Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 апреля 2008 г. N А42-5931/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Кузнецовой Н.Г., Морозовой Н.А.,
рассмотрев 22.04.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива Рыболовецкого колхоза "Мурман" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.12.2007 по делу N А42-5931/2007 (судья Панфилова Т.В.),
установил:
Сельскохозяйственный производственный кооператив Рыболовецкий колхоз "Мурман" (далее - Кооператив, СПК РК "Мурман") обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными ненормативных актов Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Мурманской области (далее - Инспекция): решения от 07.09.2007 N 43 в части начисления Кооперативу 84 586 руб. 09 коп. пеней по единому социальному налогу (далее - ЕСН) и требования N 834 по состоянию на 26.09.2007 в части предложения СПК РК "Мурман" уплатить указанную сумму пеней. Кроме того, Кооператив просит обязать Инспекцию возвратить на его расчетный счет незаконно взысканные 84 586 руб. 09 коп. пеней.
Решением суда первой инстанции от 28.12.2007 заявление СПК РК "Мурман" оставлено без удовлетворения.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Кооператив, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить судебный акт и принять по делу новое решение. Податель жалобы указывает на то, что платежными поручениями от 10.05.2006 и от 17.05.2006 СПК РК "Мурман" перечислил в бюджет 511 147 руб. 69 коп. ЕСН за 2004 год и на момент проведения выездной налоговой проверки у него не было задолженности по этому налогу. Кроме того, по мнению кооператива, оспариваемое им требование направлено с нарушением предусмотренного статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) срока и не соответствует положениям статьи 69 НК РФ.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную проверку соблюдения СПК РК "Мурман" законодательства о налогах и сборах, в том числе правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет ЕСН за период с 01.01.2004 по 31.12.2004, о чем составлен акт от 02.08.2007 N 52.
В ходе проверки налоговым органом выявлен ряд нарушений, в том числе неуплата Кооперативом в установленный срок 511 147 руб. 69 коп. ЕСН за 2004 год.
По результатам проверки Инспекция приняла решение от 07.09.2007 N 43, которым начислила СПК РК "Мурман" 84 586 руб. 09 коп. пеней за несвоевременную уплату указанной суммы ЕСН.
В требовании N 834 по состоянию на 26.09.2007 Инспекция предложила Кооперативу в срок до 06.10.2007 уплатить 84 586 руб. 09 коп. пеней, начисленных по решению от 07.09.2007 N 43. В связи с неисполнением СПК РК "Мурман" указанного требования налоговым органом вынесено решение от 09.10.2007 N 5866 о взыскании 84 586 руб. 09 коп. пеней за счет денежных средств на счете налогоплательщика в банке.
На основании решения от 09.10.2007 N 5866 Инспекция направила в банк инкассовое поручение от 16.10.2007 N 8139, которым со счета Кооператива списано 84 586 руб. 09 коп.
СПК РК "Мурман" оспорил решение Инспекции от 07.09.2007 N 43 в части начисления ему 84 586 руб. 09 коп. пеней по ЕСН и требование от 26.09.2007 N 834 в части предложения уплатить указанную сумму пеней. Кроме того, Кооператив просит обязать Инспекцию возвратить на его расчетный счет 84 586 руб. 09 коп. пеней, ссылаясь на незаконность их взыскания.
Кассационная коллегия считает, что, отказав Кооперативу в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 НК РФ пенями признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (пункт 3 статьи 75 НК РФ).
Пунктом 3 статьи 243 НК РФ, регулирующей порядок исчисления и сроки уплаты ЕСН налогоплательщиками-работодателями, установлено, что в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по ЕСН. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.
По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой ЕСН, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
В случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, эта разница признается занижением суммы ЕСН, подлежащей уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по этому налогу.
Как видно из материалов дела, спорная сумма пеней начислена налогоплательщику за несвоевременную уплату 511 147 руб. 69 коп. ЕСН. Эта сумма недоимки образовалась в результате превышения суммы налогового вычета, примененного в 2004 году, над суммой фактически уплаченного страхового взноса за этот же период.
Указанная сумма налога уплачена налогоплательщиком только 10.05.2006 и 17.10.2006 и за ее несвоевременную уплату Кооперативу начислено 84 586 руб. 09 коп. пеней, в том числе: 56 438 руб. 37 коп. за период с 15.04.2005 по 26.12.2005, 27 601 руб. 98 коп. за период с 27.12.2005 по 10.05.2006 и 545 руб. 74 коп. за период с 11.05.2006 по 17.05.2006.
