Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев жалобу государственного инспектора дорожного надзора отделения ГИБДД ОМВД России по Беловскому району Круглякова Д.В. на вступившее в законную силу решение судьи Беловского районного суда Кемеровской области от 20 июня 2022 г., вынесенное в отношении Максименко Светланы Сергеевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N1 Беловского судебного района Кемеровской области от 19 мая 2022 г, должностное лицо -Максименко С.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Беловского районного суда Кемеровской области от 20 июня 2022 г. постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ в отношении Максименко С.С. прекращено, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе инспектор ДНО ГИБДД ОМВД России по Беловскому району Круглякова Д.В. просит об отмене решения.
Максименко С.С, уведомленная о подачи жалобы, в установленный срок возражений не представила.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст.12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность предусматривает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В силу статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Статьей 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, помимо прочего, содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Из протокола по делу об административном правонарушении следует, что 21 февраля 2022 г. Максименко С.С, являясь начальником "данные изъяты", не выполнила требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автомобильной дороги пос. Старобачаты-Профилакторий "Серебрянный ключ" 1 км+800 м, в нарушение п.п. 8.1, 8.12 ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", допустила наличие зимней скользкости на поверхности дорожного покрытия в виде ледяной корки толщиной слоя от 2 см до 6, 5 см (п.8.1) и колеи глубиной до 6, 5 см (п. 8.12).
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения должностного лица к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ.
Отменяя постановление мирового судьи о назначении Максименко С.С. административного наказания, вышестоящий суд пришел к выводу о том, что участок автодороги пос. Старобачаты-Профилакторий "Серебрянный ключ" 1 км+800 м не был передан Старабачатскому территориальному управлению в возмездное пользование либо в оперативное управление, в связи с чем суд пришел к выводу, что ответственным лицом за содержание автодороги является собственник имущества - администрация Беловского муниципального округа, прекратил производство по делу в отношении Максименко С.С. в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе должностное лицо настаивает на виновности Максименко С.С. в совершении вмененного ей правонарушения, полагает, что Старобачатское территориальное управление осуществляет дорожную деятельность на подведомственной территории в отношении автомобильных дорог местного значения в границах которой находится указанный участок автодороги.
Доводы жалобы о том, что земельный участок, на котором находится автомобильная дорога, находится в границах Старобачатского сельского территориального управления, в связи с чем обязанность осуществления дорожной деятельности возлагается на Старобачатское сельское территориальное управление администрации Беловского муниципального округа, заслуживают внимания.
Из материалов дела следует, что 21.02.2022г уполномоченным должностным лицом составлен акт обследования дорожных условий в месте совершения ДТП, выявлены недостатки содержания дороги в месте ДТП, Старобачаты- профилакторий "Серебряный источник", а именно: наличие зимней скользкости, в виде ледяной корки толщиной слоя от 2 см до 6, 5 см, (л.д.5).
21.02.2022г составлен акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги Старобачаты-санаторий-профилакторий "Серебряный источник" 1 км + 800 м.
Старобачатское территориальное управление администрации Беловского муниципального округа осуществляет деятельность органов местного самоуправления сельских поселений, (л.д.21-25, выписка из ЕГРЮЛ).
Пунктом 3.19 Положения о Старобачатском территориальном управлении администрации Беловского муниципального округа, утвержденного постановлением Березовского муниципального округа администрации Беловского муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса от 07.12.2021г N 461, управление обязано осуществлять дорожную деятельность на подведомственных территориях в отношении автомобильных дорог местного значения в границах территории, включая строительство, содержание, ремонт автомобильных дорог и дорожной инфраструктуры, обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Выводы судьи Беловского районного суда о том, что участок автодороги пос. Старобачаты профилакторий "Серебряный ключ", 1 км + 800 м не был передан Старобачатскому территориальному управлению в установленном порядке противоречат материалам дела, а именно выписке из ЕГРН, согласно которой правообладателем земельного участка с кадастровым номером N, наименование: автомобильная дорога, является Старобачатское сельское поселение, (л.д.98). Сведения являются ранее учтенными, в связи с чем на дату совершения административного правонарушения указанная автомобильная дорога находилась в ведении Старобачатского территориального управления.
Старобачатское территориальное управление администрации Беловского муниципального округа создано 17.12.2021г.
Распоряжением Беловского муниципального округа администрации Беловского муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса от 29.03.2022г N 386 передан в оперативное управление Старобачатскому территориальному управлению администрации Беловского муниципального округа- дорога, ул. Озерная, 770м кадастровый номер N (л.д.115-120). Однако издание данного распоряжения 29.03.2022г не позволяет сделать вывод о том, что на дату совершения правонарушения у территориального управления не было названных полномочий.
Пунктом 5 статьи 14 Федерального закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10. 2003г N 131-ФЗ предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения отнесена дорожная деятельность, в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации".
В силу статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Из представленного в материалы дела Положения от 07.12.2021г о Старобачатском ТУ следует, что полномочия по осуществлению дорожной деятельности на подведомственных территориях в отношении автомобильных дорог были переданы управлению в установленном порядке.
Совокупность доказательств и системное толкование действующего законодательства позволяют прийти к выводу о том, что вопросы осуществления дорожной деятельности автомобильной дороги, правообладателем которой является Старобачатское сельское поселение отнесено к деятельности Старобачатского ТУ администрации Беловского муниципального района.
В связи с вышеизложенным решение судьи районного суда подлежит изменению, из описательно-мотивировочной части подлежат исключению выводы о том, что участок автодороги пос. Старобачаты профилакторий "Серебряный ключ", 1 км+800 м Старобачатскому ТУ не был передан; лицом ответственным за содержание указанной автодороги является собственник имущества, администрация Беловского муниципального округа.
Однако по доводам жалобы обжалованное решение отмене не подлежит.
В соответствии с положениями ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с п. 6 ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, наряду с прочими, личность нарушителя и обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из содержания п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения лица к административной ответственности, т.е. является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.14 названного Кодекса, составляет 2 месяца.
Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении Максименко С.С. настоящего дела об административном правонарушении, имели место 21 февраля 2022 г.
Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, на момент рассмотрения настоящей жалобы, истек.
Рассмотрение жалоб на вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов регулируется статьями 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья 30.17 КоАП РФ содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.
По смыслу части 2 статьи 30.17 КоАП РФ изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
Указанная правовая позиция корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь ст. ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
решение судьи Беловского районного суда Кемеровской области от 20 июня 2022 г, вынесенное в отношении Максименко Светланы Сергеевны, изменить, исключив выводы: "участок автодороги пос. Старобачаты, профилакторий "Серебряный ключ", 1км+800м Старобачатскому территориальному управлению не был передан; ответственным лицом за содержание указанной автодороги является собственник имущества, администрация Беловского муниципального округа".
В остальной части решение оставить без изменения, жалобу государственного инспектора дорожного надзора отделения ГИБДД ОМВД России по Беловскому району Круглякова Д.В. - без удовлетворения.
Судья С.Н. Михеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.