дело N 2-1709/2021
8г-29562/2022
г. Краснодар
8 декабря 2022 года
Резолютивная часть определения объявлена 8 декабря 2022 года.
Определение в полном объеме изготовлено 15 декабря 2022 года.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе:
председательствующего Харитонова А.С, судей Комбаровой И.В, Песоцкого В.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Дегель Альбины Васильевны на решение Тихорецкого городского суда Краснодарского края от 9 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21 февраля 2022 года по иску Дегель Альбины Васильевны к администрации муниципального образования Тихорецкий район, Министерству труда и социального развития Краснодарского края об обеспечении жилым помещением специализированного жилищного фонда, заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Харитонова А.С, объяснения Дегель А.В. (лично, паспорт), поддержавшую доводы кассационной жалобы, объяснения представителя администрации муниципального образования Тихорецкий район - Акельевой О.А. (доверенность от 4 апреля 2022 года), поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Министерства труда и социального развития Краснодарского края - Лобанова С.Л. (доверенность от 10 января 2022 года), поддержавшего доводов кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛ:
Дегель Альбина Васильевна (далее - истец, Дегель А.В.) обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Тихорецкий район, Министерству труда и социального развития Краснодарского края (далее - ответчики, администрация, министерство), заявив требования признать право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 159-ФЗ), признать истца обоснованно находящейся в Списке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на основании приказа министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 18 августа 2015 года N 1839-ж, в связи с подачей заявления о включении в список от 10 июля 2015 года в 12 час. 25 мин.
Решением Тихорецкого городского да Краснодарского края от 9 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21 февраля 2022 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Дегель А.В. обратилась в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение и апелляционное определение изменить либо отменить постановление суда первой или апелляционной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. Истица не знала о том, что должна была подать заявление о включении в Список до достижения 23 лет, и не знала, что имела право на обеспечение жильем. Мотивировочная часть решения содержит вывод об удовлетворении заявленных требований, а резолютивная часть решения содержит противоположный вывод суда об отказе в их удовлетворении.
В судебном заседании Дегель А.В, а также представители лиц, участвующих в деле поддержали свои правовые позицию по делу.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, кассационный суд общей юрисдикции пришел к выводу, что оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, Дегель (Громяк) А.В, "данные изъяты", относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Родители истца Громяк Ольга Анатольевна, Громяк Василий Владимирович, решением Тихорецкого городского суда от 12 февраля 1999 года лишены родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Альбины.
Приказом министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 18 августа 2015 года N 1839-жс Дегель А.В. включена в список детей-сирот, относящихся к категории детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. По состоянию на 18 октября 2021 года порядковый номер в Списке - 85.
Письмом N 1794 от 4 марта 2020 года администрация уведомила истца о необходимости обратиться в суд с исковым заявлением об обеспечении её жилым помещением специализированного жилищного фонда, ссылаясь на рекомендации министерства труда и социального развития Краснодарского края по вопросу обеспечения жилыми помещениями детей-сирот. По информации министерства, для установления законных оснований обеспечения указанной категории граждан жилыми помещениями, лицам, включенным в Список в период с 1 января 2013 года, достигшим возраста 23 лет и не имеющим решений судов о возложении обязанности предоставить им жилые помещения либо обязывающие министерство включить их в Список, необходимо принять меры для обращения в суд с исковым заявлениями об обеспечении их жилыми помещениями до заключения с ними договоров найма специализированных жилых помещений.
По мнению истца, ответчиками нарушено ее право на получение жилого помещения, что явилось основанием предъявления иска.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции на основании статей 72, 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), положений Закона N 159-ФЗ, Краснодарского края от 3 июня 2009 года N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае", приняв во внимание, что ответчиками не оспаривалось право Дегель А.В. как ребенка-сироты на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, исходил из того, что письмо администрации N 1794 от 4 марта 2020 года о рекомендации обратиться в суд с указанным исковым заявлением не является основанием для удовлетворения требований Дегель А.В, поскольку у истца как лица, нуждающегося в жилом помещении, возникло право на предоставление жилого помещения в порядке, установленном законом, и, как имеющий право на получение жилого помещения, он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, приказ Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края N 1839-жс от 18 августа 2015 года "О включении Дегель А.В. в список детей - сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей - сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями" не отменялся, не признавался незаконным, в связи с чем, суд пришел к выводу, что права истца на предоставление жилого помещения не нарушены.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции согласился с принятым по делу решением.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций сомнений в их законности не вызывают, поскольку они основаны на правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, верном применении норм материального права.
Согласно части 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Закона N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими (пункт 2 статьи 8 указанного Закона).
В соответствии с пунктом 9 статьи 8 Закона N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
При этом следует учитывать, что предоставление вне очереди жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Разрешая возникший спор, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из отсутствия сведений об отмене приказа министерства N 1839-жс от 18 августа 2015 года "О включении Дегель А.В. в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями" не имеется, равно как и отсутствия доказательств наличия спора относительно обеспечения истца жилым помещением в рамках гражданского судопроизводства.
Выраженное несогласие с выводами судов в части оценки доказательств и установленных обстоятельств не может являться основанием для отмены судебных постановлений, поскольку такая оценка отнесена законом к компетенции судов первой и второй инстанций, тогда как суд кассационной инстанции в силу норм главы 41 ГПК РФ правом переоценки доказательств и установления иных фактических обстоятельств не наделен.
Так, по смыслу пункта 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции" кассационный суд общей юрисдикции согласно части 3 статьи 390 ГПК РФ не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 379.7 ГПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 379.5, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил:
решение Тихорецкого городского да Краснодарского края от 9 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий А.С. Харитонов
Судьи И.В. Комбарова
В.В. Песоцкий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.