Правильность расчета пеней подтверждается представленными в материалы дела документами (расчетом занижения Кооперативом ЕСН за 2004 год; расчетом спорной суммы пеней; протоколом расчета пеней) и проверена судом первой инстанции.
Таким образом, Инспекция обоснованно в соответствии с положениями статьи 75 НК РФ начислила заявителю спорную сумму пеней по ЕСН.
При этом налоговым органом учтено, что на дату вынесения Инспекцией оспариваемого решения СПК РК "Мурман" перечислило 511 147 руб. 69 коп. ЕСН. Указанная сумма налога Кооперативу не дочислена и за ее неуплату заявитель к налоговой ответственности не привлечен.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, что подразумевает добровольное перечисление денежных средств в счет уплаты соответствующих налогов и сборов по собственной инициативе и в сумме, исчисленной самостоятельно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Правила, предусмотренные статьей 45 НК РФ, применяются также в отношении пеней (пункт 8 статьи 45 НК РФ).
Требование об уплате налога (сбора) в силу статьи 69 НК РФ представляет собой направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога (сбора), а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
В пункте 4 статьи 69 НК РФ указано, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога и ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что досудебное урегулирование спора о взыскании пеней состоит в указании налоговым органом в направленном налогоплательщику требовании размера недоимки, даты, с которой начинают начисляться пени, и ставки пеней, то есть данных, позволяющих налогоплательщику убедиться в обоснованности начисления пеней.
При этом формальные нарушения положений пункта 4 статьи 69 НК РФ сами по себе не являются основанием для признания требования недействительным. Требование может быть признано недействительным, только если оно не соответствует действительной обязанности налогоплательщика по уплате налога или если нарушения в его оформлении являются существенными.
Действительно, в оспариваемом требовании N 834 по состоянию на 26.09.2007 не указана сумма недоимки, на которую начислено 84 586 руб. 09 коп. пеней по ЕСН. Вместе с тем в приложениях к акту проверки от 02.08.2007 N 52 представлены расчеты занижения Кооперативом ЕСН за 2004 год и спорной суммы пеней, а также протокол расчета пеней. Указанные документы позволяют налогоплательщику убедиться в обоснованности начисления ему пеней, так как содержат сведения о размере недоимки, дате, с которой начислены пени и периоде, за который они начислены, а также ставки пеней.
Поскольку в рассматриваемом случае судом установлена действительная обязанность Кооператива по уплате 84 586 руб. 09 коп. пеней по ЕСН, формальное нарушение, допущенное налоговым органом в оформлении оспариваемого требования, не может являться основанием для признания этого требования недействительным.
Довод подателя жалобы о том, что Инспекцией пропущен предусмотренный статьей 70 НК РФ срок направления оспариваемого требования, отклоняется кассационной инстанцией.
В силу положений абзаца 2 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.
Вместе с тем пропуск налоговым органом установленного статьей 70 НК РФ срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней (пункт 6 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71).
В соответствии с пунктом 6 статьи 75 НК РФ пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, установленном статьями 46 - 48 НК РФ.
Как следует из пунктов 1 и 2 статьи 46 НК РФ, в случаях неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа.
Согласно пункту 3 статьи 46 НК РФ решение о взыскании налога за счет средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках, принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
В постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.09.2007 N 4618/07 указано, что срок на бесспорное взыскание сумм налога начинает течь с момента истечения срока на добровольную его уплату, исчисляемого с момента окончания срока, в течение которого требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику по правилам статьи 70 НК РФ.
В рассматриваемом случае требование Инспекции N 834 об уплате пеней по состоянию на 26.09.2007 выставлено налогоплательщику на основании решения налогового органа от 07.09.2007 N 43, принятого по результатам выездной налоговой проверки.
Несоблюдение налоговым органом установленного статьей 70 НК РФ срока направления требования не повлекло пропуска им срока на бесспорное взыскание с Кооператива спорной суммы пеней. Решение от 09.10.2007 N 5866 о взыскании пеней за счет денежных средств налогоплательщика на счете в банке вынесено Инспекцией в установленный пунктом 3 статьи 46 НК РФ срок.
Кассационная коллегия считает, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, поэтом оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.12.2007 по делу N А42-5931/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива Рыболовецкого колхоза "Мурман" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В.Дмитриев |
Судьи |
Н.Г. Кузнецова |
|
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 апреля 2008 г. N А42-5931/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника