при возникновении права у Колемаскиной Н.А. в 2021 году согласно заявленных истцом требований и расчёта пенсионного органа пенсия может быть назначена истцу не ранее чем через 3 года со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, то есть не ранее 5 января 2024 г.
Доводы ответчика о том, что работодатель в выписке из лицевого счета застрахованного лица Колемаскиной Н.А. не указал кода льгот, на правильность вынесенного решения повлиять не мог, поскольку судом установлено, что истец в спорный период работы вожатой фактически осуществляла работу учителя, а проставление указанного кода от действия истца не зависело.
Выражая несогласие с судебными актами, заявитель приводит доводы, в том числе, о том, что должность истца не предусмотрена Списком N 463, 781, об отсутствии кода льготы в сведениях индивидуального персонифицированного учета, об отсутствии требуемого педагогического стажа до 1 января 1992 г, которые были предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции, и по существу сводятся к иному толкованию норм материального права и оспариванию указанных выше обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу, они не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке и основанием к отмене определения судебной коллегии служить не могут, поскольку применительно к положениям статей 378, 386, 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.
Вопреки доводам кассационной жалобы в соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки). Таким образом, продолжительность рабочего времени истца в занимаемой должности в спорный период, в том числе, объем выполняемых ею обязанностей учителя труда, основ предпринимательской деятельности и физкультуры, не имеет правового значения при разрешении настоящего спора.
Приведенные ответчиком в кассационной жалобе доводы об отсутствии оснований для включения спорных периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, по существу сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции, изложенными в обжалуемом судебном постановлении и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебного акта являться не могут.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, не допущено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 9 июня 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи С.А. Губарева
Н.В. Бетрозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.