Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Авериной Е.Г.
судей Губаревой С.А. и Руденко Ф.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воробьевой И.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Адлерском внутригородском районе города-курорта Сочи о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 10 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г, пояснения Воробьевой И.В, судебная коллегия
установила:
Воробьева И.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда России в Адлерском внутригородском районе города-курорта Сочи о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости указав, что ею 14.01.2021 в адрес ответчика подано заявление о назначении пенсии по старости. Решением от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в назначении страховой пепсин по старости отказано в связи с отсутствием страхового стажа для назначения пенсии. Полагая отказ незаконным истец просила включить в специальный стаж спорные периоды её работы, и возложить на ответчика обязанность назначить и выплачивать ей досрочную пенсию по старости со дня обращения за ней, с 14.01.2021 года.
Решением Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 29 сентября 2021 года отказано в удовлетворении исковых требований Воробьевой И.В..
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 10 августа 2022 года решение районного суда отменено в части отказа исключения из специального страхового стажа периода работы Воробьевой И.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Муниципальном учреждении здравоохранения "Адлерское территориальное медицинское объединение".
На Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю возложена обязанность включить в специальный и страховой стаж Воробьевой И.В. период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Городской поликлинике N2 г. Сочи в должности медицинская сестры- участковой.
В остальной части решение Адлерского районного суда г. Сочи от 29 сентября 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю просит отменить апелляционное определение в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что судом апелляционной инстанции периоды работы Воробьевой И.В. с 19.08.1985г. по 27.09.1999г. и с 01.01.2000г. по 05.09.2001г. незаконно включены в специальный стаж, поскольку данные периоды учтены Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Адлерскому району Краснодарского края при рассмотрении вопроса о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Вместе с тем, один и тот же период работы не может быть включен в стаж дважды. Кроме того, в материалах дела нет справки подтверждающей льготный характер труда в спорные периоды.
Ответчик, надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не поступало.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Учитывая надлежащее извещение сторон, отсутствие ходатайства об отложении рассмотрения дела, а также учитывая необязательность явки ответчика, ввиду подробно изложенной его правовой позиции в кассационной жалобе, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел, судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие представителя Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю.
Проверив материалы дела, выслушав Воробьеву И.В, возражавшую против доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судами установлено, и из материалов дела следует, что истец 14.01.2021г. обратилась в Управление Пенсионного фонда России в Адлерском внутригородском районе города-курорта Сочи с заявлением о назначении пенсии по старости. Решением от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в назначении страховой пепсин по старости Воробьевой И.В. отказано, в связи с отсутствием страхового стажа для назначения пенсии. Общий страховой стаж составляет: 36 лет 4 месяца 21 день. Специальный стаж для права составил: 16 лет 02 месяца 21 день (при требуемом специальном стаже 30 лет).
Из специального и общего стажа Ответчиком исключен в том числе и период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве участковой медсестры МУЗ "Адлерское территориальное медицинское объединение".
Согласно заключению экспертизы, назначенной по определению судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21 марта 2022 года установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (в том числе и в рассматриваемый судом период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) (в ГБУЗ "Городская поликлиника N 2 города Сочи" М3 КК (до 01.01.1990 - Адлерская районная больница N 2, до 27.10.1992 - Адлерское территориальное медицинское объединение по обслуживанию взрослого населения, до 24.01.1994 г. - муниципальное предприятие "Адлерское медицинское", до 11.05.1997 - Адлерское муниципальное учреждение здравоохранения "Адлерское территориальное медицинское объединение", до 24.08.2001 - Муниципальное учреждение здравоохранения "Адлерское территориальное медицинское объединение" города Сочи, до 28.05.2003 - Муниципальное учреждение здравоохранения города Сочи "Адлерская территориальная медицинская организация", до 01.01.2011 - Муниципальное учреждение здравоохранения города Сочи "Городская поликлиника N2", до 27.12.2018 - Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения города Сочи "Городская поликлиника N 2"): Воробьева И.В. выполняла работы соответствующие обязанностям должности "медицинская сестра" участковая в объеме, предусмотренном за 1, 0 ставку заработной платы, при этом, сведений о предоставлении отпусков без сохранения заработной платы, приказов об увольнении или переводе на другую работу не выявлено.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь нормами Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", установив, что сведения о работе Воробьевой И.В, представленные в пенсионный орган не содержат льготного кода, подтверждающего специальный стаж заявительницы и работу на полную ставку, сами организации не подтверждают лечебную деятельность для назначения досрочной пенсии по старости по п.20 ч. 1 ст. 30 N 400-ФЗ, пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения пенсионного органа и включения в специальный стаж спорных периодов работы истца.
Суд апелляционной инстанции, разрешая доводы апелляционной жалобы истца, установив, что в периоды работы Воробьевой И.В. в МУЗ "Адлерское территориальное медицинское объединение" в качестве участковой медсестры, она осуществляла трудовую деятельность в течение полного рабочего дня за 1.0 ставку, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца в части включения в специальный стаж периода работы с 19.08.1985 года по 05.09.2001 года в Муниципальном учреждении здравоохранения "Адлерское территориальное медицинское объединение", в том числе спорного периода работы с 01.01.2000 года по 05.09.2001 года.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда находит приведенные выводы суда апелляционной инстанций основанными на правильном толковании и применении норм материального и процессуального права, регулирующих спорные отношения.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г. (нормы Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приведены в редакции, действовавшей на момент обращения Воробьевой И.В. в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее - Список N 1066);
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее - Список N 464);
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что с 1 ноября 1999 года был введен в действие новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066.
Этим списком к учреждениям здравоохранения, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, были отнесены, в частности, санатории (курорты) (в том числе детские) для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические (пункт 21 Списка, раздел "Наименование учреждений").
Аналогичное правовое регулирование предусмотрено и пунктом 21 раздела "Наименования учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Таким образом, поскольку с 1 ноября 1999 года изменилось правовое регулирование пенсионного обеспечения медицинских работников санаториев (курортов), которое стало предусматривать включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работу медицинским работникам в санаториях (курортах) только определенного профиля - для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологических больных, работа по медицинским специальностям в санаториях (курортах) иных, помимо перечисленных в указанном перечне профилей, после принятия постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, а именно после 1 ноября 1999 года, не включается в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной, и иной работой по охране здоровья населения.
Между тем, установив, что справкой, выданной "Городской поликлиникой N2 города Сочи" подтверждается работа Воробьевой И.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в должности медицинской сестры-участковой на 1, 0 ставку полный рабочий день, учитывая, что Воробьева И.В. 24.03.2021 года представила в Управление Пенсионного фонда России в Адлерском внутригородском районе города-курорта Сочи Краснодарского края представила справку от ДД.ММ.ГГГГ N выданную ГБУЗ "Краевая больница N4", согласно которой следует, что она действительно работала в Адлерской центральной районной больнице г.Сочи на 1, 0 ставку полный рабочий день: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. в должности медицинской сестры в поликлиники на 0, 1 ставку, и с ДД.ММ.ГГГГ переведена на 1, 0 ставку на должность участковой медицинской сестры поликлиники, суд апелляционной инстанции, исходя из вышеприведенных норм материального права, пришел к верному выводу о возможности включения в специальный стаж Воробьевой И.В, для досрочного назначения страховой пенсии по старости периода ее работы медицинской сестрой с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, в том числе и спорного с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Изложенные пенсионным органом в жалобе доводы об отсутствии доказательств осуществления в спорный период лечебной деятельности, являлись предметом исследования судебной инстанцией апелляционного суда, по существу сводятся к несогласию с выводами суда, изложенными в обжалуемом судебном постановлении и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене определения судебной коллегии, в указанной части являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судом исследованы все представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статей 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о двойном включении в специальный стаж периода работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Муниципальном учреждении здравоохранения "Адлерское территориальное медицинское объединение", а также о том, что данные периоды работы Воробьевой И.В. включены ответчиком, в ее стаж, для досрочного назначения пенсии не могут являться основанием для отмены решения суда апелляционной инстанции, поскольку могут быть разрешены на стадии исполнения решения.
При этом, судебная коллегия отмечает, что суд апелляционной инстанции не возлагал на ответчика обязанность двойного исчисления указанного периода работы Воробьевой И.В, а лишь продублировал законность решения суда первой инстанции в указанной части.
Иных доводов, которые не были бы отражены в оспариваемом судебном акте, кассационная жалоба ответчика не содержит.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, по делу не допущено, поскольку ответчиком фактически оспаривается лишь период работы истца с 01.01.2000 года по 05.09.2001 года, получивший надлежащую оценку в суде апелляционной инстанции, переоценивать которую, как указано выше суд кассационной инстанции не вправе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 10 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Г. Аверина
Судьи С.А. Губарева
Ф.Г. Руденко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.